Культ мощей в христианстве. Почему мы поклоняемся святым мощам Почему в православии поклоняются мощам
Что такое святые мощи, почему им поклоняются и почитают в православной церкви. Разве можно поклоняться, засушенным частям человеческого тела?
Выходит что православные священники недалеко ушли, от диких африканских племен, поклоняющихся человеческим жертвам, или фрагментам человеческих тел, дикость же.
Православная реликвия, отрезанная человеческая голова в золотом ларце, которой поклоняются, или труп в стеклянном гробу, это что вообще такое, с каких пор это стало нормально?
Что говорит святое писание на этот счет? Насколько знаю, это грех, поклонятся идолам, грех не придавать останкам тело, разве нет?
Разве можно доверять, людям, для которых нормой является то, чтобы поклоняться фетишам, фрагментам одежды, волос, фрагментам человеческого тела, или мертвым телам целиком.
В нормальном обществе это как минимум извращение, если уж не статья за некрофилию. Как это все воспринимать?
Духовное не привязано к телесному, зачем тогда сохранять а тем более поклоняться телесному?
(
0
голосов
: 0
из 5
)
Впечатлительных людей просьба не смотреть. Блог содержит фотографии святых мощей - кусков мумифицированных трупов людей, которым принято поклоняться в христианстве.
Согласитесь, ощущения от просмотра жуткие. Здравомыслящему человеку никогда не понять, какой смысл имеет это поклонение человеческому праху, но кто сказал, что верующие мыслят здраво? Если вы верите, что женщина создана из ребра мужчины, что Вселенная имеет возраст 7000 лет, что иконы могут плакать оливковым маслом - то вы не являетесь здравомыслящим человеком по определению, вы поражены заболеванием, называющимся Религиозность Головного Мозга.
При поражении мозга, вызываемого этим заболеванием, люди начинают представлять, будто прикосновение или поцелуй, сопряжённые с молитвой, к кускам трупов могут их исцелить или принести какое-то облегчение в их судьбе. Это заблуждение охотно поддерживается служителями культа, извлекающими немалые прибыли из этой наивной веры. Для увеличения доходов они придумали раздирать останки своих святых на кусочки, при этом разработали теорию, будто благодать каждого кусочка не меньше, а равна исходному материалу. Немало религиозных святынь вообще представлено в количестве большем, чем труп нормального человека мог при себе иметь при жизни. Например, известно несколько голов Иоанна Крестителя, как будто он не человеком был, а змеем горынычем каким-то. Мусульмане полагают местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, католики хранят её в Риме в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Ещё несколько голов имеется в Амьене (Франция), в турецкой Антиохии, а также в одном из монастырей Армении. Удивляться здесь нечему - как только появился культ почитания кусков трупов, появились и подделки. Российский император Пётр I на этот счёт даже опубликовал повеление:
О мощах святых, где какия явятся быть сумнительныя, розыскивать: много бо и о сем наплутано. На пример, предлагаются чуждыя некия: Святаго первомученика Стефана тело лежит и в Венеции на предградии, в монастыре Бенедиктинском, в церкви святаго Георгия, и в Риме в загородной церкви святаго Лаврентия; тако ж много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, нет ли и у Нас такого безделия?
В качестве «чудесности» мощей служители культа приводят их нетленность и якобы совершаемые от них исцеления. На самом деле останки вполне тленны, просто находятся в мумифицированном состоянии, для достижения которого достаточно определённых условий хранения трупа. А что касается исцелений - то тут уж можно ожидать чего угодно, от самовнушения до откровенного подлога.
Лица, подверженные православию головного мозга (одна из форм религиозности головного мозга) придумали обряд омовения мощей. Вода, которой производится обряд, полагается святой и ею брызгают на собравшихся.
Кроме того, иногда для кусков трупов святых устраивают «гастроли» - их возят по свету, собирая на поклонение массу верующих и многократно увеличивая доходы.
