Музыкальная фраза состоит из. Что такое музыкальная фраза и как ее построить? Мотив фраза предложение период
Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, тем более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации.
Также и в музыкальной речи - необходимо группировать отдельные ноты во фразы и периоды, пользоваться средствами динамики (усиление или ослабление громкости звучания)и звукоизвлечения (легато, стаккато), чтобы создать целостность, передать характер и образ музыкального произведения.
Фразировка - это средство музыкальной выразительности, смысловое и художественное разделение музыкального произведения на фразы и предложения.
Вы, наверное, замечали, что одно и то же музыкальное произведение у одного исполнителя может звучать скучно и монотонно, а у другого обретать яркость красок, эмоций и образов.
Для того чтобы научится искусству фразировки старайтесь побольше слушать музыку, причем не только фортепианную, и обращать внимание на то как исполнитель объединяет звуки в музыкальные предложения.
Особенно отчетливо можно почувствовать особенности фразировки в вокальных произведениях: песнях и романсах. Вокалист набирает дыхание, как правило, между смысловыми фразами. Поэтому, разучивая новое произведение, попробуйте пропеть мелодию и у вас выстроятся логические фразы.
А теперь потренируемся искусству фразировки на примере романса. Сначала спойте эту мелодию, а затем сыграйте ее на фортепиано вместе с вашим голосом. Старайтесь объединять фразы, логически связывая их с текстом романса.
В известном фортепианном произведении Л. ван Бетховена "К Элизе" очень ярко выражено разделение на мотивы и фразы. В этом примере мотивы выделены лигами. Сыграйте сначала каждый мотив, а затем объедините их в фразы. В этом музыкальном отрывке фразы выстроены по 4 такта (затакты, с которых начинается произведение и все следующие фразы, не считаются).
Помните, не 7 банальных нот передают шум морского прибоя или звон колокольчиков, веселый праздник или глубокую скорбь, задушевную беседу или военное сражение. Яркость образов достигается с помощью фразировки, а умение ей пользоваться отличает профессионального талантливого музыканта, отражает его художественный вкус и творческую фантазию.
В вокальной музыке часто объем и форма темы меньше, чем период. В соответствии со структурой литературного текста, смысловой единицей которого бывает строка, темой произведения становится фраза. В хоровой, особенно полифонической музыке, распеваться может одно слово или короткое словосочетание. Это характерно для духовных сочинений, связанных с каноническими религиозными текстами, например: Alleluia.
Тема 7. Музыкальный синтаксис
Понятие синтаксиса (от греч. - построение, порядок, составление)применяется в области языкознания или лингвистики. В синтаксисе языка изучают законы построения человеческой речи : словосочетания, предложения, виды связи слов и пр. Однако этот термин применяется и в музыке, когда говорят о строении музыкальной речи .
Мотив → фраза → предложение → период
Это известная из элементарной теории музыки масштабная иерархия основных элементов музыкального синтаксиса. Такие структурные образования в пределах периода образуют начальный (синтаксический) уровень формообразования. Фразы, мотивы (также и субмотивы - части мотива) могут по-разному сочетаться и чередоваться в периоде, в результатечего складываются определенные построения: простейшие композиционные структуры .Их называют мелодико-синтаксическими или масштабно-тематическими .
Элементы музыкального синтаксиса
A) мотив
Учение о мотиве (лат. moveo – двигаю, movere – двигать, motus – движение; ит. motive – повод, причина, основание) стало активно развиваться с конца XIX века. В то время сложились два подхода. Согласно первому, основой мотива является метрическая сторона или метрический акцент . Согласно второму, в мотиве существенен весь комплекс выразительных средств, так как мотив - это содержательный элемент музыкальной речи.
В качестве примера синтетического определения мотива можно привести слова С. И. Танеева, крупнейшего композитора и педагога, ученого, ученика П. И. Чайковского: Мотив – “наименьшая музыкально-тематическая ячейка, обладающая, как правило, одной метрически сильной долей и, сохраняющая при повторении ритмическую основу”.
С тех пор условной нормой протяженности мотива принято считать один такт , хотя в классической музыке существует немало примеров как сверхтактовых (больше такта, чаще двутакты), так и внутритактовых (меньше такта) мотивов. Их границы бывают как ясно слышимые и видимые в нотном тексте, так и слитные. Вероятность появления сверхтактовых или внутритактовых мотивов связана с характером музыки, мелодии, темпом, размером, ритмическими длительностями.
