Отчет о самообразовании воспитателя дошкольного учреждения. Как написать отчёт по самообразованию: в помощь молодым педагогам
Боровская областная санаторная школа-интернат
Воспитатель младшей группы: Кижеватова Н.Н.
Итоговый отчет по теме самообразования
Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Воспитательная система нашей школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением - отдаленностью от места проживания детей. Большой процент наших воспитанников из многодетных, неблагополучных, неполных семей.
Ребенок, попавший в новые условия проживания, начинает испытывать трудности познавательного и коммуникативного характера. Формирующаяся, неустойчивая детская психика чутко реагирует на любые воздействия извне, т.к. социальная ситуация является одним из главных факторов личностного развития ребенка.
Учитывая неустойчивое социальное положение семьи, попадание ребенка в незнакомый коллектив и все вытекающие отсюда проблемы, определила следующие задачи:
помочь детям найти свое место в обществе сверстников;
учить умению выстраивать продуктивные личные контакты в социальном окружении.
Проблема адаптации ребенка в нашей школе для меня имеет одно из приоритетных значений.
Тема: «Адаптация и развитие личности в новых условиях проживания с учетом сохранения здоровьесбережения».
Цель: создание благоприятных условий для сохранения здоровья и самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:
Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.
Развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно- исторических ценностей, развитие творческой активности.
Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.
Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в организации и управлении учебно-воспитательным процессом, в деятельности творческих и общественных объединений.
Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.
Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
Считаю, что внеурочная работа в группе - это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций.
Внеурочная учебная работа дает дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи.
Для достижения указанной цели в своей работе использую следующие направления работы:
Гражданско-патриотическое воспитание;
Правовое воспитание;
Художественно-эстетическое воспитание;
Физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование санитарно-гигиенический культуры;
Трудовая подготовка и профориентация воспитанников;
Экологическое воспитание;
В своей работе использую формы:
изучение личных дел и медицинской документации ребенка;
индивидуальные и групповые беседы;
диагностические методики;
воспитательные часы;
открытые мероприятия;
игры;
экскурсии;
практикумы;
конкурсы, соревнования.
С целью более успешного протекания адаптационного периода в первый учебный месяц планирую больше мероприятий, способствующих сплочению детского коллектива: игры на знакомство, экскурсии, прогулки, занятия по интересам. Первичный диагностическо-прогностический тренинг, который провожу в первые дни пребывания детей в школе, позволяет более подробно изучить личность воспитанника.
Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У воспитанника изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт. Длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации.
Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с одноклассниками может быть непредсказуемыми. Очень важен процесс адаптации для воспитателя, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно группы и отдельных ребят.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Тесты, опросники помогают выявить:
Особенности общения со сверстниками;
Особенности общения с педагогами, со взрослым;
Особенности поведения: поведенческая саморегуляция, умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания;
Эмоциональное состояние: адекватность переживаний, личная тревожность, эмоциональная устойчивость;
Мотивационная сфера: позитивное отношение к школе, ориентация на самостоятельное получение знаний.
Действия воспитателя в тревожный адаптационный период:
1. снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в группе;
2. познакомить детей друг с другом и классным руководителем;
3. познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;
4. познакомить воспитанников с условиями, правилами проживания в группе.
Задачи самообразования:
1. Изучение методической литературы.
2. Изучение личности воспитанников.
3. Изучение и применение воспитательных технологи й.
4. Обобщение по теме самообразования.
Индивидуальную самообразовательную работу осуществляла с помощью:
средств массовой информации;
оргтехники;
библиотек;
творческих дел и заданий;
обмена опытом коллег.
В рамках повышения квалификации посетила курсы:
«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе санаторной школы-интерната»;
«Особенности гендерной социализации в процессе воспитания».
«Воспитательные технологии в образовательном пространстве детских домов и школ-интернатов».
Изучала литературу
Оформление плана
по самообразованию педагога.
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
1 страница – Титульный лист:
МБДОУ №10-ЦРР-Д/С
«План по самообразованию педагога»
(Ф.И.О. педагога)
___________ _______________
Тема: «_______________________________»
(название темы)
________________
(учебный год)
________________
(возрастная группа)
Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.
2 страница –
Тема: «…»
Цель: «…»
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Организовать работу кружка, создать учебную программу.
- Оформить в группе уголок…..
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
- Подготовить (принять участие) в семинаре …..
