Государственная регистрация и постановка на налоговый учет налогоплательщиков. Государственная регистрация и постановка на налоговый учет налогоплательщиков Особенности постановки на учет отдельных категорий налогоплательщиков
Государственная регистрация при создании (ликвидации, реорганизации, внесении изменений в учредительные документы) является государственной услугой, оказываемой территориальными органами ФНС России.
Постановка на налоговый учет налогоплательщиков является реализацией полномочий органами ФНС России (ИФНС).
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и постановки на налоговый учет является нарушением законодательства, за которое предусмотрена ответственность НК РФ, КоАП РФ и УК РФ.
Подлежат государственной регистрации и постановке на учет:
юридические лица (иностранные организации подлежат постановке на учет);
индивидуальные предприниматели;
главы крестьянских фермерских хозяйств.
Моментом государственной регистрации признается внесение налоговым органом соответствующей записи в государственные реестры ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов:
федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ;
постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 (ред. от 19.05.2014) "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вместе с "Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков");
Нормативно-правовая база государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей
Наименование НПА | |
ГК РФ, глава 4 Юридические лица, статьи 48,49,51 |
устанавливает обязанность регистрации в едином государственном реестре юридических лиц; момент внесения записи в ЕГРЮЛ – момент возникновения правоспособности юридического лица; устанавливает основания для отказа в государственной регистрации; |
федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» |
устанавливает требования к содержанию государственных реестров (ЕГРИП, ЕГРЮЛ), условия предоставления содержащихся в реестре сведений и документов (на платной основе - экономическим субъектам, на бесплатной основе – органам государственной власти, правоохранительным органам, органам социальных внебюджетных фондов и т.д. организациям и физическим лицам- сведения о них); устанавливает перечень документов, необходимых для государственной регистрации; устанавливает порядок государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы; реорганизации, ликвидации и т.д. |
НК РФ, часть 1, статьи 83-85 |
устанавливает перечень оснований для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах; устанавливает состав полномочий органов власти и ФНС России по государственной регистрации и постановке на учет организаций и физических лиц; устанавливает состав идентификационных реквизитов налогоплательщиков |
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 (ред. от 19.05.2014) "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вместе с "Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков") |
обязанности по ведению ЕГРН возлагаются на ФНС России; ЕГРН ведется на основе ЕГРИП, ЕГРЮЛ; устанавливает сроки выдачи документов о государственной регистрации организациям и индивидуальным предпринимателям; устанавливает возможность предоставления сведений в электронном виде; устанавливает перечень работ, которые осуществляет ФНС в связи с введением реестра и т.д. устанавливает состав сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию для постановки на учет в налоговом органе; |
приказ Минфина РФ от 05.12.2013 г. № 115н «Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения» |
устанавливает перечень сведений, содержащихся в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, доступных для пользователей информации |
приказа ФНС России от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@ (ред. от 31.01.2013) "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка….». |
устанавливает формы документов на бумажном носителе и форматы электронных документов, используемых при государственной регистрации и постановке на налоговый учет организаций и физических лиц |
административный регламент оказания государственной услуги по государственной регистрации: пользователи, информирование о предоставлении государственной услуги, описание услуги и результата ее предоставления и т.д. |
|
приказ Минфина РФ от 30.09.2010 г. № 117н «Об утверждении особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» |
устанавливает особенности постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций |
приказ Минфина РФ от 11 июля 2005 г. N 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" |
устанавливает особенности постановки на учет в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков |
приказ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@«Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» |
устанавливает формы документов, представляемых при государственной регистрации, а также требования к их заполнению |
приказ ФНС России от 29.07.2013 г. № ММВ-7-14/260@ «Об утверждении Положения об Управлении регистрации и учета налогоплательщиков федеральной налоговой службы» |
устанавливает перечень функциональных задач Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России в структуре ЦА ФНС России отдел нормативного и методологического обеспечения государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; отдел рассмотрения обращений и анализа судебной практики по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; отдел организации учета юридических и физических лиц; отдел методологии ведения, мониторинга государственных реестров и предоставления информации |
Признаки организации:
воля и интерес учредителей - решение о создании юридического лица (протокол общего собрания участников), Устав, наименование организации, ее местонахождение – наименование муниципального образования; подписи всех учредителей подтверждаются нотариально.
