Душа и… сосуды. Как психика меняется с возрастом
Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.
Структура психики человека
Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.
Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.
Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.
Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы ( и ), процессы памяти и , процесс мышления.
Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.
Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.
Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.
Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.
Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.
К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.
— внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:
- эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
- активационные (активность, пассивность);
- тонические (бодрость, угнетенность);
- временные (длительность состояния).
Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.
Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.
Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.
Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание (рис. 1).
Первоначальный уровень психики является . Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-с гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательною), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Так и коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».
Рис. 1. Структура психики человека
Коллективное бессознательное выражается в архетипах - древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.
К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.
Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.
Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.
Как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.
К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).
Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.
Сознание
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.
В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.
Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность , т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.
Психологическая характеристика сознания включает:
- ощущение себя познающим субъектом;
- способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
- способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
- способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.
Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.
Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словес- но-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.
Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущею отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.
Первый исходный уровень - бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное , — включает в себя:
- биодинамические свойства движений, опыт действий;
- чувственные образы.
На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис. 2).
Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:
- значение;
- смысл.
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.
Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.
Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).
Рис. 2. Структура сознания
Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.
Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.
Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.
Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.
Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.
Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:
- возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
- требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
- надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
- человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.
В последних работах В. П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.
Душевное и духовное в психике человека
Большой опыт познания духовного слоя сознания накоплен в христианской психологии, объясняющей психическую жизнь человека не только с точки зрения ее функционирования, но и направленности жизненного пути человека к высшим духовным ценностям. Внутренняя жизнь человека описывается при помощи понятий души и духа. Классической работой, раскрывающей соотношение душевной и духовной жизни человека, является работа В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа и нейрохирурга. Современные психологи указывают на необходимость освоения научной психологией основных идей, изложенных В.Ф. Войно-Ясенецким в эссе «Дух, душа и тело».
В этом труде Войно-Ясенецкий отмечает, что христианская психология принимает научное представление психической деятельности как колоссально сложной нервной деятельности, но не считает его исчерпывающим.
Состояния и акты сознания у человека определяются не только воздействием внешней и внутренней среды, но и воздействием высшей духовной реальности - Бога.
Согласно В.Ф. Войно-Ясенецкому, состояния и акты сознания, такие, как мышление, воля, чувства, страсти, любовь и другие, вызываются:
- органическими ощущениями нашего тела;
- восприятиями органов чувств;
- восприятиями от нашего трансцендентального (свсрхопыт- ного) существа;
- восприятиями из высшего духовного мира;
- воздействиями нашего духа.
Акты сознания носят взаимосвязанный характер, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля — мыслью, акты воли связаны с мыслью и чувством и т.д. Эти состояния сознания непрерывно меняются, ибо акты сознания находятся в постоянном движении. Объем сознания определяется разнообразием и глубиной актов и состояний сознания. Объем сознания также постоянно изменяется в сторону увеличения либо в случае патологии — в сторону уменьшения. В актах и состояниях сознания всегда участвует духовная сторона, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.
Полнота психической жизни обозначается в христианской психологии понятием души.
Душа — это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятии, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.
В деятельности души участвует дух, имеющий своим источником дары Святого Духа, который проявляется в высших свойствах духовности — религиозности, нравственном чувстве, философском и научном мышлении, тонкой художественной и музыкальной восприимчивости.
Жизнь духа нераздельно и теснейшим образом связана с жизнью тела. Духовная сущность человека выражается во всей его внешности. В.Ф. Войно-Ясенецкий обращает внимание на то, что не только глаза — зеркало души, но и все формы тела человека и его движения соответствуют душе, духу. Дух грубый и жестокий, передающийся по наследству, уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создаст отражающие его грубые формы. Дух чистый созидает соответствующие телесные формы. Формирующее влияние духа создает тончайшую разницу между похожими соматически лицами: хотя они и похожи, но одно лицо выглядит вульгарным, а другое — тонким и красивым.
Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность: проявление духа связано со всей нейроисихической деятельностью.
В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем сознании как отражение внешнего и внутреннего мира. Духовные отпечатки представляют собой нечто иное по сравнению со следами и отпечатками в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.
В христианской психологии дух человека рассматривается как более важный и могучий субстрат памяти по сравнению с мозгом. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужны последовательность и причинная связь, воспроизведение в памяти событий пережитого, необходимые для функций мозга: «Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в целостности». Дух может работать без ведома сознания о его работе: очень сложные интеллектуальные операции проходят мимо сознания, на поверхность которого дается готовый результат. Целый мир неведомых идей содержится внутри нас.
Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, органические и чувственные восприятия, составляющие элементы самоощущения и самовосприятия, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен, дух дышит, где хочет, а его низшая чувственная душа подчиняется законам причинности.
Инсульт (ОНМК) – это острое нарушение мозгового кровообращения, которое может иметь общемозговую или очаговую клиническую картину. Практически 90 % инсультов сопровождаются апоплексией – внезапным кровоизлиянием в полушария головного мозга, основными проявлениями которого являются мышечный паралич и потеря сознания. В зависимости от того, в какое именно полушарие произошел заброс крови, различают левосторонний и правосторонний инсульт. Жизненный прогноз при локализации очага поражения с левой стороны очень неблагоприятен.
Даже если больной выживет, шансов на нормальную жизнь в дальнейшем очень мало, так как поражаются жизненно важные центры, отвечающие за речь, мышление, мимику и другие функции. Чтобы минимизировать патологические последствия, человеку придется пройти длительную реабилитацию, которая не может гарантировать положительный результат даже при строго выполнении всех рекомендаций.
Инсульт левой стороны: последствия
Специалисты выделяют три вида инсульта, которые имеют различные признаки и симптомы. Вовремя распознать, какой именно вид поражения наблюдается у человека, очень важно, так как от этого зависит набор реанимационных мероприятий, которые оказываются больному до того, как его транспортируют в стационар больницы.
Виды инсульта и его последствия
Геморрагический левосторонний инсульт
При геморрагическом поражении головного мозга происходит разрыв кровеносного сосуда, в результате чего кровь попадает в мозговое полушарие. Симптомы при данном типе патологии развиваются стремительно – от нескольких минут до 1-2 часов. Несмотря на левостороннюю локализацию процесса, у больного отмечаются признаки патологического воздействия и с правой стороны. Это связано с тем, что во время апоплексии повреждаются нервные окончания, связывающие оба полушария. Прогноз при левостороннем инсульте геморрагического типа может быть благоприятным только в том случае, если помощь больному оказана в течение 15-20 минут после начала приступа. В остальных ситуациях вероятность инвалидизации будет составлять более 88 %.
Геморрагический инсульт левой стороны
Отличить геморрагический инсульт с левой стороны можно по следующим признакам:
- нарушение ориентации в пространстве;
- мгновенная потеря памяти (человек резко забывает имена окружающих людей, где он находится и т.д.);
- паралич мышц лица с левой стороны, вызывающий нарушение мимики;
- резкая потеря навыков самообслуживания.
Больной может не ощущать свое тело, он не может сам одеваться, путает названия предметов и имена людей. После приступа такие больные часто страдают депрессивными расстройствами, полной или частичной амнезией, поведенческими изменениями.
Функции левого и правого полушария мозга
Важно! При левостороннем поражении геморрагического типа не происходит нарушения речи, либо изменения в первые часы выражены слабо. Это является отличительным признаком патологии по сравнению с правосторонней локализацией.
Ишемический инсульт левой стороны
При ишемии головного мозга происходит закупорка кровеносного сосуда, вызывающая замедление тока крови и нарушение кровообращения. Клетки мозга в этот момент испытывают острую гипоксию (кислородное голодание) и нехватку питательных элементов. Через несколько часов начинается процесс отмирания клеток. От начала патологии до приступа проходит обычно от 3 до 6 часов. Если болезнь будет диагностирована в этот период, прогноз дальнейшей жизни будет достаточно благоприятным, так как важнейшей задачей терапии инсультов является устранение негативных последствий и профилактика возможных осложнений.
