Деятельность порождающая нечто. Творчество деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающееся
Как часто мы задаем себе вопросы и размышляем над ними? Именно размышляем, а не ищем готовые ответы у близких, друзей, в литературе или в интернете?
В современной жизни у серьёзных работодателей всегда пользуются спросом сотрудники, способные находить творческие решения поставленных задач. Таких людей часто называют креативщиками. В современном менеджменте даже сформировался термин «креативный класс».
Откуда же они берутся и почему это «дано не всем»? Почему основная масса людей являются замечательными исполнителями? Почему нестандартные решения обычных задач или уникальные музыкальные произведения не приходят в голову каждому человеку? И что же такое творчество? В чем его ценность?
С точки зрения научного знания определение термина «творчество» звучит так: «творчество это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей»
Википедия дает более развернутое описание этого понятия:
«Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество - это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей.
Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика. Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica - «отыскиваю», «открываю») - отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека. Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.
В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Понятие «эвристика» встречается в трактате греческого математика Паппа «Искусство решать задачи» (300 год н. э.).
Долгое время в основе творчества лежали методы проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер (Goodyear) писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Он следовал логическому заключению, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание. Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов.
Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга».
На мой взгляд, понимание творчества как эксперимента наиболее верное. Как и в любом эксперименте есть изначально некие составляющие, ингредиенты. И есть некая цель. Чаще всего экспериментатор не имеет конкретных точных характеристик конечного продукта и заранее не знает, сколько времени уйдет на его получение.
Более того, любой экспериментатор не может дать стопроцентной гарантии, что результат эксперимента будет положительным. И всё же он идёт на этот эксперимент, ищет и творит.
Зачем? Почему? Что им движет? Почему не хочет идти проторенным путём? Хочется славы и признания? Или это потребность души, единственно приемлемый образ жизни?
Давайте попробуем вместе разобраться в этом.
Новорожденный младенец полностью зависим от окружения и представляет собой «открытую книгу». Он впитывает культуру, язык, традиции своей семьи. Затем круг общения увеличивается, ребенок включается в социум.
На каком-то этапе наступает момент, когда ребенок начинает проявлять индивидуальные свойства личности, не совпадающие с качествами окружающих. И тогда взрослые говорят: «Характер показывает...».
В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс. И задача взрослых на этом этапе не учить ребенка, а создавать условия и направлять его энергию в позитивное, созидательное русло.
В процессе взросления человек приобретает новый опыт, новые качества, теряя при этом характерные черты ребенка. В том числе, потребность в творчестве и открытость окружающему миру. И этот процесс развития мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Наоборот, если взрослый человек проявляет признаки ребенка мы удивляемся, недоумеваем, и даже иногда осуждаем: «впал в детство», «ведёт себя как ребенок». Существуют определенные стереотипы, шаблоны поведения, которым должны соответствовать «нормальные» взрослые люди. А люди творческие, музыкальные, литературные или научные гении, как правило, «витают в облаках», «не от мира сего», «белые вороны» и т.д.
Если рассмотреть «белых ворон» поближе, то можно увидеть, что это люди, которые смело выражают свои, отличные от общепринятых взгляды и идеи. Они далеки от забот о хлебе насущном, их мало волнуют людские страсти. Существует немало примеров, когда человек, находящийся в процессе творения, забывал о времени, еде, сне, о тех, кто его окружает. И в этом состоянии он «как ребенок», он свободен, он плывёт по реке вдохновения, доверившись её течению.
Однажды ночью мне приснился сон. Я сижу за рулем и веду по дороге автомобиль. Я чувствую себя легко и свободно, я уверенна в себе. На дороге есть и другие участники движения, но мы легко движемся каждый в своём направлении, не пересекая траектории движения друг друга. И вдруг в какой-то момент мне приходит мысль: «А почему я еду, не меняя скорости и не останавливаясь на перекрестках? Неужели я нарушаю правила?» Смотрю на спидометр и пытаюсь снизить скорость, но машина не слушается, она движется сама по себе, тормоза не работают. Тогда я, прикладывая максимум усилий, сворачиваю с асфальта на грунтовую дорогу. Причем сознательно выискиваю грязь, лужи, препятствия, чтобы затормозить машину и остановиться естественным образом.
