Методика интеллектуальная лабильность. Методика на исследование интеллектуальной лабильности
Ещё совсем недавно при приёме на творческую или ответственную работу, требующую высоких умственных способностей, претендентам предлагали пройти тест на IQ (коэффициент интеллекта). Однако было выявлено, что человек с повышенным показателем IQ не всегда способен принимать мгновенные решения и своевременно переключаться с одной задачи на другую.
Оказалось, что здесь срабатывает иной параметр - психофизиологический. Это интеллектуальная лабильность - скорость возникновения и передачи циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Так что на сегодняшний день во многих компаниях при приёме на работу соискатели проходят тест на быстроту мыслительных процессов.
Что это такое
В психологии интеллектуальная лабильность - это способность быстро переключать внимание, уметь в короткие сроки решать как можно больше задач и как можно качественнее. В отличие от IQ, данный показатель не зависит от умственных способностей, которые обусловлены либо генетикой, либо постоянным развитием. Здесь главную роль играют процессы ЦНС. Скорость мысли определяется тем, как быстро происходит переключение между возбуждающим и тормозным импульсами, которые передаются от нейрона к нейрону, и насколько они уравновешены.
Чем быстрее человек отвечает на вызов извне, чем подвижнее у него нервная система, тем быстрее его мозг запускает психомоторные реакции в соответствии с полученными задачами и тем выше его интеллектуальная лабильность. От неё зависит успешность в процессе обучения и карьерном росте. Особенно в современном мире, когда требуется мобильность не только гаджетов и Интернета, но и мыслительных операций. Если сотрудники или учащиеся медленно приспосабливаются к новым обстоятельствам, обладая регидной нервной системой, вряд ли они добьются высоких вершин при сдаче экзаменов или при продвижении по карьерной лестнице.
Признаки
- Повышенная концентрация внимания;
- быстрая реакция на информацию извне;
- способность моментально переключать внимание;
- чёткий анализ сразу нескольких заданий;
- высокая скорость выполнения поставленной задачи;
- быстрый переход между заданиями;
- кратковременность активной деятельности;
- умение ориентироваться даже в запутанных и усложнённых условиях;
- отсутствие ошибок, высокое качество выполненной работы;
- умение учесть сразу несколько требований в синхроне.
Методика Костроминой
Психологи настаивают на том, что наряду с тестами на IQ в учебных заведениях и компаниях должна также проводиться диагностика интеллектуальной лабильности. Это позволит выявить учеников, студентов и сотрудников, которые многозадачны в своей деятельности и способны принимать не просто верные, но и быстрые решения.
Чаще остальных для этой цели применяется методика под названием «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой). Она представляет собой тест, состоящий из вопросов и бланка ответов, разделённого на квадраты.
Инструкция:
- Рядом с № вопроса в скобках обозначен № квадрата, в который вписывается ответ.
- На один вопрос даётся не более 4 секунд.
Примечание. Формулировка вопросов может незначительно отличаться от оригинальной методики при сохранении их значимости и степени сложности. С ключами расхождений нет.
Для студентов и сотрудников
- (4) Записать «пар», причём «а» должна оказаться в изображённой фигуре.
- (5) Пересечь 4-х угольник 2-мя вертикалями и 2-мя горизонталями.
- (6) Провести черту от 1 круга к 4, чтобы она шла ПОД вторым и НАД третьим.
- (7) Вписать «+» в треугольник. Вписать «1» в общую площадь фигур.
- (8) Поделить 2 окружность на 3 сектора, а 4 - на 2.
- (10) Вписать любую букву своей фамилии или имени (на выбор того, кто проводит тест) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
- (12) Вписать в 1 прямоугольник «+», 3 перечеркнуть, в 6 вписать цифру «ноль».
- (13) Замкнуть точки прямой чертой, вставить «+» в наименьший по площади получившийся треугольник.
- (15) Обвести 1 согласную и перечеркнуть гласные.
- (17) Продолжить боковые стороны изображённой фигуры, пока не пересекутся. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
- (19) Обозначить самый большой по площади круг, вписать «+» в наименьший из них.