Геморрагический и ишемический инсульт
Инсульт ишемического типа всегда начинается с ишемической атаки, которая может длиться от 10-15 минут до 2 часов (в редких случаях – до 10-12 часов). После этого наступает сам приступ, продолжительность которого в некоторых ситуациях может достигать 24 часов.
Обратите внимание! В очень редких случаях (менее 3-5 %) у больного может наступить обширный инсульт, при котором поражаются оба полушария. Шансов на благоприятный прогноз при данной клинической картине почти нет: более 80 % пациентов умирают до приезда врачей или во время операции.
Чтобы понять, какие именно функции будут нарушены после приступа, нужно разобраться, за какие действия отвечает каждое из мозговых полушарий.
За что отвечает левое и правое полушарие мозга
Функции головного мозга
На последствия приступа влияет много факторов, например, возраст пациента. Чем моложе организм, тем больше шансов избежать выраженных последствий и сохранить приемлемое качество жизни. У пожилых больных процент смертности может достигать 96 %. Значение имеют и хронические заболевания. Врачи выделяют три патологии, которые ухудшают жизненный прогноз после инсульта. Это артериальная гипертензия, сахарный диабет и ишемическая болезнь сердца.
Первые признаки инсульта
Влияют на постинсультные проявления скорость оказания неотложных мероприятий, квалификация врача, проводившего операцию и тяжесть патологии: при обширном инфаркте шансов выжить и сохранить основные функции мало даже у больных молодого возраста.
Мышечный паралич
Паралич при левостороннем инсульте может быть полным или частичным. При частичном поражении поражаются преимущественно мышцы лица и конечностей. У человека появляется асимметрия тканей лица, может возникать так называемая «ложная улыбка». Постоянные боли в конечностях мешают самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, выполнение привычных действий без посторонней помощи становится невозможным.
Мышечный паралич до и после восстановления
Также может наблюдаться постоянное онемение конечностей, при котором больной не чувствует рук или ног и не может ими пошевелить.
Обратите внимание! Паралич лица при левостороннем инсульте наблюдается не с левой, а с правой стороны. Это связано с повреждением нервных рецепторов, связывающих полушария друг с другом.
Признаки мышечного паралича
Нарушение зрительной функции
После инсульты риск глаукомы (включая глаукомы закрытоугольного типа), катаракты и других патологий зрительного аппарата увеличивается в несколько раз. В первые недели после приступа у больного появляются следующие признаки нарушения зрительной функции:
- расплывчатость контуров лиц и предметов;
- сужение обзора (человек видит в строго определенной проекции);
- нарушение бокового зрения;
- длительный период фокусирования на одном предмете.
Патологии зрения после инсульта возникают в результате поражения зрительных нервов. Внутриглазное давление у людей, перенесших инсульт, всегда повышено.
Причины инсульта
Невозможность выполнять простейшие умственные задачи
Человек забывает, как писать буквы и цифры, почерк становится корявым и практически нечитаемым. Навык чтения также исчезает. Человек не может сложить простейшие числа или выполнить другие элементарные действия с числами. Если вовремя не провести медикаментозную коррекцию, интеллект может полностью нарушиться, и человек не сможет контролировать свои действия и поступки.
Потеря речевых навыков
Речь после левостороннего инсульта может стать медлительной и бессвязной. Больной, вероятнее всего, будет разговаривать отдельными словами, не сможет складывать короткие фразы в предложения. Для формирования фразы может потребоваться до нескольких минут. Может появиться характерное мычание. Больной перестает употреблять эпитеты, его речь лишается смысловой и эмоциональной нагрузки.
Последствия инсульта
В большинстве случаев у больного наблюдается нарушение артикуляции, что приводит к исчезновению гласных звуков. Движения ротовой полостью при этом хаотичные и бессвязные.
Важно! Родственникам больных, перенесших левосторонний инсульт, нужно быть готовыми к тому, что человек, скорее всего, не сможет больше нормально разговаривать. Реабилитация в специальных центрах и занятия со специалистами помогут немного скорректировать речевые навыки, но полностью восстановить нормальную речь не удастся. Исключение составляют люди, которые до приступа все делали левой рукой – у них функции речевого аппарата могут сохраниться в полном объеме либо пострадать незначительно.
Амнезия
Особенно опасна после левостороннего инсульта полная амнезия. При данном типе расстройства больной не только не узнает близких людей и членов семьи – он не помнит своего имени, названия окружающих предметов, не может описать, что видит вокруг. При частичной потере памяти могут возникать определенные картины из детства или прошлого, но больной может быстро их забывать.
Факторы, которые говорят об инсульте
Нарушения памяти останутся и в постинсультном периоде после прохождения реабилитации. Во время разговора человек может забыть имя собеседника или то, что ему сказали несколько минут назад. Таких больных нельзя оставлять одних дома, потому что они забывают, для чего нужны ножи, газовая плита и другие опасные предметы. Некоторые могут выпить средства для чистки поверхностей, содержащие кислоты и щелочи, приняв их за напитки, так как не помнят назначения данных веществ. Такие случаи фиксируются все чаще, поэтому единственным выходом в большинстве случаев может стать определение больного родственника в специальный пансионат.
На улицу больного с различными формами амнезии также нельзя выпускать без присмотра – найти дорогу самостоятельно он не сможет.
Притупление естественных рефлексов
У большинства больных наблюдается нарушения глотательного рефлекса. Во время приема пищи продукты могут падать на пол из-за выраженного тремора конечностей. У больного наблюдается обильное слюнотечение, которое он не в состоянии контролировать. Неконтролируемыми становятся и процессы мочеиспускания и дефекации, поэтому большей части больных могут потребоваться определенные предметы гигиенического ухода, например, впитывающие пеленки (если больной преимущественно лежит или сидит) или подгузники для взрослых.
Первая помощь при инсульте
Психическое состояние после приступа также меняется, причем врачи выделяют два абсолютно противоположных состояния, которые зависят от степени поражения головного мозга и индивидуальных особенностей больного.
Апатия
Апатия чаще всего появляется при тяжелой степени постинсультных поражений, когда нарушена большая часть важнейших функций. Человек становится безразличным ко всему, у него пропадает интерес к жизни и общению. Такие люди избегают общества родственников и близких, они предпочитают находиться наедине с собой, не интересуются событиями, происходящими в семье. Появляется неопрятность, попытки близких людей привести человека в порядок могут воспринимать агрессивно.
Астения, как последствие инсульта
Важно! На фоне апатии часто развиваются депрессивные расстройства, может появиться склонность к суициду. Ни в коем случае нельзя оставлять таких людей в одиночестве. Важно обеспечить им спокойную окружающую обстановку и постоянный контроль без признаков навязывания.
Агрессивное поведение
Неконтролируемая агрессия обычно проявляется у людей, частично сохранивших свои функции, но при этом утративших привычное качество жизни. Например, человек, у которого сохранились функции речевого аппарата, но отсутствует контроль процессов опорожнения мочевого пузыря и кишечника, испытывает злость и раздражение по отношению к людям, осуществляющим уход за ним. Родственникам очень важно сохранять спокойствие и самообладание в такие моменты, так как ответная реакция может усугубить состояние больного и снизить эффективность реабилитационных мер и медикаментозного лечения.
Последствия инсульта в цифрах
Человек, испытывающий агрессию после инсульта, может кидаться попадающими под руку предметами в окружающих, разбивать посуду, кусаться. Если поведение больного становится угрожающим для нормального проживания в помещении остальных членов семьи, необходимо проконсультироваться с врачом о целесообразности изоляции.
Видео - Последствия инсульта
Эпилепсия возникает преимущественно у людей старше 55-60 лет, если им не была вовремя оказана медицинская помощь. Первые приступы могут начаться еще в стационаре в период прохождения восстановления после операционного вмешательства, но в большинстве случаев это происходит через 1-2 месяца после начала необратимых процессов в клетках головного мозга. Как показывает практика, справиться с данным расстройством уже не получится. Терапия в данном случае направлена на поддержание ремиссии и профилактику новых приступов. Для этого больному назначаются специальные противосудорожные препараты, которые подбираются индивидуально в стационарных условиях с обязательной оценкой качества лечения, положительной динамики и появляющихся побочных эффектов.