Сон был настолько ярким, что долго не выходил из моей головы. Любой водитель скажет, что в подобной ситуации в реальной жизни моя реакция была правильной.
После некоторого размышления я пришла к выводу, что на самом деле мой сон, очень похож на реальную жизнь. Пока любой человек свободен в душе, полностью отдает себя творчеству жизни, он легко, быстро, беспрепятственно и наиболее безопасно достигает своих целей. Но стоит нам вспомнить о правилах и ограничениях, как у нас тут же возникает страх, паника. Мы начинаем «терять контроль над ситуацией». В результате не только сворачиваем с пути, но самостоятельно направляем свою жизнь в «грязь», страдания, сами выискиваем препятствия на своём пути. А в некоторых случаях и сталкиваемся с другими «участниками движения», нанося им травмы и причиняя урон. И в итоге, в зависимости от приложенных усилий, либо «притормаживаем», либо совсем останавливаемся.
Творчество и страх несовместимы. Они не могут существовать одновременно. Ибо творчество не знает страха, а страх не может быть творческим.
Что такое страх и зачем он нужен мы поговорим в статье ».
Творчество деятельность порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. (большой энциклопедический словарь) процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности, свободы, развития личности и культуры. (новая философская энциклопедия)
Проектная деятельность учащихся. Первое занятие. ПРИМЕР 1. Ты хочешь новые телефоны (айфон или самсунг) 2. Почему эта мысль пришла тебе в голову? Когда ты собрался звонить подруге и обнаружил, что старый телефон отжил своё. 3. Как ты предполагал решать эту проблему? А) попросить у родителей деньги, Б) получить вещь в обмен на хорошую учебу В) заработать деньги. 4. Какую цель ты поставил перед собой? Получить новый айфон. 5. Какие задачи решал для достижения цели? А) поговорить с родителями о проблеме, Б) подготовиться и получить хорошие оценки, В) устроиться на работу. 6. Как на самом деле поступил? 7. Каков был результат? - достиг ли цели? - решил проблему? - появились новые идеи? - как поступишь в следующий раз? ПОТРЕБНОСТЬ ПРОБЛЕМА ПУТИ РЕШЕНИЯ ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА АНАЛИЗ И ОЦЕНКА
состоит из четырех основных ступеней. 4. Анализ и оценка проделанной работы. 3. Апробирование собственной разработки – изготовление проектного изделия. 2. Разработка собственной идеи на базе полученных из литературы знаний. 1. Подбор и изучение литературы по избранной теме.
Опорная таблица для выполнения раздела Выбор и обоснование проекта Потребность Проблема Оглянись вокруг, что тебя не устраивает. Может быть, ты захочешь украсить комнату или создать суперавтомобиль, а может сестре или маме сделать подарок. Возможность изготовления Подумай о возможности решения проблемы: - что ты умеешь (паять, конструировать, складывать. . .), что у тебя лучше всего получается, - какие материалы есть у тебя, есть ли необходимое оборудование, - достаточно ли времени и т. д. Требования к изделию Подумай, каким ты хочешь видеть свое будущее изделие (качество, эстетика, практичность, сложность исполнения и т. д.). Идеи Предложи свои идеи или варианты будущего изделия Выбор лучшей идеи Какая из идей самая удачная? Почему ты выбрал именно её? ТЕМА Сформулируй тему проекта.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ВЫБОР– То, из чего можно выбрать. (Ожегов С. И. Толковый словарь). Выбор предполагает наличие нескольких вариантов чего-либо. Исследовав достоинства и недостатки каждого, из нескольких вариантов выбирают один и объясняют, почему выбран именно этот.
Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Т. может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология Т. исследует процесс, психологич. «механизм» протекания акта Т. Философия рассматривает вопрос о сущности Т., к-рый по-раз-ному ставился в равные историч. эпохи.