Есть, правда, группа христиан, от подобного обряда шарахающаяся - это протестанты. Может показаться, что религиозность головного мозга переносится ими несколько легче, но это не совсем так.
Почитание святынь и святых мощей является давней традицией христианства, по всему миру существует множество свидетельств о чудесах у мощей православных святых. Монах Никодим из монастыря Святого Павла в Священном Киноте Святой Горы Афон рассказал о том, какую духовную пользу приносит поклонение святым мощам, по какой причине одни люди получают от святынь исцеление, а другие уходят ни с чем, и почему чудеса не поддаются логическому объяснению.
Прежде всего, афонский монах отмечает, что духовная польза от поклонения святым мощам не может поддаваться логическому объяснению, поскольку является проявлением божественной благодати.
«Рассуждения о том, существует ли духовная польза от поклонения святыням, не подлежат логическому анализу. Когда люди видят такие благословенные святыни, то по своей вере они, безусловно, получают от этого духовную пользу. Однако эта духовная польза проявляется по-разному. И только сам человек может объяснить, в чем заключается духовная польза конкретно для него. Конечно же, поклоняясь святым мощам, мы получаем благодать в зависимости от уровня нашей веры. Потому что один может поклониться мощам, и с ним ничего особенного не произойдет, а другой через поклонение мощам может получить огромную духовную пользу», - поясняет отец Никодим.
Говоря о давних традициях поклонения святым, монах Святой Горы приводит пример из Евангелия.
«Мы видим в Священном Писании и в Деяниях святых апостолов, что даже, когда апостол Петр проходил по дороге, то все имели желание хотя бы прикоснуться к нему. А те, кто не могли этого сделать, старались стать там, где на них могла бы попасть хотя бы тень от его одежды, и даже от этого получали благодать, и это все зафиксировано в Священном Писании. Насколько же большую благодать мы получаем от мощей тех святых людей, которые исполнили Заповеди Евангелия и достигли состояния святости и обожения», - говорит отец Никодим.
Также афонский монах рассказал о святынях, которые хранятся в афонском монастыре Святого Павла.
«Самой большой святыней нашего монастыря являются Честные Дары, которые были принесены волхвами младенцу Иисусу Христу в Вифлеемскую пещеру. Это уникальная святыня, которая сохранилась только в монастыре святого Павла, и не хранится больше нигде. Одной из святынь нашего монастыря является часть честной главы святого великомученика Пантелеимона. Также у нас хранятся части святых мощей трех святителей - Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. В других афонских монастырях сохраняется пояс Богородицы, часть честного древа Животворящего Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос, и другие святыни», - рассказал отец Никодим.
Многие святыни Православной Церкви хранятся на Афоне, куда может попасть не каждый верующий человек, однако приложиться к этим святыням православные могут во время их выездов со Святой Горы, - отмечает насельник монастыря Святого Павла.
«Святая Гора Афон имеет многовековую историю. Таким образом, Афон является не только центром духовной жизни, но и самой большой сокровищницей, в которой хранятся драгоценные святыни нашей веры. Благодаря тому, что святые мощи привозят в ту или иную местность, православным христианам оказывается духовная помощь. Как известно, по уставу Святой Горы женщинам не позволен вход на Афон, поэтому такие выезды со святыми мощами – это, в том числе, приношение для благочестивых женщин, православных христианок, которые по объективным причинам не могут поклониться этим святыням на Святой Горе Афон. А таким образом они имеют возможность поклониться святыне и получить духовное утешение», - говорит отец Никодим.
Мощи – останки угодников Божиих, которые в течение земной жизни своими добрыми делами и богоугодными подвигами достигли святости.
В Православной Церкви мощи святых почитаются верующими. Неисчислимо количество случаев чудесной помощи, полученной людьми по молитвам перед мощами святых. Свидетельством особого почитания мощей в Церкви служат многочисленные праздники, установленные в честь обретения или даже перенесения в определенное место останков святых угодников.