Инсульт левой стороны – менее благоприятная по жизненному прогнозу патология, чем правостороннее поражение. В большинстве случаев болезнь приводит к инвалидизации и тяжелым функциональным расстройствам, при которых человек полностью теряет навыки самообслуживания и самостоятельного существования. Большое значение в определении прогноза и негативных последствий имеет своевременное оказание неотложной помощи, поэтому при склонности к поражениям головного мозга, нарушениях кровообращения и имеющихся заболеваниях сердца и сосудов в анамнезе важно знать симптоматику инсульта и уметь оказывать первую помощь.
В старости человек теряет способность адаптации к новым ситуациям, способность положительного видения мира и людей, чувство юмора. Всё меньше и меньше его интересуют общие вопросы, а также проблемы друзей и даже близких. Он отодвигается, отступает, а окружение не может, а иногда и не хочет наладить с ним контакт.
От такого состояния духа и ума старых людей – только шаг к депрессии, галлюцинациям или другим расстройствам и даже психическим заболеваниям.
Депрессия часто бывает в старости
Бич людей пожилого возраста – депрессия, часто не распознаётся даже врачами. Подсчитано, что от неё страдает до 50 процентов пожилых людей. Её редко лечат, потому что бытует мнение, что старость должна быть грустной, а седой и морщинистый человек имеет право быть мрачным, ныть и на всё жаловаться.
А между тем, это симптомы депрессии , которую можно успешно лечить, хотя это и нелегко. Врачи, особенно первого контакта, как правило, этого не умеют. Они выписывают пожилым пациентам дозы лекарственных средств, предусмотренные для людей среднего возраста. Не учитывают того факта, что старый организм хуже усваивает любые вещества. В результате, через несколько дней больной получает побочное действие препарата. И болезнь развивается.
Поэтому, если у близкого пожилого человека происходит ухудшение настроения, повышение аутокритичности, нарушения сна и аппетита , тревожность, беспокойство или заторможенность движений, нужно проконсультироваться у специалиста, то есть у психиатра. Он определит, является ли это кратковременным расстройством или началом тяжелой болезни (депрессия у многих пожилых людей ведёт к самоубийству).
Нарушения памяти в старости: синдром заходящего солнца
Примерно 20 процентов старых людей имеет расстройства сознания, как результат ишемии и гипоксии мозга. Наиболее банальная причина – обезвоживание . Это связано с тем, что в пожилом возрасте уменьшается желание пить и частно назначается приём мочегонных лекарств (чтобы ликвидировать отеки).
Когда организм имеет слишком мало жидкости, кровь становится вязкой и медленнее циркулирует, следовательно, в мозг поступает меньше кислорода и глюкозы. Этого достаточно, чтобы произошли нарушения сознания.
Болезнь старости....
Наиболее распространенными являются, так называемые, помутнения сознания , развивающиеся в синдром заходящего солнца. Помутнения – это короткие, длительностью в несколько минут, максимум час, повторяющиеся по вечерам периоды, когда человек забывает совсем недавние события повседневной жизни. Это первый признак синдрома заходящего солнца . Утром и до полудня пожилые люди находятся в отличной форме, всё правильно запоминают. А вечером понижается давление, кровь течет по венам лениво и всё начинается смешиваться.
Пожилой мужчина говорит жене: «Мы должны были пойти в магазин, когда мы пойдём за покупками?» А жена удивляется и отвечает: «Ведь мы с утра ходили по магазинам».
Эти нарушения явно ухудшаются ночью. Тогда семья замечает, что с пожилым родственником невозможно договориться, потому что он говорит странные вещи или ведет себя странно, например, одевается и хочет пойти домой. Объяснение, что здесь его дом не помогает. Например, бабушка помнит, что под окном её комнаты был столик (было это 30 лет назад), которого здесь нет. Мало семей ведёт такого родственника к врачу.
Между тем, болезнь будет развиваться. Даже небольшие, короткие нарушения сознания всегда предполагают, что система снабжения мозга кислородом нарушена. А причин такого состояния много и распознать их может только врач-специалист.
Мозг стареет так же, как и остальные части тела. Скорость этого процесса зависит от многих факторов. Психологи утверждают, что от рождения мы набираем, так называемый, резерв избыточности мозга , то есть запас возможностей для создания новых связей между нейронами, которые определяют ясность мышления. Чем больше будет этот запас, тем дольше мозг сохранит активность в старости. Когда процессы обновления соединений между нейронами становятся медленнее, а распад – быстрее, тогда мозг начинает расходовать резерв. А когда он иссякнет, у человека меняется мышление.
Опасные заблуждения старости
В пожилом возрасте начинаются проблемы с рациональным мышлением и рациональной оценкой событий . Так, например, когда взрослая дочь уезжает из дома, мать в возрасте 50 лет может себе сказать: «Да, я тоже когда-то покинула родительский дом, но ведь не перестала любить своих родителей, а они меня». Но, если дети уходят от матери преклонного возраста, она думает уже по-другому: «Я им больше не нужна. Я помогла им вырастить внуков, но теперь они оставляют меня одну. Когда приходят, то только делают вид, что хотят узнать о моём здоровье, а, действительно, они хотят денег». От этого только один шаг до обвинения: «В последнее время у меня из коробочки в комнате пропали деньги. А ведь я выходила на кухню, когда у меня была дочь». Такого рода рассуждения о событиях складываются в логическое целое, потому что наш мозг имеет тенденцию к образованию логически целых систем, даже если они основаны на ложных предпосылках.
Люди, страдающие от мании, очень несчастны и очень неприятны для окружающей среды. Он чувствуют страх, который идёт рука об руку с чувством агрессии против всех – близких и чужих. Все постоянно замышляют что-то плохое. Больной чувствует угрозу, боится подойти к кому-то, с кем подружиться, потому что именно этот человек может оказаться врагом.
В крайних случаях, старый человек баррикадирует себя в квартире, отключает подачу газа, вырывает электрические провода из стен или собирает в квартире вещи, найденные в мусорных баках.
Бред, даже в начальной стадии, нужно лечить. Наиболее полезна в этом плане психотерапия, которая помогает избавиться от убеждения, что окружающий мир – это территория ожесточенных боев, и понять, что есть человеческая доброта и желание взаимопомощи.
1 9 244 0
Древних греков почитают как мудрых мастеров философии. Еще они заметили, что человек «спаян» из двух частей: внешнее проявление умственной деятельности и внутренние психические свойства. Отличий между людьми много, но самыми интересными являются особенности внутреннего мира. Понимание психической деятельности и самого понятия психики, на самом деле, не столь сложно, как кажется.
Функции психики
В современной психологии дается более точное определение, помогающее понять сам феномен.
Психика – это зеркало. Субъективное отражение объективного мира и реакция на него. Основа работы психики – совокупность множества «чувственно» и «реакционно» направленных связей.
За некоторые функции отвечает конкретный участок мозга. Но делегирование тоже свойственно главному «думательному» органу человека, потому за некоторые формы проявления определенных функций отвечает вся кора головного мозга. Психика человека выполняет следующие функции:
Отражательная
Эмоциональная
Порождение эмоциональных реакций на определенные ситуации.
Волевая
Возможность «свободного» выбора. Оспаривается большинством современных психологов.
Важность для человека
В конце 19 века ученые считали, что врожденность обуславливает всю дальнейшую жизнь. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим.
Возможности человека напрямую связаны с уровнем его развития.
Уровень развития психики устанавливает качество профессиональной деятельности, проявления и направленность воли и нормы поведения. Биохимия мозга, а вследствие и поведение, регулируется тремя отделами: эпифизом, гипоталамусом и гипофизом. При неправильной работе желез, которые направляются перечисленными отделами, наблюдаются изменения и в психическом состоянии человека.