имущественная обособленность (вклады в уставный капитал; оценка неденежных вкладов осуществляется независимыми оценщиками) 3 ;
юридический адрес (место нахождения организации – место нахождения постоянно действующего исполнительного органа – адрес регистрации законного представителя (индивидуального предпринимателя); адрес местонахождения помещения, принадлежащего по праву собственности или используемого по договору аренды).
Условия для регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: достижение возраста 16 лет, полная дееспособность, наличие адреса регистрации по месту жительства (права на постоянное или временное проживание на территории РФ).
На основе юридического адреса организации, адреса регистрации индивидуального предпринимателя определяется территориальный налоговый орган, который должен осуществить государственную регистрацию. Услуги по государственной регистрации создания (ликвидации, внесении изменений в правоустанавливающие документы) оказываются в заявительном порядке.
Результатом оказания услуги государственной регистрации является внесение записей в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и подготовка свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
На основе данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП налоговые органы осуществляет постановку на налоговый учет (статьи 83, 84 НК РФ).
Результатом этой процедуры является внесение записей в ЕГРН и выдача налогоплательщикам свидетельства о постановке на налоговый учет. При постановке на налоговый учет налогоплательщикам присваивается ИНН, КПП (для организаций).
определение места нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), территориального органа ФНС России, оформление пакета документов и заявления о государственной регистрации |
|||
государственная регистрация российской организации (ЕГРЮЛ ): ОГРН – идентификатор в реестре |
государственная регистрация индивидуального предпринимателя (ЕГРИП ): ОГРНИП – идентификатор в реестре |
||
постановка на налоговый учет |
|||
внесение записей в ЕГРН (единый государственный реестр налогоплательщиков) |
|||
присвоение |
присвоение ИНН (или без присвоения, если ИНН был присвоен ранее) |
||
свидетельство о государственной регистрации российской организации по месту ее нахождения; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации; копии учредительных документов с отметкой налогового органа |
свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП; уведомление о постановке на учет в налоговом органе (свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе). |
Рисунок 1 – Заявительный порядок государственной регистрации и постановки на учет российской организации, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.
Государственная регистрация учет налогоплательщиков
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется соответственно по месту нахождения юридического лица или жительства индивидуального предпринимателя в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Порядок государственной регистрации юридического лица. снятие с учета
В соответствии с положениями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 года №129-ФЗ (далее Федеральный закон) и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 года №319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" налоговые органы Краснодарского края с 1 июля 2002 года осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, формирование и ведение Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Для государственной регистрации юридических лиц при их создании в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. От 19.06.2002 года №439. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения содержащиеся в учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
федеральная налоговая служба российская
г) документ об оплате государственной пошлины (подлинник платежного поручения).
Кроме того, в случае если в состав учредителей юридического лица входит иностранное юридическое лицо в регистрирующий орган представляется выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица.
При государственной регистрации юридического лица при создании вышеперечисленные документы представляются в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Уполномоченным лицом (заявителем) при создании юридического лица могут быть учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица. В отдельных случаях заявителем при создании юридического лица может являться иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка выдается в день получения документов регистрирующим органом.
При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме установленных Федеральным законом.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Таким документом является Свидетельство о государственной регистрации по форме №Р51001, данная форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 года №439, бланк Свидетельства имеет серию, номер, голографическую марку, защищен от подделки. Свидетельство подписывается уполномоченным лицом регистрирующего органа его подпись заверяется гербовой печатью выдается юридическому лицу и изготавливается только в одном экземпляре.
Приказом МНС России от 18.04.2003 года №БГ-3-09/198, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации за №4547 от 15.05.2003 года утверждены "Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица". Согласно данных разъяснений каждый документ (включая заявление), содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.
При государственной регистрации юридического лица при создании заявитель может представить в регистрирующий орган два экземпляра учредительных документов. В этом случае регистрирующий орган, осуществив государственную регистрацию юридического лица, проставляет на обороте последнего листа одного экземпляра учредительных документов на месте прошивки, штамп содержащий сведения о наименовании регистрирующего органа, дате внесения записи в ЕГРЮЛ, основной государственный регистрационный номер. Данная информация заверяется подписью должностного лица регистрирующего органа, проставляется печать.