В Священном Писании мы можем видеть следующие слова Господа: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20: 4-5). В них ясно говорится о том, что верующим нельзя служить и поклоняться ничему и никому, кроме одного Бога.
Мощи св Матроны
(Фото с сайта gtrk-saratov.ru)
Возникает закономерный вопрос: не является ли почитание икон и особенно мощей грубым идолопоклонством вопреки прямому Божию запрету?
Необходимо посмотреть в суть возможности человеческой святости. По учению Православной Церкви, человек, достигший святости – это тот, кто всей своей жизнью служил Господу и Его славе и в меру возможности уподобился Самому Богу. Свидетельством данного уподобления Богу становится то, что святой еще при своей земной жизни получает дары Святого Духа. Это выражается в том, что жестоко мучимые за имя Христово вопреки всем законам не имели телесных повреждений; аскеты и праведные, посвятившие свою жизнь молитве и служению Богу и людям, получали силу исцелять больных, изгонять бесов, чудесно помогать нуждающимся, предвидеть будущее и знать тайны человеческих мыслей.
Сверхъестественные способности святых не являлись чем-то, что они с помощью поста или неких медитативных упражнений открыли в своем теле. Это – исключительно дар Божий, который был дан им для прославления Господа. Святые при жизни становились вместилищами Божественной славы и силы. И именно в этом ключе необходимо рассматривать тела святых и после их земной смерти.
Мощи св. Спиридона
(Фото с сайта hram-troicy.prihod.ru)
Подтверждение этого можно найти и в Священном Писании. Ветхозаветный пророк Елисей, получивший от Бога благодать, большую, чем пребывала на пророке Илии (4 Цар. 2:9-14) и именно с ее помощью творивший великие чудеса, как, например, воскрешение мертвого мальчика (4 Цар. 4:32-25), и после своей земной смерти был вместилищем Божественной благодати. Об этом свидетельствует следующий эпизод: так, во время похорон одного из умерших, евреи увидели стремительно приближающиеся полчища противников. Для того, чтобы не бросить тело умершего на съедение хищным зверям и птицам, евреи решили оставить его в ближайшем гробу. Этим гробом оказался склеп пророка Елисея, похороненного в нем годом ранее. Как только тело мертвого коснулось костей пророка, умерший ожил (4 Цар. 13:21). Если Елисей и творил чудеса во время земной жизни только своими силами или «ловкостью рук», то смог бы он уже после смерти воскресить умершего? Нет, но такие чудеса под силу лишь одному Богу, Который действует благодатью в Своих угодниках.
Итак, поклоняясь святым через почитание их мощей и испрашивая у них помощь в различных бедах и скорбях, мы обращаемся к Самому Богу, действующему в святых Своей силой и по их земной смерти. Получая чудесную помощь, необходимо всегда помнить, что она подается, в первую очередь, от Бога, а не от одного лишь от какого-либо святого.
Архиепископа Мир Ликийских, привезенные из итальянского города Бари. Сейчас они находятся в Санкт-Петербурге. Поклониться им пришли уже 2 млн. человек, в том числе попросить о чем-то своем, наболевшем. Но что именно, с православной точки зрения, следует просить у святого? Каких благ? Может ли тут идти речь о житейских благах и чисто земных вещах? На что следует обратить внимание, чтобы поклонение святому не носило языческий характер?
Молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии
:
– Моя жена в детстве молилась за уточку. Собака погрызла ей шею, уточка казалась безнадежной, и вот моя супруга, на тот момент еще совсем маленький ребенок, со слезами молилась святому целителю Пантелеимону за уточку, и уточка выздоровела. Кто-то скажет, что это несерьезно. Но я лично думаю, что если ребенок молится от сердца за живое существо, то и став взрослым, он будет иметь сострадание.