Процессы
Происходящие действия в сознании человека и выработанная эмоциональная реакция на внешние раздражители. Во многом совпадают с функциями.
Регуляторные
Другая сторона восприятия внешнего. Вырабатывают принципы системы поведения. Волеизъявление, мотивация, постановка целей.
Познавательные
Осмысление конкретной ситуации со всевозможных сторон и возможность действовать, согласно своим идеалистическим представлениям. Сюда относятся восприятие, память и воображение.
Коммуникативные
Необходимость объединения усилий с людьми для достижения определенной цели подтолкнуло первобытного человека к изобретению сознательной коммуникации.
Состояния
Это характеристика индивидуальной картины мира и норм поведений, закрепленная на протяжении относительно долгого периода времени. Характеристики психических состояний можно предугадать.
- Эмоциональные . Испытуемые чувства.
- Активационные . Показатель активности или пассивности человека.
- Временные . Длительность состояния.
- Тонические . Схожи с активационными, только здесь имеется ввиду конкретный момент – бодрый ли человек, угнетенный ли.
Свойства психики
Главными отличающими особенностями психики являются гибкость и обучаемость. Известный ученый Татьяна Черниговская говорит, что мозг не умеет одного – не учиться.
Кардинальное отличие людей от животных – это способность и готовность влиять на обстоятельства в некоторых случаях. Это и называют волеизъявлением.
Способность действовать, исходя из накопленного опыта, и возможность выбирать способ своего поведения. Вообще свойства – это относительно стабильные образования, которые обуславливают характер индивида. Делятся на три категории:
- Жизненная позиция . Убеждения, идеальный образ себя и т.д.
- Характер и темперамент . Врожденные психо-физические свойства личности и избранная манера поведения.
- Способности . Развитость воли, интеллекта и предрасположенность к творчеству.
Психические явления
Психология изучает фундамент, состоящий из процессов, свойств и состояний психики. Однако далеко не все процессы осознаются человеком. Как утверждают ученые, самосознание не может существовать отдельно от бессознательного, сверхсознательного, предсознательного и подсознательного. Бессознательные процессы, являющиеся первым уровнем психики, такие как дыхание, размножение, а зачастую даже и автоматическое мышление не «выводятся» на поверхность, дабы не загружать мозг.
Своими индивидуальными бессознательными люди формируют коллективное бессознательное, то есть историю всего человеческого рода. Впервые на него указал Юнг в своей работе «Структура души».
Психика – это одна из четырех составляющих нефизических аспектов человеческого существа, наряду с сознанием, разумом и душой. Сам термин произошел от древнегреческого имени Психея (греч.ψυχή – «дыхание», «удар»), которое использовалось в литературном языке в качестве синонима слова «душа». В науку и обиход оно пришло из мифологии.
Известная история повествует о том, как бог любви, Эрот (Эрос), полюбил обычную, смертную женщину. Любовная интрига между ними развивалась, преодолевая предательства, расставание, смертельную опасность. В конце концов, Эрос и Психея воссоединились.
Древние греки видели историю Психеи и Эрота, как аллегорию жизни. Их вспыхнувшая взаимная любовь проходит через тяжелые испытания, и в конце концов Психея умирает, но оказавшись в загробном мире, обретает бессмертие. Ее длинное и опасное путешествие между мирами является символом человеческой души, совершающей нелегкий путь через всю жизнь.
Психее пришлось делать трудный выбор, переживать бурные эмоции, чтобы добиться личностного роста. Поэтому в древнегреческом языке, ее имя стали ассоциировать со словом «душа».
Человеческая психика – это своеобразное отражение мира, прошедшее через призму разума.
Объективная реальность обретает новые очертания, благодаря:
- субъективной оценке;
- личностному анализу;
- имеющемуся у человека житейскому опыту;
- запасу знаний;
- интересам;
- устремлениям;
- складу характера;
- комплексам и т. д.
Психика взрослого человека находится в постоянном движении. Она развивается в свете различных событий, под воздействием информации, ее преобразуют различные эмоции, переживания. Влияние на психику оказывает жизненный опыт, прошлое, пережитое.
Обитая в теле, человеческая психика относится к нематериальным категориям. Но она оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, во многом определяя судьбы людей.
Разнообразные функции психики позволяют человеку:
- найти место в мире;
- взаимодействовать с действительностью;
- выстраивать отношения в социуме;
- поступать определенным образом в различных ситуациях.
Это – не миф. Отличия в психике и поведении мужчин и женщин действительно существуют. Виной тому различие нейрохимических процессов у представителей противоположного пола. Недаром специальный тест на психику позволяет определить пол человека.
Нередко мужчинам кажется, что женщины читают их мысли. Научные исследования показывают, что природа устроила женщин особым образом. Она подарила им чудесную функцию психики – более развитую интуицию, чтобы они могли понимать и обеспечивать жизнь собственному потомству, не полагаясь на вербальное общение.
Особенности психики представительниц прекрасного пола в том, что они не любят конфликты, но не выносят отсутствия реакции собеседника, партнера и т. п. Ученые считают, возможно, это связано с тем, что в процессе эволюции у женщин формировалось особое состояние психики – острая чувствительность к межличностным сигналам, как способ держаться подальше от конфликтов, происходящих на государственном, общественном уровне, в отличии от мужчин. Исследования показывают, что всплеск нейрохимической активности, который происходит в коре головного мозга женщины во время серьезного конфликта, особенно в близких отношениях, находится почти на том же уровне, как при апоплексическом ударе. Возможно, из-за имеющегося опыта в «чтении» чужих мыслей, женщины не могут спокойно выносить пустые обещания, отговорки и долгое молчание.
Еще одной особенностью психики дам является то, что они «заводятся» с пол оборота. На состояние психики женщин влияют объективные факторы:
- гормональные изменения;
- беременность;
- уход за детьми;
- менопауза и многие другие.
Насколько процессы психики протекают не одинаково, отчетливо проявляется на примере сексуальных отношений. Для мужчин прелюдия включает в себя все, что случается за пару минут до полового акта. Для женщин она состоит из всего, что произошло за 24 часа до соития.
Женский мозг лучше синхронизирован со словами и звуками, что доказал научный эксперимент, в процессе которого мужчины и женщины должны были слушать чтение вслух. Полученные данные показали, что во время прослушивания у женщин регистрировалась активность мозга в обоих (левом и правом) полушариях, в то время как у мужчин только левое полушарие мозга было активировано.
Это объясняет, почему развитие психики девочек происходит иначе, чем у мальчиков. Они, как правило, учатся говорить раньше, чем мальчики, а впоследствии преуспевают в изучении языков.
Часто говорят, что у женщин наблюдается нарушение психики во время предменструального синдрома. Но это – не совсем верно. Истина заключается в том, что менструальный цикл женщины влияет на состояние ее психики почти каждый день месяца. Потому что изменение уровня гормонов коррелирует с настроением, чувствительностью и уровнем энергии. Однако для большинства женщин верно утверждение, что их психика и поведение изменяются к худшему за 12-24 часов до начала менструального кровотечения.
Женский мозг, как правило, не нуждается в риске. Он не одобряет рискованные поступки своих обладательниц, в отличие от мозга мужчин, особенностью психики которых является жажда экстрима. Ведь они испытывают прилив эндорфинов при столкновении с опасной ситуацией.
Менопауза приводит к тому, что суть психики меняется. К 45 годам женский организм, как правило, в меньшей степени переживает воздействие эстрогена и окситоцина. Это приводит к тому, что дамы менее охотно строят новые романтические отношения, не желают развивать их и стремиться к сохранению, как это было в молодости.
Данное изменение вводит окружающих в заблуждение, относительно развития психики дам «бальзаковского возраста». На самом деле, зрелые женщины склонны в большей степени рисковать и притягивать к себе внимание.
