Слоговая структура для воспитателя. Перспективный план работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова
Дмитриева Светлана Александровна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №23 "Брусничка"
Населённый пункт:
г.Ханты-Мансийск
Наименование материала:
статья
Тема:
"Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей"
Дата публикации:
09.02.2017
Раздел:
дошкольное образование
Система коррекционной работы по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей
Дмитриева Светлана Александровна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МБДОУ № 23 «Брусничка» (дополнительный корпус)
Населенный пункт:
Ханты-Мансийск
Наименование материала:
Статья
Тема:
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры
слов у детей
Дата публикации:
09.02.2017
Раздел:
Дошкольное образование
Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте наибольшую сложность
для коррекционной работы представляет такое особое проявление речевой патологии, как
нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в
трудностях произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в
слове, пропуски, добавления слогов и звуков). Нарушение слоговой структуры слов
выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно
также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон
нарушений достаточно широк: от незначительных трудностей произношения слов в
условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2-3 слов без
стечения согласных даже с опорой на наглядность.
При анализе анамнестических данных детей, страдающих нарушением слоговой
структуры слов, отмечается задержка развития речи в раннем возрасте. Первые слова
аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
1.
Правильно произносимые слова: мама, дай.
2.
Слова-фрагменты: моко (молоко).
3.
Слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би.
4.
Абрисы слов: па-па-та (лопата).
5.
Слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слова наблюдается у детей с патологией речевого
развития в течение многих лет. По мере развития речи оно может постепенно изживаться,
но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и
морфологической структурой слова. Недостаточная степень коррекции нарушений
слоговой структуры слова в дошкольном возрасте может привести к возникновению
дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых
вторичных психических наслоений, связанных с их более или менее болезненным
переживанием.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов
складывается из развития рече-слухового восприятия и речедвигательных навыков. В
коррекционной работе можно выделить два этапа:
подготовительный
(работа проводится
на невербальном материале; цель – подготовить ребенка к усвоению ритмической
структуры слов родного языка) и
коррекционный
(работа ведется на вербальном
материале; цель – непосредственная работа по коррекции дефектов слоговой структуры у
конкретного ребенка).
Подготовительный этап.
На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового
гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?»,
«Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»).
Работа над ритмом (сначала над простым, затем, над сложным). Детям
предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши,
отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с
использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.
Виды работ:
1)
Сравнение ритмов: / //, // // / /;
2)
Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком;
3)
Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному
ритмическому рисунку;
4)
Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка:
/ //, ////;
5)
Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью
ритмического рисунка символами;
6)
Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ -) и коротких
(барабан, бубен – символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: -+, ++-
и т.д.
Формирование общей координации движений под ритмичную музыку:
маршировка, ходьба, легкий бег (эти виды работ можно проводить и на
музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в
условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения).
Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений
(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, под
счет: кулак – ребро, ребро-ладонь-кулак.
Упражнения на развитие координации рук: выполнение одновременных движений:
кулак (левая рука) – ребро – (правая рука) и т.п.
Упражнения на переключения (графические): .+.+, о-о- (виды работ, способы
предъявления заданий выбираются с учетом возраста, интеллектуального и
речевого развития ребенка.
2.
Коррекционная работа на вербальном материале.
Работа проводится на разных уровнях.
Уровень гласных звуков.
Виды работ:
1)
Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв:
А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА, ИАИ;
2)
Те же задания с выделением ударного звука:
А
УА, А
У
А, АУ
А
;
3)
Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом;
4)
Логопед отстукивает ритм: ребенок должен в соответствии с ритмом произнести
гласный звук следующим образом: ааа, ааа, ааа.
Уровень слогов.
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и
дифференциации отрабатываемых логопедом звуков:
1)
Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со
стечением согласных);
2)
Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
3)
Наращивание слогов: «скажи на один слог больше, чем я» (са-со…);
4)
Уменьщение слогов: «скажи на один слог меньше, чем я» (са-со-су…);
5)
Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са;
6)
Чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-со, а-сы; и-сы, и-со, и-су, и-сы…
7)
Запомнить и повторить: са-со-со, со-са-са, со-са-со, са-со-са (аналогично – с
ударением на каком-то слоге);
8)
Повторение, чтение слогов со стечением согласных: ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст,
ист; а-ста, и-сто, и-сту, и-сты; са-ста, со-сто, су-сту, сы-сты…
9)
«придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши
их»;
10) Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
11) «скажи наоборот» (игра с мячом): са – «ас», тса – «аст»;
12) Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми, обратными слогами, со стечением
согласных.
Уровень слова.
При обработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
1)
Структура слова расширяется за счет конструкций, уже имеющихся в речи ребенка;
2)
Формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем
слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
3)
В наиболее тяжелых случаях следует начинать с вызывания или закрепления
имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание следует уделять повторению
звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового
ряда (например, ав-ав-ав);
4)
Переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых
слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ+СГ с
одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры, цель которой в
уточнении контура слова, предложен Е.С. Большаковой.
Используя пособие Е.С. Большаковой, в процессе отработки слов с различными типами
слоговой структуры можно проводить следующие виды работ.