Экземпляр учредительных документов с проставленным штампом выдается (направляется) заявителю при государственной регистрации при создании вместе со Свидетельством без взимания платы. Повторная выдача экземпляра учредительных документов с проставленным штампом не допускается.
При обращении юридического лица за выдачей учредительных документов в случае их утраты (уничтожения, порчи), выдача осуществляется в виде копий учредительных документов на основании запроса на платной основе.
При подготовке документов для государственной регистрации заявление, а также приложения к нему заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета, либо машинописным текстом. В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.
Следует учитывать, что в разделе 1 Заявления "Наименование юридического лица" заполняется в соответствии с учредительными документами юридического лица. Гражданским кодексом РФ (статья 54) установлено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, в предусмотренных законом случаях наименования некоммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Слова и словосочетания "Россия", "Российская Федерация", "федеральный" используются в наименовании в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а в некоторых случаях с разрешения Правительственной комиссии.
При заполнении раздела 2 Заявления "Адрес (место нахождения)", следует учитывать, что в соответствии со статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Юридическое лицо вправе не формировать постоянно действующие исполнительные органы, в этом случае полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации, за исключением унитарного предприятия), если такая возможность прямо предусмотрена федеральным законом и уставом юридического лица.
В пункте 2.4 заявления указывается адрес (место нахождения) юридического лица в соответствии с его учредительными документами.
При заполнении раздела 3 "Количество учредителей (участников)" и листов А и Б следует иметь ввиду, что в случае отсутствия в составе учредителей юридического лица юридических либо физических лиц соответствующие приложения к заявлению не заполняются и не представляются в регистрирующий орган.
В разделе 4 "Сведения об уставном капитале (складочном капитале, уставном фонде, паевых взносах)" указывается сумма в соответствии с требованиями федеральных законов, устанавливающих его размер для юридического лица данной организационно-правовой формы.
Сведения об уполномоченном лице (заявителе) приводятся в разделе 5 Заявления. Адрес места жительства заявителя указывается на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если указан не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность).
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) заявителя может быть указан также на основании сведений, содержащихся в паспорте гражданина Российской Федерации, если у него имеется отметка в виде проставленного штампа в паспорт. Данная отметка производится налоговым органом по месту жительства заявителя при его обращении.
Снятия с учета юридического лица
Снятия с учета в налоговом органе организации в связи с ликвидацией, которая осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения). В соответствии с пунктом 2 статьи 61 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано как по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, так и по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
Министерство образования и науки Российской Федерации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»
тема: «Регистрация и учёт налогоплательщика. Налоговые агенты»
Вариант № 6
Выполнила: студентка 5 курса
Специальность:
Специализация:
№ личного дела:
Руководитель:
Введение
I . Теоретическая часть
1.Регистрация и учёт налогоплательщиков
2.Налоговые агенты
II . Практическая часть
Задача №1
Задача №2
Задача №3
Заключение
Список использованных источников
Введение
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.
История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.
Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат регистрации постановке на учет в налоговых органах.
В данной контрольной работе рассмотрим:
Регистрацию и учет налогоплательщиков
Налоговых агентов
I. Теоретическая часть
1.Регистрация и учёт налогоплательщиков
Регистрация и учет налогоплательщиков включает: регистрацию и учет физических лиц как граждан и как налоговых резидентов; регистрацию и учет юридических лиц как инкорпорированных в стране и как налоговых резидентов; регистрацию и учет обособленных подразделений; регистрацию и учет консолидированных групп; регистрацию и учет представительств иностранных государств и международных организаций.
В развитых странах регистрация и учет плательщиков - физических и юридических лиц - налогов ведется единообразно и унифицировано уполномоченными подразделениями налоговых органов на основании единой общегосударственной системы фискальных учетных реквизитов (ФУР).
ФУР физического лица включают: ФИО лица, дату и место рождения, гражданство, адрес постоянного или обычного проживания, адрес находящегося в собственности жилого помещения или иного объекта недвижимости, используемого для постоянного или временного проживания данного лица, членов ее семьи, иных иждивенцев, или сдаваемого в аренду или иное пользование других лиц, фискальный номер.