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»
Месяц |
Формы работы |
|||
С детьми |
Педагогами |
Самообразование |
Родителями |
|
Сентябрь |
Диагностика ЗУН детей |
Организовать работу кружка, создать учебную программу, Изучение литературы |
||
Октябрь |
занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка |
|||
Ноябрь |
||||
Декабрь |
Оформить в группе уголок….. |
Оформление папки передвижки. Тема: «…» |
||
Январь |
||||
Февраль |
Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…» |
|||
Март |
||||
Апрель |
Развлечение «…» |
|||
Май |
диагностика |
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. |
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
|
Июнь |
выставка детских работ |
Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу |
Консультация для родителей: «…» |
|
Июль |
||||
Август |
Выход темы:
ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)
ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
МБДОУ №10-ЦРР-Д/С
«Тетрадь по самообразованию»
_________________________________
(Ф.И.О. педагога)
___________ _______________
________________
(начата с …)
1 страница –
Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)
Можно писать в виде таблицы:
Формы работы |
|||
С детьми |
С педагогами |
Самообразование |
С родителями |
сентябрь |
|||
Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;
ü Изучение научно-методической литературы;
ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
ü Обучение на курсах повышения квалификации;
ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
ü Активное участие в работе методического объединения района;
ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
- Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Перспективный план самообразования педагога.
ФИО ____________________________________
Группа______________________________ Стаж работы______________
Учебный год |
Тема самообразования |
Форма и срок отчёта |
Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год
Общество всегда предъявляет к педагогу самые высокие требования, так как доверяет ему самое ценное – воспитание собственных детей, своё будущее. Воспитатель должен не только знать предмет и методику воспитания ребёнка, но и обладать обширными познаниями в близких областях, разбираться в тенденциях общественной, политической, экономической жизни страны. Только в процессе самообразования педагог может соответствовать своему назначению. Мало обладать способностями, необходимо иметь непреодолимую тягу к самообразованию. Одного желания мало, его может не хватить для борьбы с собственной ленью и инерцией, маскирующихся под лозунги: не хватает времени, трудно найти источники информации и так далее. В этом вопросе дисциплинирует составление плана самообразования и подведение его итогов, как промежуточных, так и конечных. Как составить план и как написать отчет по самообразованию?
План по самообразованию обязательно включает в себя такие реквизиты: фамилию,имя и отчество педагога, выбранную тему, сроки исполнения, форму отчета по его выполнению.Формы отчета по самообразованию могут быть самыми разными. Наиболее живой и интересной формой отчета может послужить проведение какого-либо методического мероприятия с внедрением элементов процесса самообразования или подготовка доклада, проведение семинара, консультационная педагогическая деятельность. Важен неформальный аспект процесса самообразования, его демократичность, чтобы самообразование молодого педагога не свелось, в конечном итоге, к решению вопроса: как написать отчет о мероприятии.
Процесс самообразования невозможно представить без глубокой теоретической проработки проблемы: ознакомление с темой, тематическая подборка научно-методической, художественной литературы, поиск и изучение материала по газетным и журнальным источникам, видеозаписям.На следующем этапе нужно проанализировать и оценить работу по самообразованию молодого педагога. Как написать аналитический отчет воспитателя? На этом этапе помощь руководителя (наставника) окажется неоценимой. В процессе анализа прекрасно зарекомендовали себя тематические выставки работ детей и педагога, оформление различных стендов по изучаемому предмету.
Как оформить результаты изучения темы молодого педагога и написать отчет по практике? Хорошо подготовить выступление по итогам работы, обмену опытом, составить план работы с детьми на будущее, создать сценарий проведения игр, составить рекомендации по внедрению новаторского педагогического опыта молодого специалиста.
Правильно организованный процесс самообразования послужит стимулом для развития личности молодого педагога, раскроет его творческий потенциал и повысит собственную самооценку. Следовательно, возрастут конкурентные преимущества в области педагогики и востребованность молодого воспитателя.
для педагогов ДОУ по самообразованию
ЭПИГРАФ:
Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).
Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?
· Телевидение.
· Газеты, журналы.
· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
· Интернет.
· Видео, аудио информация на различных носителях.
· Платные курсы.
· Семинары и конференции.
· Мастер-классы.
· Мероприятия по обмену опытом.
· Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.
· Курсы повышения квалификации.
Организация работы по самообразованию.
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.
Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.
К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:
Не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;
Не могут правильно сформулировать тему самообразования;
При подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;
Не могут сформулировать цель и задачи работы.