Фонематический и слоговой анализ слов:
Игра «Телеграф»: «передать слово, отстучав его ритмическую структуру
(количество слогов);
Игры на деление слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в
слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;
Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением
действия (нанизывание колец на стержни), сравнить слова: где колец больше, то
слово длиннее;
Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова
диктует логопед);
Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового
состава;
Разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит
перед слогом, после слога, между слогами;
«разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько
слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;
«рассели животных по домам»: одноэтажный дом – кот, двухэтажный – лиса
Каждый слог записать на отдельный этаж дома);
Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог
какого-то слова;
Объяснить значение слова пароход: из каких двух слов оно образовано;
Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо (слова произносятся логопедом
неправильно; слова написаны неправильно. Если трудно, то в помощь дается
предметная картинка);
Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;
Что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;
Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них выбрать самое длинное слово,
самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;
Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую
ударный слог в словах;
Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы
(звука): низ – вниз, шил – сшил;
Чтение слов, лишенных смысла, отхлопывание ритмической структуры слова
(например, аоракадаора);
Какие слова рифмуются, а какие – нет? Анализ количества слогов в них (рак – бак,
зайка – зазнайка);
Найти слово, которое по слоговой структуре не похоже на все остальные: рак-бак-
так-банан);
Найти одинаковые 3 буквы в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская,
пароход. Объединить слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово,
самое короткое. Объяснить значение слов.
Фонематический и слоговой анализ слов:
Дополнить данный слог одинаковым слогом ША: ма…, ка… .
Ребусы: коф-, лас-, кос-.
Из кубиков «построить» слово, соединив их стрелками: мо→ло→ко
Из двух слов собрать одно: лед, колоть (ледокол);
Логопед произносит слово медленно по слогам: со…ба…ка, а ребенок угадывает
все слово;
«разрезные картинки»: ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана
на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняется, что если сложить
картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл;
Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом – домик,
кот-… (какой слог появляется во всех словах?);
Дополни слово подходящим слогом: земляни…, смороди…;
Дописывание названий к картинкам: маши…, куби…;
Выбрать слоги из таблицы и составить слова: Маша, лапа, ура, уши, рама, наши
ма
ра
на
ша
у
ла
ши
па
Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла,
прочитать их.
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов.
Поменять слоги местами, составить слово: рады- дыра, сосна-насос;
Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + чайка; малина +
машина: мама;
Один ребенок произносит по слогам медленно, а другой называет это слово
целиком: пу…го…ви…ца – пуговица.
Фонематические представления.
Разложить картинки под схемы: ___, ___ ___, __ __ __.
Построить дома, поселить туда любые слова (на каждый «этаж» вписывается один
слог)
Во
Зи ро
Рак ма та
Придумать родственные слова к слову снег (снежок, снежинка, снеговик и т.д.);
Назвать любое слово, придумать слово на 1 слог длиннее (короче); аналогичное
задание с картинками (выбор картинок);
Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов;
Цепочка слов (дети придумывают следующее слово): тиг
ры
–
ры
ба-…;
Закончи слово: ла….., ла….., ла….. .
Придумать слова, заканчивающиеся на
чок
(каблучок, сверчок);
Придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов. «Подари им вещи, состоящие
из 2 и 3 слогов» (используются картинки). «Почему никому не подарили плащ и
босоножки?»;
Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку: /; //; ///; ////;
Придумать конец слова: ма…, ку…;
Придумать чистоговорку: шо-шо-шо – хорошо, ши-ши-ши -…(по аналогии);
Подобрать рифму к словам: мак – гамак, зайка - …;
Разложить картинки на две кучки: кто это? Что это? Объяснить значение слов:
строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод,
водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
Отметим, что в ходе отработки слов различной слоговой структуры следует
обязательно обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику
слов.
Слоговая структура слов на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов.
В пособии Е.С. Большаковой представлен речевой материал (чистоговорки,
предложения), состоящий из слов различной слоговой структуры. Детям можно
предложить следующие задания в зависимости от этапа коррекционной работы:
1.
Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах): Ша (3 раза) –
наша Маша хороша; Аш (3 раза) – дайте карандаш; Ошка (3 раза) – на окошке
кошка. Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный
звук (в зависимости от задачи);
2.
Придумать чистоговорку самому: са-са-са - …;
3.
Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи;
4.
Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со
взрослым;
5.
«Телеграф»: передать другому телеграмму: «Я иду домой»: / // // (отстучать
ритмическую структуру слов в предложении);
6.
Чтение стихов, рассказов с отстукиванием ритма:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
7. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное
сопровождение: ко-ко-ко (2 раза) – не ходите далеко;
8. Договорить предложение: на солнышке греется котё…, на него смотрит ще…; у
мышки детеныш – мышо…, у лисы – лисё… . Какой одинаковый слог прибавляется?
9. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным
и сюжетным картинкам;
10. Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры: Это кто? –
Это регулировщик. Нет кого? – нет регулировщика. Помоги кому? – регулировщику. Вижу
кого? – вижу регулировщика. Говорю с кем? – говорю с регулировщиком. Говорю о ком? –
говорю о регулировщике.