Понятно, что люди идут к святыням и зачастую молятся только о земном. Думаю, что относиться к этому надо проще. Слава Богу, что люди уже молятся, выстаивают длинные очереди к святыням, а не идут непонятно куда. Каждый молится в меру своего возраста телесного и духовного, в меру своего понимания того, что наиболее ценно. И Бог снисходит к нам, исполняет порой самые нелепые наши просьбы.
Вспоминается такое святоотеческое правило, произнесенное святителем Игнатием (Брянчаниновым): молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии . Если считаешь, что тебе что-то нужно, можешь об этом просить, но быть этому или не быть – пусть решит уже Бог. Вверь себя в Его руки.
Нельзя сразу перепрыгнуть к духовному совершенству, так, чтобы всё земное сразу перестало интересовать. Требуя от себя бесстрастия по отношению к простой человеческой жизни, можно вместо духовного совершенства скатиться к равнодушию, апатии и безразличию. Люди переживают о своем здоровье, о благополучии близких людей, молятся, чтобы у детей разрешились проблемы. Молятся о том, чтобы сдать экзамен и чтобы не уволили с работы, молятся о друзьях и подругах. И это подтверждает, что сердце еще живо, и самое главное – люди обращаются именно к Богу, именно у Него ищут помощи.
В молитве надо однозначно исключать злые просьбы. Отомстить обидчику, наказать соседей, проучить того, кого ты возненавидел – всего этого в молитве однозначно нельзя просить. Бог есть Любовь, Благо, Жизнь, и потому того, что противоречит любви, благу и жизни, просить в молитве нельзя. Так ты удалишься от Бога и навлечешь беды на самого себя.
Молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест
В моей жизни давным-давно был случай, когда мне показалась невыносимой работа с тем начальником, который был. Я молился об увольнении начальника, молился от сердца, и через какие-то сутки просьба исполнилась. Я был невероятно рад, но новый начальник, вроде бы добрый и не такой взыскательный, оказался на деле намного труднее. И с ним в итоге стало лишь тяжелее. Господь вернул затем прежнего начальника, а мне было ясно показано, что просить себе облегчения земных дел нельзя. Бог Сам знает, как управить нашу жизнь. Поэтому молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест.
В наших молитвах постараемся помнить, что самая главная ценность у человека – его бессмертная душа. О спасении души и надо молиться прежде всего, о том, чтобы отсечь мешающие нам грехи и страсти. Одна знакомая девушка долгое время страдала сильной зависимостью от наркотиков, никак не могла вырваться. Но у нее нашлись силы просить Господа, чтобы Он как-то помог ей. Она просила год, два, и вроде бы ничего не получалось. И вот ее мама поехала в Святую Землю и у Гроба Господня тоже от всего сердца молилась за дочь. Буквально на следующий день девушка проснулась утром и вдруг почувствовала, что у нее пропала тяга к наркотикам. Она даже не поняла, почему это произошло. Вышла на улицу, где-то увидела других наркоманов и снова заметила за собой, что у нее нет никакой тяги к этому, даже ломки не происходило. Вот так молитва от всего сердца, особенно когда ты молишься не один и кто-то молится за тебя у святыни, вершит настоящее чудо.
Первое, о чём нужно просить, – это о преуспеянии в духовной жизни
:
По неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи
– На самом деле, вопрос такой даже не должен стоять у православного: о чём просить у святого? Во всяком случае, в первую очередь. Об умножении веры и любви к Богу и ближним, о решимости в исполнении заповедей Христовых, о познании Его святой воли и о даровании разумения и сил для её исполнения. Словом, первое, о чём нужно просить, независимо от обстоятельств жизни – это о преуспеянии в духовной жизни и для нас самих и для наших близких, потому что это главное в перспективе нашей вечности. Конечно, бывают какие-то чрезвычайные обстоятельства, нужда, болезни, бедствия в нашей жизни и жизни наших близких, когда просто невозможно не просить о помощи в конкретных, житейских нуждах. Когда человек буквально, что называется, вопиет. Можно ли? Можно и нужно, конечно, но и при этом надо иметь смирение, некое пространство сердца, осознающее, что иное есть воля Божия и иное – человеческая, и по неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи, и напротив – не всегда полезно для нас то, о чём мы просим, каким бы очевидно и вопиюще необходимым не казалось нам просимое. Вот в этом простом: «но не как я хочу, а как Богу будет угодно» и состоит необходимое в приложении к всякому делу и ко всякой молитве – смирение.