ФУР юридического лица включают: официальное название, используемую им основную торговую марку, дату и место регистрации, адрес по регистрации, по основному месту деятельности и по размещению центра управления (головной конторы), адрес находящегося в собственности производственного, торгового, жилого или иного помещения или любого другого принадлежащего лицу объекта недвижимости, фискальный номер лица, ФУР всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного лица.
Основная тенденция сейчас состоит в том, чтобы посредством системы регистрации и учета физических лиц как плательщиков налогов заменить все другие формы учета и регистрации физических лиц - по рождению, паспортной, социальной, пенсионной, военной, иммиграционной и др., а системой регистрации и учета юридических лиц как плательщиков налогов заменить, полностью или частично, все другие формы учета и регистрации юридических лиц (регистрацию по созданию, слиянию, поглощению компаний, как субъектов торгового права, как инвестиционных или холдинговых центров и т.д.).
При таком порядке физические лица подлежат учету в налоговых органах с момента рождения. Первичная налоговая регистрация физических лиц ведется в налоговых органах и осуществляется в каждой стране в отношении своих граждан и налоговых резидентов - по факту рождения, путем присвоения физическому лицу единого фискального номера (ЕФН); в отношении прочих физических лиц - по факту прибытия в страну (или получения доходов в ней) - путем присвоения фискального номера иностранца (ФНИ).
Первичная налоговая регистрация юридических лиц ведется в уполномоченных органах исполнительной власти данной страны и осуществляется: в отношении юридических лиц, созданных по законам этой страны - по факту регистрации, путем присвоения фискального номера организации (ФНО); в отношении иных юридических лиц - по факту начала осуществления деятельности (или получения доходов) в этой стране - путем присвоения фискального номера иностранной организации (ФНИО).
При этом регистрация и учет плательщиков налогов - юридических лиц в обязательном порядке должна вестись с установлением и указанием фискальных учетных реквизитов всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного юридического лица.
Иные плательщики налогов регистрируются в зависимости от выбора режима обложения и вида налога. В частности, могут применяться следующие режимы:
а) совокупность имущества и активов, передаваемых по наследству, до момента распределения наследственной массы, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
б) домохозяйство семьи, признаваемой в соответствии с законом отдельным плательщиком налогов, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
в) объединение физических лиц, создаваемое в целях осуществления совместной коммерческой деятельности на условиях неограниченной финансовой ответственности, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
г) обособленное подразделение предприятия («участок деятельности») облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц - если это касается индивидуального предпринимателя, или в режиме, установленном для юридических лиц - если это касается подразделения предприятия, принадлежащего юридическому лицу;
д) группа компаний (юридических лиц), контролируемых одним лицом (семьей, группой взаимосвязанных лиц, трастом холдинговой компанией и т.д.), признаваемая в соответствии с законом единым консолидированным налогоплательщиком, облагается налогами в режиме, установленном для юридических лиц.
Единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают основные характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных документов, сведений о государственной регистрации, а также его классификационных признаков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля, за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с юридических и физических лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет.
В соответствии с налоговым законодательством в целях налогового контроля граждане подлежат постановке на учет в налоговых органах. Постановка на учет граждан осуществляется в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества (дома, квартиры, земельные участки и др.) и (или) транспортных средств.
Постановка на учет, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, располагающими данными о гражданах и их имуществе (ст. НК РФ) либо на основании заявления физического лица.
Порядок постановки на учет и требования устанавливаются статьями 83-84 НК РФ. Это означает, что учет налогоплательщиков относится Налоговым кодексом к налоговому контролю. Более того указывается, что налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков в целях проведения налогового контроля. Иными словами, постановка на учет является предварительной формой контроля. Без этой стадии невозможно провести все остальные .
Постановку на учет налогоплательщика следует отличать от юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это постановка на учет по месту нахождения . Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.
Случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе. Для физических лиц:
1. при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
2. при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой;
3. адвокат;
4. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.
Для организаций:
1. по месту нахождения обособленных подразделений;
2. постановка на учет крупнейших налогоплательщиков;
3. постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;
4. при выполнении соглашений о разделе продукции;
5. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.