11. Выбрать из 3 слов то, которое подходит по рифме: Шепчет ночью мне не ушко
сказки разные… (перина, подушка, рубашка);
12. Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно: где весною было
пусто, летом выросла… (капуста); собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку);
13. Чтение предложений по слогам (на слоги предложения разбиваются логопедом);
14. Чтение текстов по слогам;
15. Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на
слоги.
Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой
структуры слов. Конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в
зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и
вида речевой патологии. Кроме того, параллельно с работой над слоговой структурой слов
ведется работа и над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как
решающим фактором в правильном формировании слова с точки зрения его произношения
являются слоговая структура и звуковой состав.
Как показали исследования Г.М. Ляминой относительно речи в норме, со стороны
взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, чтобы это привело к
употреблению слова самим ребенком. Естественно предположить, что ребенок с
недоразвитием речи на 1-ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений.
Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с
учетом принципа от простого к сложному, системности в подаче материала, ведущей
деятельности ребенка (занятий в игровой форме) и принципа наглядности.
Особенности работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова
Основной контингент детей, попадающих на школьный логопункт – это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дети с ОНР.
Дети с ОНР относятся к детям группы риска в овладении письменной речью. Исследования речевых нарушений младших школьников с ОНР, которые были проведены Т.А. Фотековой и Т.В.Ахутиной, показали, что даже к 3 классу чтение, письмо и даже связная речь у данной категории детей значительно отстает от нормы. Это говорит о том, что не устраненные своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом. В связи с этим, как нам кажется, нужна целенаправленная работа по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся 1-х классов в условиях школьного логопункта. У детей с недоразвитием речи часто нарушена в той или иной степени слоговая структура слова. Ряд авторов (И.А.Сикорский, А.Н. Гвоздев, Н.Х.Швачкие) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи – особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков.
Маркова А.К. выделила 13 классов слов с различными типами слогов.
1 класс – двуложные слова из 2-х открытых слогов: у-ха, Лу-жа, ва-та;
2 класс – трехсложные слова из 3-х открытых слогов: ло-па-та, ка-на-ва, ма-ли-на;
3 класс – односложные слова: дом, лак, кот, лук;
4 класс 0 двусложные слова с одним закрытым слогом: пе-тух, ба-тон, ли-мон;
5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова и с открытым слогом: лен-та, бан-ка, пал-ка, кош-ка;
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: зон-тик, ком-пот, фон-тан;
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: те-ле-фон, ба-ра-бан, ко-ло-дец, те-ре-мок;
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: бан-ти-ки, кон-фе-та;
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и с закрытым слогом: ра-бот-ник, ка-мен-щик, ча-сов-щик, ка-лен-дарь;
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: лам-поч-ка, сол-ныш-ко, зер-ныш-ко;
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: хлеб, крот, волк, танк;
12 класс – двусложные слова с открытым слогом и двумя стечениями согласных: клет-ка, кром-ка, кляк-са, труб-ка;
13 класс – 4-х сложные слова с открытыми слогами: че-ре-па-ха, па-ро-хо-ды, са-мо-ле-ты, бу-ра-ти-но;
Специально для алаликов А.К.Маркова выделяет) класс – двусложные слова с однородными согласными: ба-ба, ма-ма, па-па;
Также Маркова выделяет 3 модели слоговой структуры слова, которые включают в себя слова с различными типами слогов.
1) слова, которые состоят из открытых слогов (0,1,2,13 классы);
2) слова, включающие стечение согласных в начале и середине слова + открытый слог (5,8,10,12 классы);
3) слова, включающие стечение согласных и закрытый слог (3,4,6,7,9,11 классы).
В логопедии несколько типов нарушения слоговой структуры слова:
* усечение (элизм), когда усекается слогообразующая гласная или один или несколько слогов (телевизор-телевизор);
* з астревание на произнесении какого-то одного слога (несудорожное повторение) – (персеверация) (ва-ва-варабей);
* уподобление одного слога другому: ягоды- ядоды, (антиципации –предвосхищение);
* добавление лишней слогообразующей гласной при стечении согласных: тырава.. (итерация);
* перестановка слогов (мотолок- молоток) (здесь страдает слуховая память на линейный ряд);
* слияние 2-х слов в одно или частей двух сов в одно слово: бабаня (баба Аня), (контаминация).
Таким образом, мы видим, что нарушение слоговой структуры слова – очень стойкий дефект и коррекция его ведется на всем протяжении логопедической работы.
Отсюда задача логопеда:
во-первых, научить детей четко воспринимать слово и воспроизводить его в соответствии с точным количественным слоговым составом и
во-вторых , научить правильному слитному произношению слова в полном объеме его слого-звукового состава с четким выделением ударного слога.
В практической работе по развитию способности правильно произносить слова наблюдается определенная этапность.
На 1 этапе накапливаются представления о количественном слоговом составе слова, на 2 этапе – отрабатываются навыки практического овладения слого -ритмической мелодией слова.
3) Прослушать слоги. Записать гласные звуки (ты, ла, мо, ну, си).
4) Прослушать слова. Записать гласные буквы (ваза, сова, мыло).