Однако мотив не сводится к метру и метроритмический подход к разделяли многие крупные ученые XX века. Вот примеропределения мотива Ю. Тюлина:
В современной учебной литературе также встречается определения обобщающего характера: “Мотив – это группировка звуков вокруг акцентного тона (икта), имеющая свой ритмический и звуковысотный рисунок, конкретную гармоническую (фоническую) природу и являющаяся мельчайшей смысловой единицей музыкальной речи”.
Из теории М. Г. Арановского. Автор оригинальной теории синтаксического строения мелодии исходил “из звуковысотных ценностей” и писал, что главное в мотиве – неповторимость , которая создается звуковысотностью и интонацией . “Такт – только отмеренное для жизни мотива пространство, но не сам мотив”. М. Г. Арановский отмечал, что в классической мелодии жесткая система (ладо-гармоническая, метро-ритмическая, структурно-синтаксическая), свобода и творческая фантазия есть только в интонационной линии. Мелодия состоит из слоя основы или опорных тонов и слоя орнаментики (неопорные тоны, которые связывают, подготавливают, центрируют опорные тоны, например, опевают), иногда они соединены.
Мотив – единица мелодии с однимтонцентром (опорный тон, центральный в мотиве, может быть выделен разными средствами) и одной ритмической группой.
Принцип однократности проявляет себя и в других средствах.
Полный мотив включает три фазы (прецентр, центр и постцентр) или, как иногда говорят: центр мотива – икт, перед ним – пред, икт, после него – пост, икт. Возможен неполный мотив и свернутый(только есть центральный тон). Бывает неделимый мотив – это центральная интонация (тоже вид тонцентра).
Вывод: если обобщить все ранее сказанное, то мотив – явление синтетическое, главными в нем являются мелодический и ритмическийрисунок , но присутствуют и все другие параметры звучания: гармония, тембр, динамика, артикуляция, регистр и прочие.
Мотив – это единица музыкальной темы , и особеннопоказателен и важен экспозиционный (начальный) мотив . Работа с мотивами или мотивная техника создают процесс развития в произведении. Хотя стоит отметить, что в большей степени это относится к инструментальной музыке. В вокальных лирических жанрах весома роль более протяженного построения – фразы, что связано с певческим дыханием исполнителя.
Цезуры. Разбирая синтаксическое строение музыкальной речи, необходимо отметить моменты членения или цезуры (от лат.– рубка, рассечение). Они создаются за счет применения специальных ритмических и гармонических средств, разных способов развития, хотя есть цезуры , возникаемые за счет особенностей исполнения: люфтпауз и смены дыхания, свободного темпа. Роль цезуры в музыке не ограничивается только формообразующим моментом, она имеет также выразительное и смысловое значение.
Музыка призвана рождать пламя в душе – Л. Бетховен
Совершенная музыка дарит невероятные по силе ощущения. Именно благодаря ей можно прочувствовать разлуку, расставание, любовь, предательство. Можно быть с любимым человеком, даже когда он далеко – благодаря музыке. – Стендаль
Настоящая музыка превращает любое событие, действие, чувство в нечто совершенное, в то, что хочется полюбить. Именно в ней, как ни в каком другом искусстве, проявляется жизненная сила и вдохновение. – И. Гёте
Музыка – это лекарство, которое помогает преодолеть депрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи. А потом – дарит желание жить дальше. – В. Ключевский
Музыка – самая тесная связь с народом. Она может изменить его взгляды, подарить новое мировоззрение, заставить любить что-то новое, наставить на другой путь. Проникает в самые глубины сознания. – Моцарт
Музыка не думает, она лишь воплощает чужие мысли. – Л. Бетховен
Когда нельзя что-то выразить речью, обычными словами, на помощь приходит музыка. – Э. Гофман
Продолжение красивых цитат читайте на страницах:
Из всей земной музыки ближе всего к небесам – биение истинно любящего сердца. Генри Бичер
Ноты, которые я беру, не лучше, чем у многих других пианистов. Паузы между нотами – вот где таится искусство! Артур Шнабель
Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта. Карл Барт
Л. Бетховен – Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Ваша опера мне понравилась. Пожалуй, я напишу к ней музыку. Людвиг ван Бетховен
Мою музыку лучше всего понимают дети и животные. Игорь Стравинский
Ахматова А. А. – Из всех искусств музыка - самое человечное и распространенное.
Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках. – И. Тургенев
Счастливых музыка делает еще счастливее, несчастных – еще несчастнее. – В. Крачковский
Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба. – Бигер Г.
Платон – Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоничное оформление.
Жан Поль – Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства.
Р. Багнер – Мелодия - единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны’.
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Р. Вагнер – Музыка - поистине общечеловеческий язык.
Писать музыку не так уж трудно, труднее всего – зачеркивать лишние ноты. – И. Брамс
Аристотель – Музыка - это посредник между духовной и чувственной жизнью.
Без музыки жизнь была бы ошибкой. Фридрих Ницше
Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. – Тургенев И. С.
Бах почти заставляет меня поверить в Бога. Роджер Фрай
Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная. – Ф. Шопен
Чехов А. П. – Музыка - лучшее утешение для опечаленного человека.
Из всех искусств музыка – самое человечное и распространенное. – Ж.-П. Рихтер
Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура. Антон Рубинштейн
Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств. – Л. Бетховен
Сюньцзы – Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.
Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. – Лейбниц Г.
Шекспир У. – Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.
Пальцы должны создавать на рояле то, чего хочет голова, – а не наоборот. – Р. Шуман
Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие. – Т. Карлейль
Гейне Г. – Музыка - это стенография чувств.
Говорить о музыке – все равно что танцевать об архитектуре. Дэвид Бирн
Музыка – универсальный язык человечества. – Г. Лонгфелло
Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь… – Ницше Ф.
Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все. – И. Эренбург
Честертон Г. – Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Гёте – Музыка - универсальный язык человечества.
О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! Когда замирает слово, и объятие, и наполненный слезами глаз, когда наши немые сердца в одиночестве томятся за решеткой нашей груди - о, тогда только благодаря тебе могут они послать друг другу отклик из своих тюрем, соединить в одной пустыне свои далекие стоны. – Жан Поль
Р- Багнер – Самая лучшая музыка будет иметь незавидную судьбу, если доверится посредственной поэзии.
Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. – Б. Авербах
Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Уолтер Патер
Толстой Л. Н. – Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
Эмерсон У. – …Заметь себе, когда несутся дико В степях стада иль молодых коней Лихой табун - они безумно скачут, Ревут и ржут, - то кровь играет в них. Горячая. Но стоит им заслышать Лишь звук трубы или иной какой Звук музыки - как вкопанные станут Мгновенно все, и одичалый взгляд Под силою мелодии прелестной В смирение и кротость перейдет…
Музыка во время обеда – это оскорбление и для повара, и для скрипача. – Г. Честертон
Играй всегда так, будто тебя слушает артист. – Р. Шуман
Г- Гендель – Музыка - в лучшем смысле этого слова - меньше нуждается в новизне; напротив, чем она старей, тем правильней, тем сильнее она воздействует.
Музыка – истинная всеобщая человеческая речь. – К. Ю. Вебер
Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, но вызывает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой. – Анна Сталь
Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе. – Б. Авербах
Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке? Конфуций
Аристотель – Нет на земле живого существа Столь жесткого, крутого, адски злого, Чтоб не могла хотя на час один В нем музыка свершить переворота. Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником, лгуном, Грабителем, души его движенья Темны, как ночь, и, как Эреб, черна Его приязнь. Такому человеку Не доверяй.
На свете нет музыки слаще, чем звук любимого голоса. – Ж. Лабрюйер
Песня подобна нежной мгле, что, поднимаясь с озера, разливается по безмолвному долу. – Оссиан
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. – Р. Вагнер
К. Бебер – Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца.
Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку. Джоаккино Россини
Лонгфелло Г. – Музыка глушит печаль.
Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению – другое музыкальное сочинение. Игорь Стравинский
Разновидность меланхолии, которая меня мучит, словом не передашь. Тут нужна музыка.
Совершенная музыка приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле. Стендаль
Музыка – высшее в мире искусство. Лев Толстой
Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими. – Жорж Санд
Б. Арним – Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, плачет вся природа.