Пожалуй, своеобразие, которым обладает структура психики представителей сильного пола, наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях с женщинами.
Одни мужчины предрасположены к эмоциональной отдаче в отношениях с противоположным полом, другие не готовы к ней. Эти особенности психики являются неотъемлемой частью личности, будучи результатом пережитого опыта, предыдущих положительных или отрицательных отношений, темперамента и социальных норм. По уверениям различных экспериментов, наблюдений и тестов на психику, шаблоны поведения мужчин, как правило, делятся на пять простых категорий.
К первой относят обязательных мужчин, которых часто называют «человек слова». Они ищут прочных отношений, ценят моногамию, взаимность чувств и дружескую поддержку. Такие мужчины восхищаются, уважают и любят женщин. Им бывает комфортно в отношениях с противоположным полом, когда партнерши оказываются на позиции властителя. Они рассматривают супружество как отношения равных. И высоко оценивают ту важную роль, которую женщина играет в семье.
Развитие психики обязательного мужчины может столкнуться с трудностями, если он будет настолько сфокусирован на семейных ценностях, что перестанет рассматривать партнершу как личность, откажется от романтики в отношениях. Однако, вспоминая и заново открывая индивидуальность женщины, им часто удается восстановить отношения и взаимную поддержку.
Данная категория также включает мужчин, которые чувствуют себя комфортно на второстепенных ролях. Например, если партнерша является основным кормильцем, он не испытывает трудностей, даже оказавшись мужем своей начальницы. Он чувствует себя абсолютно органично и делает все возможное, чтобы оказать поддержку, в качестве помощника в семье.
Другая категория – это мужчины, суть психики которых психологи определяют термином «эмоциональный контроллер». Такие представители сильного пола относятся к своим партнершам, как к нежным цветам, за которыми следует старательно ухаживать, чтобы они радовали и приносили плоды. Они очень гордятся тем, что помогают своим «половинкам» расти и развиваться, до тех пор, пока партнерша понимает и соблюдает четкую роль в отношениях.
Все, что дает эмоциональный контролер или «мужчина-сторож», должно вернуться в несколько ином качестве. Он думает о том, как помочь, доставить удовольствие партнерше. А она должна отвечать благодарностью, заботясь о нем, в свою очередь.
Специальный тест на психику, вероятно, определит в подобном мужчине человека, который предпочитает прогнозируемость, ритуалы. Он за поддержание традиционных ролей в отношениях.
На практике такая модель отношений неплохо зарекомендовала себя, несмотря на то, что некоторым она кажется старомодной. Однако данная конструкция может оказаться довольно хрупкой. Если какие-либо правила эмоционального контролера оспариваются в семье, он может чувствовать себя под угрозой, становясь более жестоким, и даже бывает готов разрушить отношения. Поэтому важно поддерживать равновесие, оптимальный баланс сил, что требует больших усилий от партнерши.
Существует отдельная категория мужчин, с особой формой психики, которые никогда не бывают готовы к длительным, глубоким отношениям с противоположным полом. Зачастую они держатся стайкой, входя в группу парней, которая, как правило, формируется в подростковом возрасте. Но иногда «свободные художники» или «закоренелые холостяки» могут объединяться по интересам с себе подобными на жизненном отрезке от 20 до 30 лет.
Они часто рассматривают мужскую дружбу в качестве основного общения. И считают, что женщины представляют угрозу, оказывая влияние на их психику и стремясь разрушить отношения с друзьями. Идейные холостяки ориентированы на единый образ жизни и поощряют следование данному шаблону среди своих сверстников.
Так как они все же имеют определенные сексуальные потребности (и, возможно, скрытые эмоциональные), которые должны быть выполнены, настоящие «мачо» все же вступают в супружеские отношения с противоположным полом. Но делают это демонстративно неохотно.
Одна из многих трудностей, которые возникают в близких отношениях с носителями данной формы психики, – комплекс мужественности. Они опасаются оказаться недостаточно брутальными, вступив в серьезные романтические отношения. Но с возрастом даже настоящие мачо часто приходят к мысли, что готовы к семейной жизни.
Еще одна распространенная форма психики мужчин – комплекс зависимости от других. Такие люди часто зависят от своих партнерш. Они чувствует себя потерянными, если рядом нет кого-то, кто задает вектор, управляет стремлениями, от кого зависят психика и поведение в повседневной жизни. Иногда зависимый мужчина может страдать комплексом неполноценности, который дополнительно усиливает расстройство психики.
Зависимость этого человека и отсутствие осознания того, что он слишком зависит от кого-либо, часто делают невозможными любые отношения. Он требует, чтобы кто-то заботился о нем эмоционально, а также, возможно, физически. Но эти требования могут показаться невыполнимыми партнеру.
Мужчина, имеющий нарушение психики, в виде комплекса зависимости от других, постоянно ставит себя в положение жертвы, провоцируя ситуацию, в которой он становится отверженным. Интенсивность его собственных потребностей не оставляет возможности обратить внимание на желания других. Он просто не в состоянии определить, когда его партнерша начнет задыхаться в отношениях с ним. Не будучи в состоянии уменьшить свои запросы, он испытывает разочарование в партнере, чувствует себя несчастным, в конце концов уходит или встает на путь измен.
Состояние психики зависимого мужчины зачастую улучшается, по мере того как он получает опыт неудачных отношений. Разрывы дают ему возможность научиться поддерживать свои потребности самостоятельно, несмотря на дискомфорт от одиночества. Отрицательный опыт позволяет почувствовать себя более комфортно в «собственной шкуре», прежде чем попытаться выстроить другие, более гармоничные отношения.
Существуют также мужчины-одиночки. Они могут испытывать страх перед отношениями, не желают переживать боль, становиться уязвимыми, имея негативный опыт в прошлом. Разнообразные расстройства психики, в виде комплексов, являются следствием психологических травм, полученных в предшествующих отношениях. Даже если такой «волк-одиночка» кажется жестким снаружи, он чувствует себя очень хрупким внутри, и поэтому либо категорически уклоняется от отношений, чтобы защитить себя, либо может состоять в отношениях, оставаясь при этом чрезвычайно скрытным, замкнутым.
Он впадает в крайности, чтобы защититься от эмоциональной боли, в том числе, чтобы не оказаться в ситуации, когда он может стать отверженным. При поддержке и последовательности партнерши, он может научиться доверию.
Суть психики мужчины не ограничивается перечисленными моделями. Она гораздо шире, чем скупые характеристики ее особенностей. Однако знание типичных шаблонов мужской психологии, мотивации поведения, помогает лучше понять их.
Абсолютно всем мужчинам, с различными особенностями развития психики, необходимы уверенность и терпение партнеров. Они помогают улучшить отношения.
Процессы психики в детском возрасте отличаются от таковых у взрослых. Психика ребенка развивается от рождения до конца подросткового возраста, причем она имеет свои особенности у разных мальчиков и девочек.
В качестве научной дисциплины, с твердой эмпирической основой, детскую психику начали изучать сравнительно недавно.
В 1840 году, Чарльз Дарвин решил вести записи роста и развития одного из своих отпрысков, собирая и систематизируя данные, как если бы он изучал неизвестный вид животных.
Аналогичное, но более сложное исследование, было проведено немецким психофизиологом Тьерри Уильямом Прейером, который в 1882 году опубликовал революционную для психологии работу «Душа ребенка».
В 1891 году американский педагог-психолог Г. Стэнли Холл создал «Учительскую семинарию», периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике.
В начале ХХ века началась разработка тестов интеллекта и создание специальных клиник для детей, что дополнительно стимулировало развитие отрасли психологии, предметом которой была детская психика.
Ряд известных психологов ХХ века, Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн, дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием психики ребенка, главным образом, с психоаналитической точки зрения. Пожалуй, наибольшее влияние на современную детскую психологию оказал швейцарский ученый, Жан Пиаже. С помощью непосредственного наблюдения и практических действий, Пиаже разработал теорию стадий развития, которые проходит детская психика, приобретения понимания у детей. Он описал различные этапы обучения в детском возрасте, охарактеризовав психику ребенка, восприятие себя и мира на каждом этапе обучения.