5) Запиши только первый звук (лак, мак, ухо, Оля, мир…)
6) Разложи картинки в 3 столбика:
1-ый столбик – слова в один слог
2-ый столбик – в 2 слога
2-ий столбик – в 3 слога.
7) К заданному слогу добавить другие, чтобы получились слова; запиши их.
Ня ва
Со ва Сло ги
Лить ны
8) Измени слово так, чтобы получилось 2 слога, 3 слога.
Например: дом-дома, домик, домики.
Сад-сады, садики.
9) Отхлопай количество слогов в слове.
10) Прочитай слова. Раздели их на слоги. Выдели гласный звук.
11) Прослушай слова, Выдели в них гласные звуки. Напиши гласные в тетради по схеме: сова –о, а о а
12) Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру ех. Малина, леса, мак (3,2,1).
14) Выделите первый слог из названий картинок и запишите его.
15) Объедините слоги в слова, прочитайте полученное слово, запишите его в тетрадь лу-на, лу-жа, жа-ба, у-хо;
16) Определите пропущенный слог в слове с помощью картинки. Запишите полученное слово –буз, гу-, ли-, -нал, ма-на.
17) Спишите слова, разделяя их на слоги машина, шапка, парта, пенал.
18) Спишите слова, вставляя пропущенные гласные буквы.
19) Прочитайте разрозненные слоги, составьте слова (можно по тематическим группам: «Животные», «Растения», «Мебель», «Школа»).
20) Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
21) Из букв данного слова придумай другие ех крапива (ива, кары, парк, пар, рак, Ира).
22) Упражнение «Подскажи конец словечка» (перед учеником 2-3 карточки со слогами. Например, ва, га, да. Логопед произносит слово, не договаривая последний слог. Учащийся должен найти и прочитать конец слога.
ех. клюк- ва, коро-ва
Бума- га, берло- га
Пого- да, приро- да
23) «Подскажи начало слова» (перед детьми карточки со слогами). Логопед записывает на доске конец слова – очки. Учащиеся должны прочитать получившиеся слова.
24) Замени цифры совами: 1,2,3
(р один ка) р? ка
(с три жка) с? жка
(вы три ) вы?
(по два л) по? л
(три буна) ? буна
(три жды) ? жды
(смор один а) смор? а
25) Догадайся сколько слов здесь написано? (насосна, шинаши, навесна, купилку, банкабан).
26) Работа со слоговыми таблицами (по Т.Г.Визель).
Таким образом, работа по формированию слогового анализа занимает в логопедической практике особое место. Слоговой анализ необходим для чтения, т.к. единицей чтения является слог, а чтению ребенок обучается раньше, чем письму.
А после того, как дети приходят к выводу о том, что слово составляется из частей (т.е. слогов) , и слово легко делится на части (слоги), т.е. они научились различению и воспроизведению слогового контура слова, их внимание привлекается к долготе его звучания и к установлению прямой зависимости долготы звучания от количества слогов в слове. Упражнения на сравнение слов по длине под мяч и на графических схемах обостряют внимание детей к живому слову. Они на слух начинают правильно выделять слово заданной долготы, даже если между словами разница в один слог и слова произносятся слитно: ех. караван-юла, ручка-катушка, утка-курица.
На занятиях с помощью детей составляется таблица – «лесенка», на которой схема для односложных слов помещается вверху. Ниже столбиком располагаются другие схемы с постепенным увеличением на один слог.
ех: Таблица – «лесенка» графических схем слогового состава слов:
Дым
_____/____вата
_____/____/_____барабан
_____/____/_____/______черепаха
Учащиеся зрительно воспринимают разницу в графических контурах схем, активно участвуют в подборе слов к схемам, сравнивают количественный слоговой состав по схемам, и это помогает им осознанно участвовать в обобщениях: «Слова бывают длинные и короткие», «В слове бывает 1,2,3,4 и более слогов», «Чем больше слогов, тем длиннее слово».
Освоение произношения и анализа слов разной слоговой структуры – процесс длительный. Успешным он становится тогда, когда каждый ребенок овладеет способом самостоятельного обследования слогоритмической структуры слова.
Список использованной литературы:
Волкова «Логопедия». М., 1989 г.
Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи». 2005 г.
О.В.Елецкая. Н.Ю.Горбачевская «Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи» С-П.2005 г.
Т.И. Дмитриева «Речевая мозаика». 1995 г.
«Игры в логопедической работе с детьми» Под редакцией В.И.Селиверстова. М., 1981 г.
Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская "Исправление недостатков произношения у школьников". М.,1969
М.Ф.Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения". М.,1989
Альфия Касимова
Перспективный план работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова.
Форма проведения занятий – индивидуальная.
Общее количество занятий – 20.
Количество занятий в неделю -1.
№ Зан-я Тема занятия Цель занятия Упражнеиния и приемы
1 Развитие слухового внимания и памяти Подготовка к усвоению ритмической структуры слов родного языка Где позвонили?
Узнай по звуку – что звучит?
Сколько раз ударили в бубен?
2 Развитие слухового внимания и памяти Та же Хлопн и в ладоши как я.
Воспроизведение долгих звуков.
Воспроизведение определенного ритмического рисунка.