Бог – Источник и Солнце, а святые – зеркальца, отражающие Его свет
:
Молиться так, как если бы от этой молитвы зависела твоя жизнь
– Честно признаюсь, что я не совсем понимаю ажиотажа вокруг этого события. Понятно, что святитель Николай Чудотворец – очень почитаемый в России святой, но ощущение, что немалая часть людей идут не к Богу, а за чудом. Вот этого не должно быть. Потому что в православном христианстве Податель всех благ только Бог. Он Источник, а Его святые – лишь провода. Он Солнце, а его святые – лишь зеркальца, отражающие Его свет. А если человек подходит к раке с мощами и загадывает желание или считает, что целованием её у него решатся все проблемы, – это язычество и идолопоклонство.
О характере молитвы всё сказано до меня святыми отцами, которые были практикующими христианами. Если описать эту практику вкратце, то получится три пункта. Во-первых, человек должен приступать к молитве со смирением: осознанием своей духовной повреждённости и несовершенства. Во-вторых, понимать, что Бог и святые видят тебя насквозь в режиме реального времени – это своеобразный опыт предстояния перед Господом. В-третьих, молиться так, как если бы от этой молитвы зависела вся твоя жизнь.
о паломничестве и поклонении святым мощам Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских:
– Святитель и чудотворец Николай, столь же почитаемый, как преподобный Сергий, в нашем народе, за без малого два месяца пребывания своими мощами в Земле Русской собрал два миллиона человек. И это было подлинное паломничество, связанное с подвигом, с преодолением трудностей. Люди часами стояли и стоят, чтобы приложиться к мощам. Мне рассказывали, как людям немолодым и нездоровым предлагалось пройти вперед без очереди, но они отказывались, говоря: «Мне важно не только к мощам приложиться – мне постоять важно, мне помолиться важно»…
Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы
А что же движет людьми? Ничего материального. От этого они не получают ни комфорта, ни денежного вознаграждения, ни почета, ни уважения, а многие еще и обрушиваются с клеветой на честных паломников. Но верующие и не ищут похвалы от человеков, не ищут немедленного видимого благополучия. Они обращаются к святым с самым сокровенным, они душу свою поверяют, они молятся о себе, о своих родных и близких – и знают, что перед святыми мощами, где является особой силы Божественная благодать, их молитвы осуществляются.
Некоторые недоумевают и спрашивают нас: как же вы, живущие в XXI веке в европейской стране, сохраняете такую веру? Что все это означает? Я встречался с некоторыми западными учеными-социологами, которые меня с пристрастием допрашивали, что за всем этим стоит, – полагая, что этому, как и массовым политическим акциям, есть простое человеческое объяснение: кому-то выгодно сменить власть, кто-то желает ее защитить, кто-то борется за свои экономические права, кто-то считает, что он должен быть во власти, и, объединяясь с единомышленниками, люди действительно выходят во множестве. Но все это так далеко от того, что происходит во время паломничества! Мы молимся святым угодникам не для того, чтобы власть получить, и не для того, чтобы денег у нас стало больше. Мы молимся о самом главном – о своем внутреннем, духовном, сокровенном, для каждого своем. Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы – за себя, за своих родных и близких, за Отечество свое, за Церковь свою. И точно знаем, что святые, Богом одаренные, отвечают нам на наши молитвы.
(Слово Святейшего Патриарха Кирилла
в день памяти преподобного Сергия Радонежского
в Троице-Сергиевой лавре, 18 июля)