Сегодня детская психология обладает знаниями, собранными из различных источников. Замечания родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и интервьюирование профессиональными психологами дают много новых материалов о детской психике.
Используются очень разные методы, например, «окно в одну сторону» или зеркальная комната, в которой мальчики и девочки могут свободно взаимодействовать с окружающей их средой или другими, не зная, что за ними наблюдают. Личностные тесты на психику, интеллект, а также различные экспериментальные методы оказываются очень полезными для науки, предмет изучения которой – психика ребенка.
Несмотря на попытки унифицировать различные теории развития психики ребенка, она остается динамичной, меняется по мере приобретения новых знаний и опыта.
Возраст до 6 лет называют «ранним детством» или «дошкольными годами». Младенцы и дети дошкольного возраста растут быстро. Наряду с физическим развитием, формируется психика ребенка. Карапуз, пухленький малыш, который едва может произносить звуки, вдруг становится выше, стройнее, болтает без устали. Особенно очевидным в раннем детстве является тот факт, что развитие всех умений, навыков, способностей, интегрировано. Биологические, психологические и социальные изменения, происходящие в это время (как и на протяжении всей остальной жизни), взаимосвязаны.
Несмотря на интенсивное физическое развитие детей дошкольного возраста, структура психики в раннем детстве меняется медленнее, она становится более стабильной, в сравнении с динамикой в младенческом возрасте. Однако любые изменения в головном мозге ребенка оказывают важное влияние на физическое развитие в течение дошкольного периода, включая грубую и мелкую моторику.
Пластичная психика ребенка школьного возраста
Дети школьного возраста имеют обостренный интерес к познанию, у них уже сформировано чувство собственного внутреннего мира. Они становятся более опытными «специалистами» в решении проблем.
Школьники учатся думать конкретно, формировать определенные, точные и однонаправленные точки зрения, основанные на реальном и конкретном опыте, а не на абстракции. Старшие дети реже фантазируют, их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от детей дошкольного возраста, школьники обладают гораздо более весомым багажом знаний, который влияет на состояние психики.
Еще Жан Пиаже отметил, что мышление детей существенно меняется на стадии конкретных операций. Дети школьного возраста способны классифицировать, выделять особенности, последовательно упорядочивать, группировать, в соответствии с логической последовательностью. Они приходят к пониманию причинно-следственных связей и преуспевают в математике и естественных науках. Осмысливают понятие устойчивой идентичности.
Пиаже считал, что предоперационные познавательные способности ограничены эгоцентризмом, неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм нивелируется с возрастом. В школьные годы дети, как правило, осознают, что другие люди имеют свои собственные взгляды, чувства и желания.
Современные исследования развития детской психики часто противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, Robert S. Siegler и некоторые другие когнитивные теоретики объяснили феномен сохранения как медленные, прогрессивные изменения в правилах, которые дети используют для решения проблем, отрицая внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что младшие и старшие дети развиваются постепенно, а не совершая скачки на отдельных этапах.
Кроме того, современные исследователи считают, что психика ребенка часто оказывается гораздо совершеннее, дети понимают гораздо больше, чем предполагают учителя и другие взрослые. Например, в процессе обучения дети младшего школьного возраста могут выполнять многие из тех задач, которые раньше считались реально выполнимыми только для детей старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что возможности и функции психики детей во многом определяются биологическим и культурным влиянием.
Большинство подростков достигают в когнитивном развитии стадии формальных операций, которую выделил Жан Пиаже, в возрасте от 12 лет и старше. В этот период они осваивают новые функции психики для манипулирования информацией.
Раньше, будучи детьми, они могли думать только конкретно. На новом этапе развития структур психики подростки учатся думать абстрактно, пользоваться дедуктивными методами. Данная стадия позволяет тинейджерам научиться рассматривать будущие возможности, находить ответы, принимать решения, проверять гипотезы, а также делать выводы о событиях, которые произошли не с ними.
Психическая зрелость наступает вместе с созреванием мозга и расширением взаимосвязей в социуме, который предлагает огромные возможности для жизненных экспериментов. «Мирской» опыт играет большую роль в достижении духовного роста. Исследования показывают, что абстрактному мышлению и навыкам критического рассуждения можно обучить.
Согласно теории Роберта Стернберга, интеллект состоит из трех аспектов:
- компонентный (критический аспект);
- эмпирический аспект;
- контекстный или ситуативный (практический аспект).
Компонентный аспект интеллекта дает возможность использовать внутренние возможности обработки информации, искать решение проблем, оценивать результаты. Подростки с развитым критическим аспектом успешно проходят стандартизированные тесты на интеллект.
Эмпирический аспект интеллекта обеспечивает эффективное обучение новым навыкам. Другими словами, это возможность сравнить старую и новую информацию, сопоставлять факты вместе. Тинейджеры с развитым проницательным интеллектом хорошо справляются с усвоением новой информации и быстро учатся решать новые задачи в автоматическом режиме.
Контекстный аспект интеллекта позволяет применять знания на практике, в том числе с учетом социальных, культурных и исторических контекстов. Подростки с развитым ситуативным аспектом интеллекта:
- способны с легкостью адаптироваться к окружающей среде;
- могут изменяться, попадая в другие среды;
- готовы корректировать свою среду обитания, когда это необходимо.
Еще одними аспектами развития психики подростка являются нравственное развитие и способность рассуждать о правильном и неправильном. Известный американский психолог Лоренс Колберг предложил теорию нравственного развития, состоящую из трех уровней и шести этапов:
- первый уровень – доконвенциональная (преднравственная) мораль, имеет отношение к моральной аргументации, и обуславливает поведение, основанные на правилах и страхе наказания (первый этап) и корысти (второй этап);
- второй уровень – традиционная мораль, выражается в стремлении соответствовать ожиданиям социума и помогать другим (третий этап), соблюдая закон и поддерживая порядок (четвертый этап);
- третий уровень – постконвенциональная мораль (самая высокая ступень), связана с принятием относительности и изменчивости правил и законов (пятый этап), а также с совестью, направленной на решение проблем и защиту прав человека (шестой этап).
Нравственное развитие подростка зависит, в частности, от проявлений эмпатии, стыда и чувства вины. По мере созревания структур психики, ребенок обретает способность взвешивать последствия поступков и слов, в свете собственных интересов и интересов окружающих. Подростки, как правило, демонстрируют традиционную мораль, становясь старше, хотя некоторым из них может потребоваться больше времени, чтобы получить опыт, необходимый, чтобы сделать переход из детства во взрослую жизнь
Исследования, как правило, поддерживают модель Колберга. Тем не менее, его теория была подвергнута критике по нескольким пунктам. По мнению некоторых экспертов, модель страдает однобокостью, так как больше подходит для характеристики развития психики образованных людей. Кроме того, некоторые подростки могут переживать регресс психики, в силу семейных факторов, негативного влияния среды.
Раньше ее называли словом «душа». Но постепенно в науке и в обиходе его заменил термин «психика», который включает весь субъективный мир, объединяющий:
- память;
- восприятие;
- мышление;
- сны и пр.
Великий психоаналитик Карл Юнг когда-то сказал: «Психика является величайшим из всех космических чудес». И остается недостаточно изученной.
Современный человек порой упускает из вида тот факт, что общение с миром невозможно без психики. Человечество застыло на первой ступени осознания важности процессов психики для создания житейского опыта, представлений людей о мире и себе самих.
Не зная той роли, которую играет психика человека, люди иногда фантазируют, моделируя мир таким образом, чтобы поставить ее в основу мироздания. Однако зачастую человек не осознает ключевую роль, которую играют психика и сознание, оказываясь в состоянии внутреннего отрыва от внешнего мира.