3 Работа над ритмом Та же Сравнениеритмов.
Узнай,где звучит?
Воспроизведение ритма по задан-
ному рисунку.
4 Формирование общей координации движений Та же Маршировка под музыку, Совмещение речи с движениями.
Хлопни, как я!
5 Формирование общей координации движений Та же Выполнение движений руками по образцу.
Кулак – ладонь – ребро.
Выполнение движений под счет.
6 Развитие динамического праксиса рук Та же Выполнение движений обеими руками.
Выполнение движений по словесной инструкции .
7 Развитие динамического праксиса рук Та же Делай, как я!
Перемещение ребенка по инструкции логопеда
8 Графические упражне-
ния на переключение Развитие оптико пространственной ориентации Где звенит колокольчик?
Далеко – близко?
Покажи, где у тебя.?
9 Работа слогового абриса слова Повтори пары – тройки гласных.
Тренировка высо-
Слушай внима-
тельно, повтори старательно!
10 Работа над гласными звуками Точное восприятие и артикуляция слогового абриса слова Повтори пары – тройки слогов .
Тренировка темпа произношения.
Слушай внима-
тельно, повтори старательно!
11 Работа над слогами с
общими согласными Точное восприя
тие артикуляции , как я!
Сосчитай, сколько слогов и выложи палочки .
Определи одина-
ковый звук в ряду.
12 Работа над слогами с общими гласными Точное восприя
тие артикуляции слогового абриса слова Повтори , как я!
Сосчитай, сколько слогов и отхлопай .
Определи одина-
ковый звук в ряду.
13 Работа над закрытыми слогами слогами Точное восприя
тие артикуляции слогового абриса слова Слушай внима-
тельно, повтори старательно!
Длинное – короткое слово .
Найди картинку на заданный слог .
14 Работа над прямыми
и обратными слогами Точное восприя
тие артикуляции слогового абриса слова Камень – вата .
Длинное короткое слово
Подбери картинку
15 Работа над слогами со стечением согласных Назови 1, 2, 3 звук.
Слушай внима-
тельно, повтори старательно
Найди картинку на заданный слог .
16 Работа над словами . Объяснение значений малознакомых слов . Разделить слова на две группы – длинные и короткие.
Отхлопай слово .
Держи паузу!
17 Работа над словами . Отраженное повторение слов изучаемого типа . Положи фишку на подходящее по смыслу слово .
Держи паузу!
Отхлопай слово .
18 Работа над словами . Повторение слов с выделением ударного слога . Меняемся местами!
Поменяй местами слоги .
Слушай внима-
тельно, повтори старательно!
19 Работа над словами . Повторение слов с перестановкой слогов в двусложных словах . Поменяй местами кукол!
Я начну, а ты продолжи!
Составь кубики, как надо.
20 Работа над словами . Упражнения на оценку нормативности. Зеленый и красный флажки.
Составь кубики. как надо.
Я начну, а ты закончи.
Публикации по теме:
Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.
«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2 Игры, направленные на формирование фонематического восприятия Упражнение №1. Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает.
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слов в старшей группе «Игрушки» Тема: «ИГРУШКИ». Цель: Формировать слоговую структуру слов. Задачи: Обогащать и расширить словарь детей по теме..
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Доклад к семинару «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Провела: учитель – логопед Колпакова.
Данная работа будет интересна, как начинающему логопеду, так и логопеду с опытом. В ней последовательно отражены этапы коррекционной работы.
Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: шипящих, соноров и свистящих (кроме автоматизируемого.
Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: свистящих, других шипящих (кроме «Ж») и соноров.
Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Предлагается система игровых упражнений по развитию слоговой структуры у детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для воспитателей
Тема: «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей.
Тема: «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогический коллектив с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные
: активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов по теме консультации.
Развивающие:
развивать умение замечать и правильно реагировать на нарушение слоговой структуры слова у ребенка.
Воспитательные:
сформировать интерес у педагогического коллектива к данной проблематике.
Активизация словаря: слоговая структура слова (ССС), лексика, грамматика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), дисграфия, дислексия.
Оборудование: предметные картинки, бумажные полоски (для обозначения слогов), фишки (для обозначения звуков - синие, зеленые, красные), музыкальные инструменты, бумага, ножницы.
Ход мастер - класса.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на нашем мастер – классе, прошу, присаживайтесь.
2. Объявление темы мастер - класса.
Тему нашего мастер - класса я предложу Вам определить самостоятельно, для этого произнесу слова так, как их говорят дети, а вы попробуете догадаться, что же они имели в виду:
«поднонник» или «поддонник» - подоконник,
«мидолы» - помидоры,
«фопотарат» - фотоаппарат,
«мионинел» - милиционер,
«кошолад» - шоколад,
«бизяна» - обезьяна,
«барелина» - балерина.
Смогли ли вы догадались, какие предметы дети называли? Вызвало ли это у Вас затруднение, почему? (Дети переставляли и пропускали звуки и слоги, заменяли одни звуки другими.)
Вы правы, была нарушена слоговая структура слова. Наш мастер – класс будет посвящен коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
3. Теоретический аспект.