Кто не играет вместе с фортепьяно, не играет и на нем. – Р. Шуман
Музыка - поэзия воздуха. – Жан Поль
Гёте И. – Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде.
Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. – Роллан Р.
А. Бергсон – Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое. – А. Рубинштейн
Ключевский В. – А та, кого мы музыкой зовем За неименьем лучшего названья, Спасет ли нас?
Шекспир У. – Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
Эмерсон У. – Музыка во время обеда - это оскорбление и для повара, и для скрипача.
Г. Гауптман – Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше.
- ФРАЗА МУЗЫКАЛЬНАЯ
см. Музыкальная … - ФРАЗА в Большом энциклопедическом словаре:
(от греч. phrasis - выражение) ..1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией...2) Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать … - ФРАЗА
[от греческого выражение, оборот речи] 1) законченный оборот речи, предложение; 2) в музыке всякий отдельный, относительно завершенный музыкальный оборот, законченная … - ФРАЗА в Энциклопедическом словарике:
ы, ж. 1. Законченное высказывание, предложение. Писать длинными фразами. 2. Напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания. Это всего лишь … - ФРАЗА в Энциклопедическом словаре:
, -ы, ас. 1. Законченное высказывание (в 3 зяяч.). Длинная, короткая ф. 2. Напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания. … - ФРАЗА
ФР́АЗА МУЗЫКАЛЬНАЯ, см. Музыкальная форма … - ФРАЗА в Большом российском энциклопедическом словаре:
ФР́АЗА (от греч. phrasis - выражение), отрезок речи между двумя паузами, объединённый интонацией. Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА, трюковое исполнение музыки на обычных или на эксцентрич. муз. инстр-тах (бокалах с водой, стиральных досках и … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА, см. Механические музыкальные инструменты … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ ФОРМА, комплекс выразит. средств, воплощающих в муз. произв. определ. худ. содержание. Строение, структура муз. произведения. В каждом произв. М.ф. … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, муз.-сценич. произв. комедийного характера (разновидности комической оперы, оперетта, зингшпиль, мюзикл, пьеса с … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
"МУЗЫЌАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ", муз. критико-публицистич. журнал, с 1957, Москва. Учредители (1998) - Союз композиторов РФ, Мин-во культуры РФ, Издат. объединение "Композитор", … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ ДРАМА, одно из ранних (17-18 вв.) названий оперы. Со 2-й пол. 19 в. опера, в к-рой музыка подчинена драм. … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ ГРАМОТА, начальный муз.- теоретич. учебный курс. Включает нотную грамоту и первонач. сведения о музыке, её элементах и выразит. … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
МУЗЫЌАЛЬНАЯ АКУСТИКА, наука, изучающая объективные физ. закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. … - МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
"МУЗЫЌАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ", ежеквартальный науч.-теоретич. и критико-публицистич. журнал, с 1933 (осн. как ж. "Сов. музыка", с 1992 совр. назв.), Москва. Учредители … - ФРАЗА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
фра"за, фра"зы, фра"зы, фра"з, фра"зе, фра"зам, фра"зу, фра"зы, фра"зой, фра"зою, фра"зами, фра"зе, … - ФРАЗА в Словаре эпитетов:
О длине, завершенности, грамотности фразы; о ясности, содержательности, выразительности фразы. Афористическая, бессмысленная, бессодержательная, бесцветная, блестящая, бойкая, выразительная, гладкая, глубокая, горячая, … - ФРАЗА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
(ОТ греч. phrasis — выражение, способ выражения) — 1) основная единица речи, выражающая законченную мысль; смысловое единство, целостность к-poro создается … - ФРАЗА в Словаре лингвистических терминов:
(от греч. phrasis — выражение, оборот речи). 1) Наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. В таком понимании термин … - ФРАЗА в Тезаурусе русской деловой лексики:
Syn: выражение, оборот, … - ФРАЗА в Новом словаре иностранных слов:
(гр. phrasis выражение, оборот речи) 1) законченный оборот речи, предложение; 2) любая небольшая и относительно законченная часть муз. темы … - ФРАЗА в Словаре иностранных выражений:
[ 1. законченный оборот речи, предложение; 2. любая небольшая и относительно законченная часть муз. темы … - ФРАЗА в Тезаурусе русского языка:
Syn: выражение, оборот, … - ФРАЗА в Словаре синонимов Абрамова:
см. выдумка, предложение, речь || стереотипная фраза, … - ФРАЗА в словаре Синонимов русского языка:
Syn: выражение, оборот, … - ФРАЗА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2) а) Словесное выражение мысли. б) Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, неблаговидность … - ФРАЗА в Полном орфографическом словаре русского языка:
фраза, … - ФРАЗА в Орфографическом словаре:
фр`аза, … - ФРАЗА в Словаре русского языка Ожегова:
напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания Пустые фразы. Избегать фразы. фраза законченное высказывание N3 Длинная, короткая ф. фраза ряд … - ФРАЗА в Словаре Даля:
жен. , франц. оборот речи, выраженье, речь. Фразеология, особенность оборотов речи языка и ученье о сем. Фразер, пустослов, пустобай, краснослов; … - ФРАЗА в Современном толковом словаре, БСЭ:
(от греч. phrasis - выражение),..1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией…2) Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать предложению … - ФРАЗА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
фразы, ж. (греч. phrasis). 1. То же, что предложение 2 в 1 знач.; вообще - сочетание слов, выражающее законченную мысль. … - ФРАЗА в Толковом словаре Ефремовой:
фраза ж. 1) Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2) а) Словесное выражение мысли. б) Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, … - ФРАЗА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1. Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2. Словесное выражение мысли. отт. Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, неблаговидность поступка; … - ФРАЗА в Большом современном толковом словаре русского языка:
I ж. 1. Отрезок речи, выражающий законченную мысль и являющийся достаточно самостоятельным в интонационном отношении; словесное выражение мысли. 2. перен. … - МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
форма, в широком философско-эстетическом смысле слова - комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание. При … - МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА: СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ в Словаре Кольера:
К статье МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Антракт (франц. entracte, от entre, "между" и acte, "действие"). Инструментальная музыка, звучащая между актами драматической пьесы, … - ДОКТОР ХАУС в Цитатнике Wiki.
- 10-Й ДОКТОР - СЕЗОН 3 в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-07-02 Time: 05:30:28 = The Runaway Bride = *(""После появления Донны в ТАРДИСе."") * Донна: Где я? * … - ФУКО в Словаре постмодернизма:
- сочинение Делеза ("Foucault", 1986). Книга состоит из двух частей. В первой - "От архива к диаграмме" - размещены две … - РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XIX ВЕК)
Р начале царствования императора Александра I , вместе с общим подъемом общественной жизни, особенно оживилась совсем было упавшая при Павле … - БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Бортнянский, Дмитрий Степанович, - знаменитый русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы (1751 - 1825). Родился в городе Глухове … - ENJAMBEMENT в Литературной энциклопедии:
[французское — перенос] — несовпадение синтаксического и ритмического членения стихового отрезка с вытекающим отсюда разрывом синтаксического ряда и перенесением части … - МУЗЫКОВЕДЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
наука о музыке, область искусствоведения. Отрасли музыковедения - теория музыки, история музыки, музыкальная палеография, музыкальная этнография (музыкальная фольклористика, изучение профессиональной … - ЮГОСЛАВИЯ
- УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием … - УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
- ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
- СССР. БИБЛИОГРАФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
- РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
2. Из чего сложены мелодии
Наверно, каждому из вас приходилось разбирать игрушку или какую-нибудь вещицу, заглядывать внутрь и смотреть, как она устроена. То же самое можно проделать и с мелодией.
Можно спросить: а зачем? Хорошей мелодией можно и так наслаждаться, зачем ещё лезть куда-то внутрь. А особенно чувствительных может даже возмутить такое копание. Кто-кто, а они-то знают, что музыка это тайна. Так зачем же разрушать эту тайну?
Всё это так, но не будем забывать, что мы музыканты. Или, по крайней мере, пытаемся ими быть. Для того, чтобы сыграть даже самую лёгкую пьесу красиво и умно (не будем забывать, что в музыке тоже есть мысли), надо слышать, как она устроена. Конечно, вам всё объяснит и покажет преподаватель по специальности. Но ведь неинтересно просто нажимать кнопки по указке учителя, как заводная кукла.