Меж тем, внешний мир можно представить, как холст, на котором мозг и психика воспроизводят самые причудливые формы, являясь его отражением. Внешний мир, а также психика и сознание, представляют единство, в котором каждый элемент является продуктом другого.
Мир проявляется в человеческом сознании, и суть психики заключена в отражении окружающей действительности и собственной оценке. Объективная реальность и психика человека вместе образуют единство, напоминающее замкнутый круг. Одна составляющая создает другую, сама формируясь под ее влиянием.
В настоящее время существуют две отдельные модели, используемые для описания существования человеческой психики. Религиозная модель считает, что психика человека – это «душа». Данная концепция также поддерживает идею о том, что душа не зависит от тела и существует как до, так и после того, как заканчивается земное существование. Вторая модель, известная как светская, относится к психике как к «разуму». Согласно научной концепции, психика действует как продолжение тела, реагирует на функции мозга и внешние раздражители
Разум объединяет умственные способности человека:
- волю;
- интеллект;
- речь и т. п.
Мозг и психика работают сообща. Кора головного мозга, напоминающая сложный лабиринт, хитросплетение борозд и извилин, покрывает его поверхность. Любые внутренние и внешние сигналы поступают в этот центр управления организмом, где осуществляется их анализ и синтез. В проекционной коре, которая связана с ассоциативной областью и подкорковыми структурами, протекают важные процессы управления различными функциями организма.
Определенные участки коры отвечают за:
- движения;
- дыхание;
- речь;
- чувствительность и т. д.
В том числе, процессы психики осуществляются посредством сложной мозговой деятельности.
Все зоны коры условно разделяют на три блока.
Первый называют «энергетическим блоком». Он не занимается приемом и сортировкой информации, но обеспечивает эти процессы, поддерживая кору в оптимальном тонусе. Благодаря его работе, человек может концентрировать внимание. Блок тонуса в коре обеспечивает активность психики и сознания. Если происходят какие-либо нарушения, и энергетический блок не справляется со своими задачами, человек может испытывать чрезмерное возбуждение или наоборот, апатию, невероятную усталость. А существенный сбой в его работе может привести к потере сознания и даже к коматозному состоянию.
Второй объединяет несколько областей коры, отвечающие за работу органов чувств и управление движениями:
- теменную;
- затылочную;
- височные.
Если существуют нарушения в одной из этих зон, они закономерно оказывают влияние на психику.
Третий блок контролирует поведение людей. Он объединяет зоны коры больших полушарий головного мозга, прежде всего передние. Лобные доли обеспечивают сложные действия людей, отвечают за психику и поведение. Если они работают с нарушениями, человек испытывает трудности:
- с концентрацией внимания;
- проблемы крупной и мелкой моторики;
- не способен критично относиться к себе;
- не терпит критики со стороны;
- не способен к позитивным изменениям, личностному росту, так как не признает ошибок и не умеет их анализировать.
Человеческий мозг и психика людей таят множество загадок. В частности, известно, что хотя определенные зоны мозга оказывают влияние на психику, нет каких-либо оснований утверждать, что они действуют изолированно. Влияние их всеобъемлющее. Свидетельством служит тот факт, что если происходит повреждение головного мозга в определенной области, у разных людей оно может приводить к неодинаковым расстройствам психики. И наоборот: разнообразные нарушения психики могут быть ассоциированы со сбоями в работе отдаленных друг от друга зон коры головного мозга.
Не только кора головного мозга влияет на сознание и психику. Они, в свою очередь, оценивают мозговые функции и управляет высшей нервной деятельностью.
Два понятия являются родственными, пересекающимися. Психика и сознание включают взаимосвязанные явления. Однако психика является более широким термином, который объединяет сознание, память и когнитивные функции. А сознание – является высшей формой психики. Это – бодрствующее состояние (без сновидений или комы), позволяющее оценивать реальность.
Психика является термином, который существует в обиходе, обсуждается в философии и используется в клинической психологии. Он, как правило, объединяет:
- сознание;
- автобиографическую память;
- личностную идентичность;
- самоконтроль поступков;
- точный самоанализ;
- способность контролировать свои мысли.
Развитое сознание способно обнаружить расхождения между воспоминаниями и действительностью, а также корректировать искажения реальности с помощью ума. Поэтому психика является самым ценным фактором для развития сознания.
Великий психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что человеческая личность состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). По мнению Фрейда, три аспекта психики человека формируются на разных стадиях развития личности. Идентификатор импульсивен и требует немедленного удовлетворения, в то время как Эго помогает соотносить свои требования с реальным миром. Супер-эго включает в себя ценности и нормы окружающего мира.
Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда о личности, поведение людей является результатом взаимодействия друг с другом трех уровней психики:
- сознательное,
- подсознательное,
- бессознательное.
Карл Юнг доработал описание структуры психики, включив в число прочих элементов коллективное бессознательное состояние. Он считал, что психика – не только продукт среды обитания: она присуща человеку с рождения.
Процессы психики
Человеческая психика имеет две основные функции:
- она, как нематериальный «жесткий диск», хранит воспоминания;
- а также, как нематериальная «пищеварительная система», «переваривает», анализирует информацию, знания, ощущения, опыт.
Будучи «хранилищем» впечатлений о мире и о себе, психика выступает в качестве связующего звена между физическим (телом) и духовными аспектами (разум, душа) человеческого существа, а также служит в качестве моста между другими людьми. Она представляет собой динамичную конструкцию, которая постоянно меняется, благодаря различным процессам, протекающим в психике.
Все психические процессы условно разделяют на три вида:
- интеллектуальные или когнитивные (способствуют развитию познавательной деятельности);
- коммуникативные (обеспечивают общение в социуме);
- эмоционально-волевые (определяют поведение, поступки людей).
В других классификациях, оставляя познавательные процессы в качестве первого вида, опускают
коммуникативные, считая их частью волевых и эмоциональных процессов, которые выделяют в
две отдельные группы.
Они протекают в неразрывной связи, обеспечивая саму возможность существования друг друга.
Психика может иметь различные состояния в разное время. Если представить ее в виде зеркального шара, качество изображения реальной картины будет зависеть от количества и свойств отражающих элементов на его поверхности. Шар с меньшим количеством зеркал дает простой образ реальности. В то время, как шар со множеством зеркал дает весьма сложный образ реальности.
Очевидно, что «продвинутая» психика способна представлять действительность более сложный, но с другой стороны, она более склонна к составлению картин из искаженных образов реальности, в силу многих факторов.
Степень искажения, в определенный момент времени соответствующая тому или иному
состоянию психики, оказывает влияние на различные психические процессы, протекающие в организме.
Состояния психики различают по многим свойствам, в том числе по:
- характеру эмоций (стыд, печаль, тревога, агрессия и т. д.);
- уровню психического напряжения;
- интенсивности переживаний;
- физиологическим проявлениям;
- продолжительности;
- общему настроению (позитивное, негативное).
Все они постоянно меняются, оказывая влияние на поведение людей, заставляя поступать, думать и говорить определенным образом, а не иначе.
Среди свойств человеческой психики выделяют:
- направленность личности, которая является основным свойством психики (объединяет мотивы и цели);
- характер человека (совокупность устойчивых состояний психики, свойственных
- для конкретного человека);
- его темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик);
- индивидуальные способности (общие и специальные, таланты).
Влияние на психику
Человеческая психика постоянно меняется под влиянием многих факторов:
- состояния здоровья в целом;
- когнитивных способностей;
- социального окружения;
- экономического благополучия;
- экологии и т. д.
Влияние на психику извне можно оказывать в виде:
- воспитания и обучения;
- информирования, в том числе ложного, дезинформирования;
- агитации;
- пропаганды;
- манипуляций сознанием;
- зомбирования.
Классическим примером использования всевозможных способов воздействия на психику человека является религия. Абсолютно все концессии активно эксплуатируют весь арсенал методов влияния. Архитектура, музыка, живопись, скульптура, благовония, освещение, цветовая гамма, тексты молитв, ритуалы производят впечатление, вызывают яркие эмоции, оставляют особый след в душе, изменяют психику.