- (20) Объединить 2, 4, 5, но не задев 1 и 3.
- (21) Вписать в промежуток галочку при условии, что указанные числа не одинаковы.
- (22) Поделить 1 линию на 3 сектора, 2 - на 2, 2 конца 3 - соединить с А.
- (23) Объединить нижний кончик 1 черты с верхним второй, верхний кончик 2 - с нижним 4.
- (24) Перечеркнуть нечётные, обозначить нижним подчёркиванием чётные.
- (25) Обвести фигуры, поделить их вертикалью.
- (26) Под А изобразить стрелочку вниз, под В - вверх, под С - обычную галочку.
- (27) Вписать между ромбиками «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одной буквы.
- (28) Вписать в левую клетку «0», в правую - «+», центральную разделить диагональю.
- (29) Нижними подчёркиваниями обозначить галочки, над первой надписать «А».
- (30) Вписать сумму 1 и 7 при условии, что в слове «купчиха» третья буква - не «и».
- (31) Заключить согласные в кружочек в слове «салют», перечеркнуть гласные в слове «дождь».
- (32) Если 54 кратно 9, вписать 4-х угольник в окружность.
- (33) Провести черту от 1 к 7, чтобы она расположилась ПОД чётными, но НАД нечётными.
- (34) Перечеркнуть кружочки без цифр, с ними - подчеркнуть снизу.
- (35) Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными - влево.
- (36) Записать «мир», чтобы 1 буква заключалась в круг, а 2 в прямоугольник.
- (37) Указать стрелочками направления изображённых линий: горизонтальных - вправо, вертикальных - вверх.
- (39) Поделить 2 линию на 2 равных сектора, объединить оба конца 1 линии с центром 2.
- (40) Поделить нечётные и чётные вертикалями.
- (41) Над линией обозначить стрелочку вверх, под ней - влево.
- (42) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
- (43) Сложить 5 и 2, что получилось - вписать в прямоугольник, их разность - в ромбик.
- (44) Перечеркнуть цифры, кратные 3, обозначить нижним подчёркиванием оставшиеся.
- (45) Обвести галочку, заключить «3» в квадрат.
- (46) Нижними подчёркиваниями обозначить буквы. Обвести цифры, делящиеся на 2.
- (47) Взять нечеты в квадратные скобки , чёт - в круглые ().
Бланк для взрослых
Бланк на 20 вопросов для подростков (12-15 лет)
- (1) Записать начальную букву топонима «Санкт-Петербург» и конечную - «Симферополь».
- (2) Записать 1, 6, 3. Обвести нечётные.
- (4) Записать «пар» в обратном порядке.
- (5) Изобразить прямоугольник. Поделить его 2 горизонталями и 2 вертикалями.
- (6) Изобразить 4 круга. Затем первый перечеркнуть, 3 обозначить нижним подчёркиванием.
- (7) Изобразить треугольник и прямоугольник, чтобы у них была общая площадь.
- (8) Записать «мел». Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными - влево.
- (10) Вписать любую букву своей фамилии (имени) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
- (12) Изобразить прямоугольник, вписать сумму 5 и 2. Затем - ромб, и в нём - их разность.
- (13) Изобразить 3 точки, при соединении которых образуется треугольник.
- (15) Вписать «ручка». Гласные перечеркнуть.
- (17) Поделить квадрат 2 диагоналями. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
- (18) Поставить «1» при условии, что в слове «антоним» 6 буква гласная.
- (20) Изобразить треугольник, в нём - окружность.
- (21) Записать «82 365». Все нечётные перечеркнуть.
- (22) Поставить галочку при условии, что 54 кратно 9.
- (19) Вписать сумму 2 и 6 при условии, что в слове «купчиха» 3 буква не «и».
- (23) Вписать между ромбами «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одинаковой буквы.
- (24) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
- (25) Вписать «салют». Обвести кружочком согласные.
Бланк для подростков
Интерпретация
- До 4 невыполненных заданий - повышенная интеллектуальная лабильность;
- 5-9 - посредственный уровень;
- 10-14 - пониженная интеллектуальная лабильность;
- 15 и более - критически низкая.