А как вы пишете диктанты по сольфеджио? Нотка за ноткой? Не годится. На самом деле диктант - довольно простая штука, его очень легко запомнить, если сразу расслышать, как он устроен.
Заметили? Я нигде не употребил слово «знать», зато два раза написал «слышать». Музыка действительно тайна, и её голыми знаниями не возьмёшь. Неграмотные уши могут немножко больше, но тоже очень мало. Поэтому имеет смысл продолжить изучение музыкального языка.
Вот мелодия «Арии», которую написал замечательный старинный английский композитор Генри Пёрселл :
WWW
Теперь в звуковых примерах будет не только выписанная строчка, но и все остальные пласты музыкального произведения.
Кроме того, фрагменты будут звучать на тех инструментах, для которых написаны.
Сыграйте и послушайте эту мелодию. Сразу слышно, и даже видно глазами, что она делится на две почти одинаковых половинки. Они чуть-чуть отличаются только окончаниями кадансами . А соединённые вместе, они составляют музыкальную мысль мелодию. Такая форма мелодии из двух половинок называется в музыке периодом . А половинки это предложения : первое и второе. Обратите внимание: в обычном языке высказанная до точки мысль называлась бы предложением. А здесь предложениями называются половинки. А всё вместе период. Послушайте, как стройно звучит мелодия, благодаря такому простому и чёткому строению. Поэтому её очень легко запомнить.
А теперь возьмём лупу и приглядимся к первому предложению. Видите? Всё оно состоит из перемещений и вариантов одного музыкального кусочка:
Это самый маленький кусочек, по которому можно узнать эту музыку. Если попробовать раздробить и его, то получатся отдельные интонации, в которых потеряется «лицо» этой музыки. Можно сказать, что этот кусочек самая маленькая выразительная частица мелодии . Есть у него и специальное название мотив . Иногда говорят: «Вот, привязался ко мне этот мотив!». Действительно, «привязывается» обычно какой-нибудь маленький кусочек музыки. Но когда говорят: «это поётся на мотив такой-то песни», имея в виду целую песню, то это неправильно. А как правильно? Ну, разумеется, «на мелодию песни».
В каждом мотиве, как и в слове, обязательно есть ударение акцент . Так же, как и ударения в разных словах (например, «мáма», «картúна», «хорошó»), акценты могут быть в начале, середине или конце мотива.
В примере 10 акцент-ударение на первом звуке. И состоит наш мотив из трёх интонаций. А бывают мотивы и из одной интонации. Как у Иоганнеса Брамса в Четвёртой симфонии:
WWW
А тут я не удержался и дал звуковой пример подлиннее. Жалко сразу обрывать такую красивую музыку.
Вернёмся к «Арии» Пёрселла. В то далёкое время, когда он жил, не принято было ставить в нотах лиги. То, что вы видите в примере, поставлено редактором. Но почему редактор поставил именно такие лиги две маленькие, а затем большую, на два такта? Потому, что он знает, что предложение делится на фразы . И не только знает, но и слышит, что первые две фразы совпадают с мотивами, а третья включает в себя два разных мотива:
Третья фраза у Пёрселла оказалась в два раза больше двух предыдущих. Она собирает музыкальную мысль, не даёт ей растечься, разболтаться. Ведь начальный мотив можно перемещать сколько угодно, до бесконечности. Можно, но не нужно.
Во втором предложении фразы ведут себя точно так же. Сравним последние фразы обоих предложений:
Первое предложение заканчивается неустойчиво, на V ступени. Это ещё не «точка», а как бы «запятая» или вопрос. Второе предложение уверенно приходит к тонике. «Точка». Ответ. Такую перекличку двух предложений можно сравнить с рифмой в стихотворении.
Мы попытались услышать и понять, как из интонаций рождается мотив, а из мотивов сплетается мелодия. Можно попробовать сплести из мотивов Пёрселла другую мелодию:
Видите, я не стал «закруглять» первое предложение и «разогнался». А для того, чтобы не «расшибиться», мне пришлось изменить направление фраз во втором предложении, а в самом конце «затормозить» совсем новым двутактом. Но весь этот эксперимент я проделал с одной-единственной целью: пригласить вас к творческому соревнованию. Потому что лучше всего поймёшь, когда сделаешь сам.