Сильное искажение реальности может привести к состоянию, в котором основные функции психики временно не будут исполняться, а значит реальность не будет восприниматься объективно и поведение человека станет неадекватным. В этом случае речь идет о нездоровье психики, а значит организма в целом.
В отличие от физического здоровья, здоровье психическое определяется отсутствием не только психоэмоциональных расстройств, связанных с повреждением мозговых структур, но и поведенческих расстройств, формирующихся в силу характера, темперамента и т. п., под влиянием экономических, бытовых и прочих факторов.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения выделяют несколько критериев, определяющих состояние здоровья психики:
- нормальная самоидентификация личности в пространстве, времени и т. д.;
- типичные, адекватные эмоции, переживаемые в определенных ситуациях;
- критичное отношение к себе, собственным возможностям, поступкам и пр.;
- возможность властвовать собой, своими чувствами, в соответствии с ожиданиями общества, социальными нормами, общественной моралью, светскими законами;
- стремление к долгосрочному планированию, осуществлению поставленных целей;
- пластичность поведения при смене обстоятельств, условий внешней среды.
Известный американский социолог Толкотт Парсонс в середине прошлого века охарактеризовал психическое здоровье, как способность человека выполнять определенные роли в социуме. Он считал что это понятие относительно, так как ограничивается групповыми и общественными законами и нормами. А нарушения психики, с точки зрения физиологии, даже при наличии
определенных патологических симптомов, позволяют человеку полноценно жить, если
они не вступают в конфликт с общественными нормами, ценностями, моралью.
Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что у двух из десяти человек на Земном шаре наблюдаются расстройства психики, при которых люди не в состоянии выполнять определенные задачи в личной и семейной жизни, в трудовой и общественной деятельности. По различным оценкам, один ребенок из 12-20 детей имеет нарушения психики.
Специалисты считают, что расстройства нельзя отождествлять с психическими заболеваниями, так как они не всегда связаны с физическими нарушениями. Поэтому современная международная классификация болезней (МКБ-10) оперирует термином «психическое расстройство».
Согласно данной классификации, все расстройства психики делят на следующие:
- ассоциированные с органическими поражениями;
- поведения и психики, коррелирующие с употреблением веществ с психоактивными свойствами;
- настроения;
- шизофренические, бредовые;
- поведения, обусловленные физиологическими нарушениями;
- соматоформные и невротические, как последствия стрессов;
- обусловленные умственной отсталостью;
- ассоциированные с нарушениями развития психики;
- эмоциональные и поведенческие (у детей и подростков);
- личностные и поведенческие (в зрелом возрасте);
- психические расстройства (без дополнительных определений).
Кроме того, в зависимости от внутренних и внешних факторов, нарушения психики могут рассматривать в рамках двух типов психических расстройств:
- эндогенные;
- экзогенные.
Самым распространенным расстройством психики является депрессия.
- Депрессивные расстройства диагностируют в популяции, в соответствии с различными данными, у 9-20% от общего числа населения.
- У 5-10% наблюдаются реккурентные депрессивные расстройства.
- 5-10% людей испытывают тревожные расстройства.
- До 8% жителей земли страдают алкогольной зависимостью.
Они связаны с эмоциональными процессами психики. О расстройствах настроения или аффективных идет речь, если человек испытывает гипертрофированные, неадекватные по интенсивности эмоции во время печальных или радостных событий. Жалуется на частые и очень резкие перепады настроения.
К расстройствам настроения или аффективным относят:
- мании;
- депрессии;
- биополярные расстройства психики.
Тревожные расстройства
Нередко расстройство психики может выражаться в том, что человек оказывается не в состоянии правильно расценивать опасность. Здоровая психика осознает угрозу, но не позволяет страху овладеть собой. Патологически измененная психика не только поддерживает искажение реальности, но и усиливает погрешность, заставляя человека испытывать панику, ужас, которые
нередко сопровождаются тахикардией (учащенное сердцебиение), усиленным потоотделением и прочими неприятными симптомами.
В этом случае диагностируют один из типов тревожных расстройств:
- генерализованные;
- социальная тревожность;
- постстрессовые или посттравматические;
- панические;
- обсессивно-компульсивные;
- фобии.
В таких случаях нередко требуется помощь извне (медикаментозные и
немедикаментозные методы), чтобы вновь оптимизировать мыслительные процессы, и
заставить сознание здраво осмысливать угрозы.
К данной группе расстройств психики относятся шизофрения и прочие нарушения, которые
характеризуются бредом, галлюцинациями (в виде слуховых, зрительных образов).
- Человек неадекватно воспринимает реальность, его мышление нарушено.
- Он может видеть то, что не существует.
- Слышать голоса.
- Им могут владеть бредовые идеи, которые он отстаивает с особой горячностью.
Психотические расстройства считаются одними из самых тяжелых, опасных для
самого человека и общества.
Различные формы зависимости психики
Очень часто люди оказываются не в состоянии бороться со своими желаниями, даже если они могут нанести вред окружающим или им самим. Если такие устремления становятся постоянными, речь идет о маниях или психических зависимостях, под воздействием которых ломаются судьбы, прерываются социальные, трудовые и семейные отношения и связи.
Ярким примером подобных нарушений психики является игромания. Под ее влиянием человек порой идет на неоправданные риски, лишается денег, работы, семьи, а иногда и жизни.
Психика людей развивается, в зависимости от совокупности различных факторов:
- психологических;
- биологических;
- социальных.
Ее состояние подвержено влиянию стрессов, которые оставляют свои отпечатки
и приводят к разнообразным последствиям. Примером может служить катастрофа или
теракт, которые пережила группа людей. Кто-то из них может справиться с сильным потрясением, другой получает настолько глубокую психоэмоциональную травму, что она вырастает в расстройство психики.
Различные отклонения в поведении, настроении, образе мыслей людей, вступающие в диссонанс с принятыми обществом моральными установками, культурными нормами могут свидетельствовать о нарушениях психики. Для них характерны следующие патологические симптомы:
- гипертрофированные эмоции или отсутствие каких-либо изменений в настроении в тех ситуациях, когда (в норме) они должны быть;
- нарушения общественных норм поведения (навязчивые действия, бессмысленные движения, половые извращения и пр.);
- потеря способности к критичности, обеспечивающей верное восприятие себя и окружающего мира;
- нарушение способностей к логическому мышлению.
Нередко на психическое расстройство указывают жалобы на нарушения физического здоровья. При этом патология внутренних органов отсутствует либо имеет неспецифические симптомы.
Так как человек с психическим расстройством не адекватно оценивает окружающий мир и себя самого, как элемент реальности, нередко он не осознает проблему. Симптомы и клиническую картину нарушения психики может оценить только специалист.
Психиатры, психологи и психотерапевты для скрининга расстройств используют различные диагностические тесты психики или психологические опросники самооценки. Они содержат вопросы, касающиеся симптомов предполагаемого нарушения, которые помогают выявить изменения в поведении и психологии, продемонстрировать интенсивность и частоту проявления симптомов расстройства.
Восстановление нормальных функций психики
В России лица, имеющие расстройства психики, наблюдаются в диспансерах психоневрологического профиля. Для лечения психических нарушений используют медикаментозные и немедикаментозные методы.
Впервые медикаментозное лечение пациентов с нарушениями психики было проведено в середине прошлого столетия, во Франции, посредством хлорпромазина. Сегодня существует большое количество антипсихотических препаратов, которые может назначить только специалист, так как каждый из них имеет свои показания, противопоказания и побочные эффекты.
Существует три основных вида психотерапевтического воздействия:
- бихевиоральная или поведенческая психотерапия;
- глубинно-психологическое воздействие, основанное на психоанализе;
- беседы, как форма поддерживающего психотерапевтического воздействия.
В большинстве эпизодов, психическим расстройствам сопутствуют соматические заболевания, которые также должен диагностировать и лечить врач.