Ключи к методике
Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для взрослых
Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для подростков
Что касается теста на определение интеллектуальной лабильности для младших школьников, здесь мнения психологов расходятся. Во-первых, нет методики, разработанной исключительно для них. Во-вторых, в таком возрасте высшие нервные психические процессы ещё не настолько развиты физиологически, чтобы их как-то оценивать.
Развитие
Интеллектуальная лабильность - это полностью биологически запрограммированный процесс. Он зависит от нейрофизиологических свойств коры головного мозга, которые закладываются генетически. Поэтому есть мнение, что развить её невозможно. Однако некоторые предлагают для повышения этого показателя применять следующие методики:
- дифференцированный подход;
- тренинги;
- задания на внимание и память.
Интеллектуальная лабильность - важное качество для современного человека любого возраста. Школьникам в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами предлагают решать комплексные тесты, включающие в себя вопросы из разных областей знаний. Сотрудники компаний должны молниеносно реагировать на задачи, поставленные руководством для того, чтобы выжить в условиях жесточайшей конкуренции. И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим.
Лабильность (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый) характеризует функциональную подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения и торможения в нервной и мышечных тканях. Чем выше скорость элементарных реакций, тем быстрее организм может реагировать на поступающую информацию и переключать внимание с одного объекта на другой. Лабильность является достаточно широким понятием, которое может проявляться в большой подвижности и изменчивости каких-либо организмических состояний и процессов. В этом смысле она далеко не всегда является положительным качеством. В частности, в психологии широко применяется понятие эмоциональной лабильности, которая проявляется в неустойчивости эмоциональных состояний, быстрой смене аффективных состояний, поэтому её рассматривают как один из признаков дискоординации высшей нервной деятельности .
В данной работе описывается методика, предназначенная для диагностики одной из разновидностей лабильности ‒ интеллектуальной лабильности, ‒ которая является весьма информативной характеристикой когнитивной сферы ребёнка. Интеллектуальная лабильность определяется нейрофизиологическими особенностями строения коры головного мозга, поэтому является биологически детерминированным процессом, на который обучение практически не оказывает влияния. Она зависит от скорости возбуждения и торможения в нейронах, а также от степени уравновешенности этих процессов. Чем выше уровень лабильности, тем быстрее и дифференцированнее реагирует мозг на информацию, содержащуюся в ощущениях, и тем быстрее и координированнее психомоторные реакции. Таким образом, интеллектуальная лабильность определяет скорость и точность восприятия и переработки полученной информации и реакции на неё, поэтому от уровня её развития сильно зависят скорость, с которой ученик усваивает новое содержание обучения, полнота и точность усвоения. Поэтому результаты выполнения теста интеллектуальной лабильности традиционно рассматривают как важный показатель для определения обучаемости школьников.
В отличие от тестов Амтхауэра и Равена, тест интеллектуальной лабильности не является нормированным. В психологической литературе для него обычно приводятся численные критерии отнесения учащихся к четырём различным группам с различными уровнями интеллектуальной лабильности, которые выделены на основании количества ошибок, допущенных школьниками при выполнении теста. Для учащихся старших классов и взрослых эти группы характеризуются следующими интервалами числа ошибок и соответствующими им уровнями обучаемости:
0-4 ошибки ‒ высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
5-9 ошибок ‒ средняя лабильность; средние способности к обучению;
10-14 ошибок ‒ низкая лабильность, трудности в обучении;
15 ошибок и более ‒ малоуспешен в любой деятельности.
Существуют два варианта теста интеллектуальной лабильности. Приведённые выше значения количества ошибок относятся к тесту для учащихся 10-11 классов. Этот вариант теста был адаптирован С.Н. Костроминой для учащихся основной школы (возраст от 12 до 15 лет). Число заданий было уменьшено с 40 до 20, кроме этого, дети выполняют рисунки в тесте самостоятельно. Для этих учащихся разделение на группы с разным уровнем интеллектуальной лабильности по мнению автора характеризуется следующими интервалами числа ошибок и уровнями лабильности и обучаемости:
0-2 ошибки ‒ высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
3-4 ошибок ‒ средняя лабильность; средние способности к обучению;
5-7 ошибок ‒ низкая лабильность, трудности в обучении;
более 7 ошибок ‒ малоуспешен в любой деятельности.