Так, в антич. философии Т. связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия («быва-ния»), а но бытия бесконечного и вечного, созерцание к-рого ставится выше всякой деятельности, в т. ч. и Т. В понимании художеств. Т., особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего («умного») созерцания мира. Воззрения на Т. в ср.-век. философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Т. предстаёт, т. о., как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеч. личности подчёркивает значение воли; человеч. Т. выступает у него прежде всего как Т. истории.
Пафосом безграничных творч. возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Т. осознаётся прежде всего как художеств. Т., сущность к-рого усматривается в творч. созерцании. Возникает культ гения, интерес к самому акту Т. и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творч. процесса.
В 18 в. Кант специально анализирует творч. деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя есть единство сознат. и бессознат. дея-тельностей, поэтому гении творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому как творит природа, с той разницей, что этот объективный, т. е. бессознат., процесс протекает всё же в субъективности человека и, стало быть, опосредствован его свободой. Согласно Шеллингу и йенским романтикам, Т., и прежде всего Т. художника и философа,- высшая форма человеч. деятельности; здесь человек соприкасается с абсолютом.
В идеаяистич. философии кон. 19 - 20 вв. Т. рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технич. деятельности. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция Т. дана Бергсоном: Т. как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.
В экзистенциализме носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, т. е. как нек-рое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. В таких филос. направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм и близкие к ним варианты неопозитивизма, Т. рассматривается с односторонне прагматист-ской т. зр. прежде всего как изобретательство, цель к-рого - решать задачу, поставленную определ. ситуацией (Дьюи). Др. вариант интеллектуалистич. понимания Т. представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (Александер, Уайтхед, Гуссерль, Н. Гартман и др.). Основой Т. оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление в трактовке Т. оказывается ближе всего к платонизму.
П. П. Гайденко.
Марксистское понимание Т., противостоящее идеа-лиотич. и метафизич. концепциям, исходит из того, что Т,- это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Т. как созидат. деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-историч. (а не только индивидуальной) уникальностью, Человеч. сознание, по словам В. И. Ленина, «...не только отражает объективный мир, но и творит его» (ПСС, т. 29, с. 194).
Диалектич. материализм отвергает т. зр., согласно к-рой природа тоже творит. В природе происходит процесс развития, а не Т., к-рое всегда предполагает бытие и действие творца - субъекта творч. деятельности. По-видимому, какие-то биологич. формы и предпосылки Т. имеются и у высших животных, но своё специфич. выражение оно находит лишь у человека как общественно развитого существа.
Одним из необходимых условий развития науч. и художеств. Т. является свобода критики, творч, дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критич. отношение к традиции. Ленин писал, что для Т. «... необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии...» (там же, т. 12, с. 101). Одним из важнейших принципов коммунизма является обеспечение полного развития личности как гл. предпосылки Т., создание условий для свободного творч. труда. А. Г. Спиркин.
В психологии Т. изучается как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, к-рые обеспечивают её включённость в этот процесс.
Т. как процесс рассматривалось первоначально исходя из самоотчётов деятелей иск-ва и науки (описание «вдохновения», «мук Т.» и т. п.). Нек-рые крупные естествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кен-нон и др.) выделили в этих самоотчётах неск, стадий в процессе Т.- от зарождения замысла до момента (к-рый нельзя предвидеть), когда в сознании возникает новая идея. Англ. учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творч. процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. Так как гл. звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в Т. подсознат. и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе Т. дополняют друг друга.