Предлагаем свои решения обозначенных проблем:
Таблица 1
Возможная проблема |
Пути решения |
||||||
Не могут определиться с темой самообразования |
ñ выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат ñ определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. |
||||||
Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность. При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе. |
Формулируйте темы по схемам: ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Например: |
||||||
ñ
Подбор
литературы осуществляйте следующим образом:
|
|||||||
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал. |
ñ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения; ñ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом; ñ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником; ñ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
||||||
Не могут сформулировать цель и задачи работы. |
Цель
– это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
|
Этапы работы по самообразованию:
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).
Включает в себя:
Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
Изучение периодической печати.
Посещение библиотек.
Знакомство с работами других педагогов.
Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2. Практический этап.
На данном этапе педагог может:
Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
Разработка конспектов ННОД.
Подготовить консультации по теме.
Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.
Разработать проект.
Разработать опросники для диагностирования детей.
Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
Создать собственные методические пособия, атрибуты.
Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета:
Презентация проекта.
Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.
Открытые просмотры.
Мастер – классы.
Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.
Консультации для педагогов по теме самообразования.
Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,
методических пособий.
Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само
образования (проблеме).
Неделя педагогического мастерства.
Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.
Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).
В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).
Результаты самообразования
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Список используемой литературы:
1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.
2. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.
3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.
Приложение 1
Образец ведения плана самообразования.
План самообразования
Этап |
Результат / форма отчетности |
Срок выполнения |
||
2012 – 2013 уч. год |
1. Изучение научно- 2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет). 3. Разработка перспективного плана на 2012-2013 учебный год. 4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов). 5. Проведение мероприятий по плану. 6. Изготовление демонстрационного материала «…», картотеки «…» и т.д. 7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования. |
Картотека методической литературы. Перспективный план на 2012-2013 учебный год Сообщение на ПС или МС. Оформление конспектов ННОД. |
сентябрь |
|
2013 – 2014 уч. год |
1. Изучение научно- методической и учебно-методической литературы по данной теме. 2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…». Оформление методической папки материалов. 3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей. 4. Оформление информационного листа на тему: «…». 4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…». |
Пополнение картотеки методической литературы Методическая папка «…». Сообщение на родительском собрании. Информационный лист – ширма - передвижка. Выставка работ. Выступление на ПС, МС. |
||
2014 – 2015 уч. год |
Показ открытого мероприятия. Обобщение опыта. |
Презентация. |
Приложение 2
Перспективный план работы
по самообразованию на 2012 – 2013 учебный год
Месяцы |
Деятельность |
Отметка о выполнении |
Сентябрь |
||
Октябрь |
||
Ноябрь |
||
Декабрь |
||
Январь |
||
Февраль |
||
Март |
||
Апрель |
||
Приложение 3
Памятка для анализа процесса самообразования.
Оправдал ли себя план?
Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.
Планировалась ли исследовательская работа.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.
Этапы проработки материала.
Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.
Постановка новых задач.
Приложение 4
Требования к педагогам по самообразованию
при подготовке к аттестации:
· Работа по теме самообразования не менее 1 года;
· Изучение научно-методической литературы;
· Разработка перспективных планов, конспектов ННОД по теме, сценариев;
· Создание предметно-развивающей среды в группе;
· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
· Обучение на курсах повышения квалификации;
· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;
· Участие в семинарах, консультациях, конференциях;
· Показ открытого мероприятия;
МКДОУ «Карсинский детский сад»
Отчет по самообразованию в старшей группе за 2015-2016 учебный год воспитателя С. Н. Моториной по теме: «Игра,как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Тема самообразования
«Игра, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
выбрана тема мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования
«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л.И.Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
«Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
«Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
«Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
«Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала
цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе игр.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
освоение современных технологий и методов организации игры;
классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
повышение личной компетентности в данном вопросе.
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
правильная организация и руководство игрой;
правильно сформулированная мотивация;
многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);
рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Работая по теме, я разработала планирование игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.
Также я изготовила картотеку игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
формирование умения договориться о теме игры;
самостоятельное распределение ролей;
обсуждение основного развития сюжета;
подготовка игровой обстановки.
Оценка осознания детьми нравственных норм в старшей группе 2015 – 2016 учебный год
.
1.
Высокий уровень:
*начало учебного года - 20%
*конец учебного года - 60%
2. Средний уровень:
*начало учебного года - 30%
*конец учебного года - 30%
3. Низкий уровень:
*начало учебного года - 50%
*конец учебного года - 10%
Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.