Многолетняя практика проведения данного теста показала, что последние две оценки трудностей излишне категоричны. Наблюдения и эксперименты показали, что уровень интеллектуальной лабильности не столько определяет качество достигнутого учеником итогового результата, сколько время, необходимое ребёнку для усвоения информации на требуемом государственным стандартом уровне. Обучение учащихся с разным уровнем интеллектуальной лабильности происходит с разной скоростью.
На рисунке «Зависимость скорости обучения от уровня интеллектуальной лабильности» представлен график зависимости результатов усвоения учениками новой информации от времени обучения для четырёх групп учащихся, выделенных на основании представленных выше результатов выполнения теста. К первой группе отнесены учащиеся с наивысшей интеллектуальной лабильностью, к четвёртой ‒ школьники, сделавшие более 15 ошибок.
Из рисунка видно, что к окончанию времени, отведённого программой на изучение темы, учащиеся, относящиеся к разным группам по уровню интеллектуальной лабильности, находятся на различных уровнях усвоения учебной информации. За это время лишь первая группа учащихся с высокой лабильностью успевает усвоить примерно 90% содержания. Группа учащихся со средним уровнем лабильности усваивает около 70% информации, что позволяет ученикам этой группы в дальнейшем воспринимать и понимать новую информацию и продолжать обучение.
Рисунок 1: Зависимость скорости обучения от уровня интеллектуальной лабильности
чащиеся же третьей и четвертой групп усваивают менее 70% содержания, поэтому для них дальнейший процесс усвоения новой информации становится бессмысленным, так как у них не сформированы когнитивные схемы, необходимые для её восприятия. Игнорируя этот факт в реальном учебном процессе, учитель обрекает учащихся третьей и четвёртой групп на неизбежное отставание от более лабильных учащихся, сопровождающееся потерей интереса к учёбе и формированием стойкого неприятия интеллектуальной деятельности или даже отвращения к ней. Включающиеся механизмы психологической защиты, пытающиеся сохранить положительный образ «Я» в сознании ученика, заставляют его негативно относиться к учебной и познавательной деятельности. Большинство поведенческих проблем, с которыми сталкиваются учителя в учебном процессе, вызвано попытками самоутверждения и самореализации ученика вне учебной деятельности, так как в ней он не может быть успешен.
Впрочем, последнее утверждение нуждается в уточнении. Все кривые научения, изображённые на рисунке «Зависимость скорости обучения от уровня интеллектуальной лабильности», асимптотически приближаются к уровню полного усвоения. Это означает, что ученики с низким уровнем интеллектуальной лабильности могут быть успешны в учебной деятельности, но для усвоения того же содержания им требуется значительно больше времени . Данный тезис был экспериментально подтверждён в многолетних исследованиях, проведённых американским психологом Б. Блумом, и положен им в основу технологии полного усвоения . Этот вывод заставляет изменить отношение к данным итогового тематического контроля, которые следует рассматривать не только как констатацию учебных достижений, но и как данные, необходимые для разработки корректирующих воздействий в ходе продолжающегося обучения. Так как время, отведённое программой на изучение темы, уже закончилось, то коррекционное обучение должно продолжиться во внеурочное время. Поэтому в Когнитивной технологии обучения предусматривается выделение дополнительного времени для обучения тех учащихся, которые не смогли усвоить содержание в основной учебный период. ‒ 180 с.
Инструкция. Перед вами бланк, разделенный на тридцать квадратов. Каждый квадрат - это простое задание, которое вы должны выполнить всего за три секунды. Задание не повторяется. Если вы не успели его выполнить, переходите к следующему.
Примечание. Задания следует читать в обычном темпе (не диктовать!), громко и четко. Ребят надо предупредить, чтобы они не смотрели друг другу в тетради и не просили повторить задание. Оценка производится по количеству ошибок. Пропущенное задание считается ошибкой. В рабочих тетрадях учитель проставляет результат, выражающийся в количестве правильно выполненных заданий. Не стоит акцентировать внимание на том, что кто-то лучше всех справился с этой работой - пусть ребята сами сделают выводы об уровне развития у них качеств, необходимых для данной группы профессий. Учитель собирает бланки и сам проверяет выполненное задание.