Совокупность психич. свойств, характерных для творч. личности, стала объектом конкретно-науч. изучения с изобретением тестов и методик их обработки и анализа. Положение Гальтона о наследств. характере способности к Т. было подвергнуто в дальнейшем критике в психологич. науке (работы швейц. учёного А. Де-кандоля и др.), как и сближение гениальности с психич. расстройством у Ломброзо и др. Интерес к исследованию психологич. аспектов Т. (особенно научного) резко обострился в сер. 20 в. под воздействием науч.-технич. революции. Это вызвало кризис прежних методик изучения личности, в частности тра-диц. тестов, к-рые часто давали низкую оценку умственных способностей в случаях, когда испытуемые проявляли оригинальность, нестандартность мышления. Разрабатываются новые системы тестов для определения (с помощью факторного анализа и др. статистич. методов) творч. признаков личности. Особая роль придаётся воображению, гибкости ума, дивергентному (т. е. расходящемуся в различных направлениях) мышлению, а также внутр. мотивации Т. Разрабатываются методики стимуляции группового Т., среди к-рых наибольшую популярность в США приобрели «брейн-шторминг» и синектика. Первый исходит из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внеш. среде, препятствуют выявлению творч. возможностей ума; нейтрализация этих барьерных механизмов достигается разделением двух этапов процесса Т.- генерирования идей и их критич. оценки (индивиды, входящие в группу, сначала производят возможно больше идей в связи с к.-л. проблемой, а затем из общей массы суждений и догадок отбираются наиболее оригинальные и перспективные). Синектика ставит целью актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умств. деятельности в условиях группового Т.
Успехи кибернетики, передача технич. устройствам поддающихся формализации умств. операций резко повысили интерес к творч. действиям личности, слособ-ностям, к-рые не могут быть формализированы. Предпринимаются также попытки технич. моделирования процесса поиска и открытия нового знания (см. Эвристика).
* Грузенберг С. О., Гений и Т., Л., 1924; Науч. , М., 1969; Проблемы науч. Т. в совр. психологии, ?., 1971, Художеств и науч. Т., Л., 1972; Creativity and its cultivation, N.Y., 1959; Scientific creativity, N.Y.- L., 1963.
М. Г. Ярошевский.
внешнего мира-это деятельность порождающая нечто новое,никогда ранее не существовавшее,-это помогите а
Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственныхпереживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию - образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя... Организованная когнитивная (познавательная. - Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, - пишет М. Кун, - является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. - Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.
На завод обратились с заявлением о приеме на работу: подросток 15 лет, окончивший 9 классов; военнослужащий, демобилизованный из вооруженных сил;молодой специалист, направленный на работу на должность инженера-технолога после окончания ВУЗа. Все они в качестве работников ранее не работали. 1. Какие документы должны представить эти лица при поступлении на работу? 2. Как оформляется прием на работу?
(А) На нашвзгляд, нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных
ценностей оказывают первостепенное влияние на отношение к правам человека,
законности. (Б) Правовое государство - демократическое государство, в котором
соблюдаются принципы верховенства права, права и свободы человека и гражданина
являются высшей ценностью.(В) Как бы ни были прекрасны принципы правового
государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности,
безверия, нравственной деградации общества.(Г) Цель правового государства -
защищая права человека, обеспечить достоинство личности.(Д) Человек является
равноправным партнером государства.
Определите,
какие положения текста носят:
А.фактический характер
Представим себе, что перед конструкторами поставлена задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как увеличить долговечность узлов и деталей? Как предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами? Как при изготовлении машины снизить расход металлов и других материалов? На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.
Что же такое творчество
? Этим словом принято обозначать
деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности (учителя или предпринимателя, садовника или повара) включает в себя элементы творчества. В широком смысле слова творческой является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями.
Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии,
т. е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что «мертвая петля», первая фигура высшего пилотажа, была выполнена летчиком П. Нестеровым сначала в воображении, а потом на самолете в воздухе. Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.
Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, происхождение которого не осознается. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то». В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека. Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется подчас годами, нередко приходит как бы внезапно, в неожиданное время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач.
Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль «озарит» ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает затрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на пути к верному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопление образов, четкое осознание задачи и бессознательное нахождение ее решения. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт инакопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предшествующего опыта, его «побочный продукт».
Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н. А. Бердяев считал творчество прибавлением, созданием нового, не существовавшего в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего.
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно, овладевать культурой: языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и помнить слова великого русского композитора П. И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».