Одной из значимых задач в работе по обучению в ДОУ и семье является развитие связной речи детей дошкольного возраста: формирование грамматической и фонетико- фонематической компетенций, обогащение и систематизация лексикона. Ребенок с хорошо развитой речью может легко вступить в общение не только со сверстниками, но и с взрослыми, четко выразить свои мысли, задать вопросы. Наоборот же, у ребенка с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет, когда он уже адекватно оценивает свои возможности, могут появляться комплексы, связанные с его речевыми дефектами.
Ближе к поступлению в школу остро встает вопрос о состоянии речи детей, особое внимание уделяется звукопроизношению, так как существует тесная взаимосвязь между чистотой звучания речи и орфографической грамотностью будущего школьника: дети переносят свои ошибки из устной речи в письменную, что проявляется в виде специфических ошибок чтения и письма (дислексий и дисграфий).
Так что же такое нарушение слоговой структуры слова? Нарушение слоговой структуры слова – это речевой дефект, характеризующийся искажением структуры (состава) слова: дети пропускают, заменяют, добавляют новые, а так же переставляют местами слоги или звуки. Диапазон этого речевого нарушения может колебаться от трудностей произнесения слов со сложной слоговой структурой до невозможности произнесения простых слов даже с опорой на картинку. У детей без речевых нарушений в возрасте от 2 лет 3 мес. до 3 лет формирование слоговой структуры слова подходит к завершению: малыши могут произносить сложные слова, однако иногда допускают редкие ошибки в малознакомых словах (Н.С.Жукова, А.Н.Гвоздев).
4. Практическая часть. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
В логопедической работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова выделяют 2 этапа: подготовительный и коррекционный.
- Подготовительный этап.
Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка (в работе используется невербальный и вербальный материал). Представляю Вашему вниманию задания, которые используются на подготовительном этапе.
1. Упражнение «Где позвонили? »
Попросить ребенка отвернуться или завязать ему глаза и позвенеть колокольчиком слева от него, справа, снизу и сверху, попросить, чтобы он правильно определил, с какой стороны доносится звон колокольчика. Это же задание можно провести с другими звучащими предметами.
2.
Упражнение «Далеко – близко».
Попросить детей закрыть глаза и определить, где звенит колокольчик: далеко (звук тихий) или близко (звук громкий).
3. Упражнение «Что звучит?»
Попросить детей закрыть глаза и на слух определить, какой музыкальный инструмент звучит (колокольчик, погремушка, дудочка, бубен и т.д.). Это же упражнение можно проводить и с открытыми глазами детей, но в этом случае ширма должна закрывать музыкальный инструмент и руки педагога, чтобы по их движению нельзя было догадаться, какой инструмент используется.
4. Упражнение «Чудо-кубик».
По очереди предложить детям бросить игральный кубик и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек изображено на верхней грани. Так же можно попросить детей не хлопать, а топать или делать шаги вперед.
5. Упражнение «Слушай, запоминай, карточку поднимай!».
Педагог отхлопывает ритм или просто хлопает в ладоши несколько раз и просит детей поднять подходящую карточку (на карточке может быть написана цифра, нарисованы точки (как на игральном кубике), обозначающие количество хлопков или изображен ритмический рисунок: !!! !!, ! !! !!! и т. д.).
6 . Упражнение «Попробуй, повтори!».
Педагог отхлопывает руками (отстукивает ручкой по поверхности стола) несложный ритм и просит детей его повторить (в начале всех одновременно, а затем по очереди).
2) Коррекционный этап.
Цель: непосредственная коррекция нарушения слоговой структуры слова (в работе используется вербальный материал).
Коррекционный этап включает в себя работу на уровне звуков, слогов и слов. Но перед работой со звуками стоит обратить внимание на сформированность пространственно-временных представлений: дети должны владеть понятиями « начало», «середина», « конец», « перед», « за», «после», «первый», « последний». Эти понятия необходимы для усвоения последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
- Упражнение «Репка».
Дети вместе с педагогом отыгрывают сказку «Репка» с использованием кукольного театра или плоскостных изображений героев, а затем отвечают на вопросы о местоположении того или иного персонажа. Например, «Кто стоял между Бабкой и Жучкой? Кто стоял за кошкой? Кто стоял перед внучкой?»
- Упражнение «Паровозик».
Детям предлагают встать друг за дружкой, как вагончики паровоза, и немного «поездить» по группе, а затем остановиться и рассказать о положении своего вагончика, используя слова: перед, после, до, за, между, первый, последний. Далее дети разбегаются, вагончики перемешиваются и игра повторяется.
Работа на уровне звуков.
1. Упражнение «Отгадай звук!».
Педагог показывает артикуляцию гласного звука, но при этом не называет его, а дети должны догадаться и назвать загаданный звук («а», «о», «у», «и», «э», «ы»).
2. Упражнение «Кто так говорит?».
Звучание одного и того же звука может быть разным, в зависимости от того, кто его произносит, например: звук «А» - плачет Аня, поёт певица, врач смотрит горлышко у ребенка, мама укачивает своего малыша и т.д. Предложите детям сюжетные картинки и попросите определить, какой звук может произнести тот или иной герой.
3. Упражнение «Поймай звук».