Текст опросника
1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца в году.
2. Напишите слово «пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.
3. Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.
4. Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.
5. Поставьте в треугольнике «+», а в прямоугольнике - «1».
6. Разделите третий круг на две части.
7. Напишите предпоследнюю букву своего полного имени.
8. Соедините точки прямой линией и поставьте «+» в меньшем треугольнике.
9. Зачеркните гласные буквы.
10. Продлите боковые стороны трапеции до их пересечения друг с другом.
11. Соедините между собой точки 2, 4 и 5.
12. Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.
13. Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку.
14. Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.
15. Поставьте в верхнем левом углу прямоугольника 0, в нижнем правом плюс.
16. Подчеркните галочки и зачеркните палочки.
17. Если в слове «подарок» третья буква - не «и», запишите сумму чисел 3 и 5.
18. В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные.
19. Разделите 54 на 9 и впишите результат в прямоугольник.
20. Обведите в кружок повторяющиеся цифры.
21. Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.
22. Под согласными буквами поставьте плюс, а под гласными - минус.
23. Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в прямоугольнике, а последняя - в круге.
24. Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево.
25. Заключите букву «М» в квадрат, «К» - в круг, «О» - в треугольник.
26. Напишите в прямоугольнике сумму чисел 5 и 2.
27. Зачеркните цифры, которые делятся на 3.
28. Поставьте в круг галочку, а в прямоугольник - цифру 3.
29. Обведите четные цифры.
30. Поставьте нечетные цифры в скобки.
1. (квадрат номер 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года.
2. (квадрат номер 4) Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь.
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части.
7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени.
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0.
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике.
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные.
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города.
12. (квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1.
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую.
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3.
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними.
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А.
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой.
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией.
20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку.
21. (квадрат 27) Если слова "дом" и "дуб" начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ.
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А.
24. (квадрат 30) Если в слове "подарок" третья буква не И, напишите сумму чисел 3 + 5.
25. (квадрат 31) В слове "салют" обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные.
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника.
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными.
28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.
29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево.
30. (квадрат 36) Напишите слово "мир" так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике.
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх.
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй.
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных.
34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево.
35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник.
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромб.
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные.
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры.
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые.
Перед проведением методики экспериментатор должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, не выполненное или выполненное с ошибкой задание.
Норма выполнения:
0-4 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
5-9 ошибок – средняя лабильность;
10-14 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении;
15 и более ошибок – мало успешен в любой деятельности.
Тест требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем он дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.
Бланк ответов
Методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) модификации С.Н. Костроминой
Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества. Используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.
Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.
Инструкция:
«Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»
Содержание методики
1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.
3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот.
4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
9. (Квадрат номер 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.
10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
12. (Квадрат номер 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.
16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» - в круг, букву «О» - в треугольник.
20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона. Каждому испытуемому выдается специальный бланк.
Инструкция: будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!
1. (квадрат) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 секунды).
2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 секунды).
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 секунды).
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 секунды).
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 секунды).
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (4 секунды).
7. (квадрат 1О) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 секунды).
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте О (4 секунды).
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 секунды).
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 секунды).
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 секунды).
12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 секунды).
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 секунды).
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 секунды).
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа не одинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 секунды).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 секунды).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 секунды).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 секунд).
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 секунды).
20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 секунды).
21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 секунды).
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 секунды).
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 секунды).
24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не «И», напишите сумму чисел 3+5 (3 секунды).
25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 секунды).
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 секунды).
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).
28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 секунды).
29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 секунд).
30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 секунды).
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 секунд).
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 секунды).
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 секунд).
34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 секунды).
35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 секунды).
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 секунды).
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 секунд).
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 секунды).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 секунд).
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 секунд).
Необходимо отметить, что экспериментатор перед проведением теста должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание.
Нормы выполнения:
0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
5-9 ошибок - средняя лабильность;