Педагог произносит серию звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши (топнуть ногой) только когда услышат заданный звук. Начинать лучше с серии гласных звуков, затем гласные – согласные, согласные – согласные.
На этом этапе развивается не только фонематический слух, но и дыхание, мимика, память и внимание.
Работа на уровне слогов.
1. Упражнение «Скажи наоборот».
Педагог произносит слог, а ребенок должен его повторить, но задом наперед (с конца), например: РА – АР, АП – ПА, СКА – АСК и т. д (начинаем с прямых слогов, далее закрытые, а после слоги с стечением согласных).
2 . Упражнение «Слоговая лесенка».
Педагог рисует на доске лесенку, на её первой сверху ступеньке написана буква А, на второй - О, третей – У, четвертой – Ы, пятой – Э и предлагает детям помочь согласной букве спуститься вниз, для этого им необходимо назвать какой слог получится (буква К: ка, ко, ку, кы, кэ, буква В: ва, во, ву, вы, вэ и т.д.)
По такому же принципу можно отрабатывать закрытые слоги, например: для буквы С: ас, ос, ус, ыс, эс.
- Упражнение «Выложи слог»
Педагог предлагает детям фишки – кружки красного (для гласных звуков) и синего цветов (для согласных) и просит выложить схему слога: гласный – согласный (ак, ор…), согласный - гласный (на, ву..), согласный - согласный-гласный (сто, кру…)
- Упражнение «Эхо».
Педагог произносит серию слогов и просит детей по памяти ее повторить, как будто они эхо (слоги нельзя пропускать и менять местами).
Работа на уровне слова.
1. Упражнение «Длинное слово – короткое слово».
На столе перед ребенком лежат длинная полоска (обозначает длинное слово) и короткая полоска (обозначает короткое слово), педагог произносит слово, а ребенок должен определить его размер и положить фишку под полоску соответствующей длины.
Слова для работы: рот, милиционер, колокольчик, сыр, нос, подоконник, сок, светофор, экскаватор, ров, библиотека и т.д.
2. Упражнение «Придумай конец слова».
Педагог дает начало слова (слог), а дети добавляют слоги в конец, чтобы получились различные слова, например: РУ – ка, - мянец, - чей, - кав, - банок и т.д.
3. Упражнение «Доскажи словечко».
Педагог произносит слово, а дети должны назвать его последний слог и подобрать слово, начинающееся на этот слог: рама – Маша – шашки – кино – ноты и т.д.
4. Упражнение «Поэты».
Педагог предлагает детям ненадолго стать поэтами и придумать рифму к предмету, нарисованному на картинке, например: ложка – ножка, молодец – огурец и т.д.
Возможные рифмы: лиса – коса (оса), сова – трава, каска – маска (краска), зайка – майка, свечка – печка, мышка – крышка, малыш – камыш, лягушка – подушка (подружка), мишка – книжка, флажок – пирожок, ложка – кошка (крошка), калач – силач, улитка – калитка.
5. Упражнение «Отхлопай словечко».
Педагог предлагает детям хлопнуть с ладоши столько раз, сколько в этом слове слогов.
Можно усложнить это задание и попросить сосчитать количество слогов в слове, назвать 1, 2, 3, 4 слоги (по порядку или вразнобой).
6.Упражнение «Цепочка слов».
Педагог просит детей повторить за ним цепочку слов, при этом слова местами менять и пропускать нельзя.
МЁД - ГОД - КОТ - ЛЁД
КИТ - ВИД - ЩИТ
СОМ - ДОМ - КОМ - ТОМ
СОМ - СОН - СОК
ЛУК - БУК - ТУК - СУК
7.Упражнение «Слово сломалось».
Педагог говорит детям, что слово сломалось: все слоги перепутались и, чтобы починить его, надо вернуть их на свои места.
Например: ЛА – ПИ (пила), ЖА - ЛУ, ГИ – НО, КА - MAC, ТА - ПАС, ТЫ - КУС, КА - МУ, КА - СУМ, БА – ТРУ, ДУК – СУН, НИК - ЛЫЖ, ТУК – ФАР, ДЫШ – ЛАН, ПОТ - КОМ.
5. Подведение итогов.
Что нового Вы узнали на нашем мастер - классе?
Какие вопросы у Вас возникли, осталось ли что-то неясным?
Какие темы Вы бы хотели обсудить на следующих консультациях, мастер - классах?
Список используемой литературы
1. Аранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»
Детство-Пресс, 2004 г.
2. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г.
3. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей», «Формируем слоговую структуру слова». Сфера,2007 г.
4. Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольником». М., 1996 г.
5. Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет» к пособиям «Учим говорить правильно», ГНОМ и Д, 2004 г.
7. Ценина Н.Б. «Раз, два, три - слоги повтори», Сфера, 2011 г.
«Развитие слоговой структуры слова в практике воспитателя»
Учитель-логопед
Куляк Светлана Сергеевна
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и системными нарушениями речи (СНР). У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с тяжёлыми и системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Какие же бывают типы нарушений слоговой структуры слова
1. Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» - дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» - стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон;
4. Уподобление слогов : «кококосы» - абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка.
Выделяют следующие типы слоговой структуры слова:
ива, дети ).
охота, малина ).
Односложные ( дом, мак ).
диван, мебель ).
банка, ветка ).
компот, тюльпан ).
бегемот, телефон )
комната, ботинки ).
половник ).
матрешка ).
стол ).
зонт ).
кнопка ).
черепаха, пианино ).
Коррекционная работа строится поэтапно и состоит из:
Подготовительного этапа
Коррекционного этапа
Рассмотрим более подробно эти этапы.
Подготовительный этап.
I. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
«Покажи и назови» .
«Покажи части тела, которые будут названы в стихотворении»
Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой.
« Не зевай право-лево называй»
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
«Кто за кем?» (Игрушки выставляются в колонну и ребёнку задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко? Кто между?»)
«Расставь героев» (Поставь кошку к домику. Поставь Машу между дорогой и забором»).
«Найди клад» (ориентировка по схемам).
«Где гудит?» (определение местоположения звука).
3. Развитие временно-пространственной ориентировки
«Что сначала, что потом» (вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
«Расставь по порядку» (части суток, времена года, дни недели, месяцы)
II. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
1.Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
«Делай как я»
«Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1)Сели - встали, 2) Руки в стороны - на пояс, 3) Нога вперед - назад - в сторону.
«Умелые ручки»
1) Кулачки - ладошки, …
2) Колечки - ушки - рожки, … и т.д.
Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» - «Хоботок» 2) «Лопатка» - «Иголочка».
2.Развитие чувства темпа
«Как двигаются животные?»
«Кулачки - ладошки»
Дети выполняют движения руками в нужном темпе под стишок:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук
-
стук, стук
-
стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп
-
хлоп, хлоп
-
хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук
-
стук
-
стук, стук
-
стук
-
стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп
-
хлоп
-
хлоп, хлоп
-
хлоп
-
хлоп.
3.Формирование чувства ритма
«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо).
Графические упражнения на переключение: «Бусы» (например, красный - желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы.
Воспроизведение заданного ритма на слух: «Постучи на ложках»
Коррекционный этап.
I. Работа над гласными
Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
в сопровождении символов (А, У, О, И, Ы),
без зрительной опоры.
Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением.
Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, радостно, злобно, ласково) голоса.
Произнести столько гласных, сколько на поляне бабочек.
Встать, когда прозвучит ряд из двух (1-ого, 3-х) звуков.
II. Работа с разными типами слогов:
с общим согласным (например, произносить: та – то – ту – ты );
с общим гласным ( ка-та-ма-ва);
обратные слоги (Скажи «ав – ав» столько, сколько точек видишь);
закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости (та – да, ко – го);
слоги со стечением ста-сты-сту
III. Работа над словом последовательно проходим следующие типы слоговой структуры слова:
Двухсложные из открытых слогов (ива, дети ).
«Покажи и назови чьи?» Мои коты. Мои маки. Мои киты. и т.д.
Трехсложные из открытых слогов (охота, малина ).
«Скажи, что делали дети?» Гуляли, катали, пилили, бегали и т.д.
Односложные ( дом, мак ).
«Сколько у тебя?» У меня пять мух. У меня пять лип. и т.д.
Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель ).
«Назови что делают?» Ведут, едут, мылят, лепят и т.д.
Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).
«Ветка чего?» Ветка ели. Ветка липы. Ветка сосны. и т.д.
Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).
«Чего нет?» Нет дубков. Нет комков. Нет бинтов. и т.д.
Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон )
«Сколько у тебя?» У меня пять диванов. У меня пять батонов и т.д.
Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки ).
«Повтори и подели слово» Лед-ни-ки, бо-тин-ки, ин-дю-ки и т.д.
Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник ).
«Какой?» Ягодный, вафельный, кофейный, танковый и т.д.
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка ).
«Две» У меня две матрёшки, два индейки, две наклейки и т.д.
Односложные со стечением согласных в начале слова (стол ).
«Много чего?» Много блюд, много книг, много яхт и т.д.
Односложные со стечением в конце слова (зонт ).
«Нет чего?» Нет клинка, нет плитки, нет флейты и т.д.
Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка ).
«Что делаешь?» Я нахожу кнопку. Я покупаю продукт. и т.д.
Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).
«Кого (что?) видишь?» Я вижу черепаху. Я вижу пианино. и т.д.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
Слоговые дорожки (ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след дорожки).
Слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме - ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом или нужный этаж).
«Дом - замок - избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках).
«Доскажи слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, ША _ ; ША _ _)
«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются).
«Телевизор» (На экране появляются гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы О А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
IV . Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
«Подбери предмет и повтори» (Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание.
Например, горячий … (чай), круглый … (мяч), трусливый … (заяц) и т.д.
«Снежный ком» (ребёнок рисует круги по количеству слов в предложении. Например: Самолёт. Летит самолёт. Летит быстрый самолёт. Летит быстрый, белый самолёт. ).
Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
Помните, вся работа над слоговой структурой слова осуществляется последовательно - переход к более сложной слоговой структуре осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Используйте в своей практике предложенные методы и приёмы развития слоговой структуры слова, ведь именно вы вносите ощутимый вклад в развитие личности своего ребёнка.