2.Налоговые агенты
Налоговое законодательство по отдельным видам налогов предусматривает обязанность налогоплательщиков самостоятельно рассчитывать сумму налога и перечислять ее в надлежащий адрес, но по некоторым видам налогов такая обязанность отсутствует. Во втором случае обязанности налогоплательщика делегируются налоговым агентам, которые исполняют поручения налоговых органов по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов.
В соответствии с НК РФ (ст. 24) налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды причитающихся налогов.
Как правило, налоговыми агентами являются лица, выплачивающие другим субъектам доходы: работодатели; банки, выплачивающие доходы физическим лицам; российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам.
Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль над деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов.
Налоговые агенты согласно ст. 24 НК РФ имеют следующий ряд обязанностей:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.
Однако в тех случаях, когда налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, то образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет являться налоговый агент.
Как правило, налоговые агенты сами являются налогоплательщиками, обязанными уплачивать установленные для них налоги. Например, предприятие удерживает со своих работников налог на доходы физических лиц и одновременно само уплачивает взносы в Пенсионный фонд РФ в качестве налогоплательщика. Налоговые агенты имеют одинаковые права с налогоплательщиками. Следовательно, правовой статус налоговых агентов имеет двойственную природу. С одной стороны, налоговые агенты вступают во взаимоотношения с налогоплательщиками в качестве представителей налоговых органов, не пользуясь при этом государственно-властными полномочиями. С другой стороны, налоговые агенты являются участниками финансово-хозяйственного оборота, что влечет возникновение объектов налогообложения и наделяет их статусом налогоплательщика.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организации по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного пли уполномоченного представителя, которыми могут быть организация или физическое лицо.
Законные представители налогоплательщика выступают представителями на основании закона. Уполномоченные представители налогоплательщика представляют его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами внебюджетных фондов) на основании доверенности (организация) пли нотариально заверенной доверенности (физическое лицо),
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут влиять на экономические результаты их деятельности, а именно:
1) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства.
Суд может признать лица взаимозависимыми, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.
Налогоплательщики имеют право:
1 ) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов РФ, региональных и местных финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10)требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
12) обжаловать акты налоговых органов;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);
5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность;
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, а также не препятствовать деятельности лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8)в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.
Практическая часть
Задача №1
1.Зарплата физического лица в течение налогового периода составляет 10 000 руб./мес.
2. В августе им была произведена оплата за свое обучение в высшем учебном заведении в размере 70 000 руб.
3. В налоговую инспекцию по месту жительства было подано заявление на получение социального налогового вычета.
Задание: определить сумму НДФЛ, подлежащую возврату налогоплательщику.
Решение:
1.Определим сумму НДФЛ, уплачиваемую физическим лицом в течении налогового периода.
В соответствии со ст.218 НК, физическое лицо имеет право на стандартные вычеты в размере 400 руб. в месяц в зависимости от его материального положения. Налогоплательщик имеет право производить указанный вычет с начала налогового периода до того месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 40тыс. руб.
Зарплата физического лица в течение налогового периода составляет 10 000 руб./мес., следовательно, налогоплательщик имеет право на стандартный вычет за 4 месяца. Начиная с 5-го месяца, в котором доход превышает 40тыс. руб. указанный налоговый вычет не применяется.
НДФЛ= (4*(10000-400)* + 8*10000) * 13% = (38400 + 80000) * 13% = 118400*13% = 15392 руб.;
2. Определим сумму НДФЛ, подлежащую возврату налогоплательщику при оплате за обучение в высшем учебном заведении:
70000руб.×13% = 9100 руб.;
Таким образом, 9100 руб. подлежит возврату налогоплательщику.
Задача №2
1.Налогоплательщик - физическое лицо - с начала года являлся собственником:
Квартиры (инвентаризационная стоимость - 450 000 руб.),
Автомобиля (рыночная стоимость - 130 000 руб.),
Земельного участка (кадастровая стоимость - 2 300 000 руб.).
Решение:
Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
В данной задаче инвентаризационная стоимость квартиры составляет 450 000 руб., следовательно, размер налога на имущество, рассчитываем по ставке от 0,1% до 0,3%.:
450 000руб.* 0,3% = 1350руб.
Размер налога на имущество физического лица составляет 1350руб. Уплата налога производится равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Примечание:
Автомобиль и земельный участок в соответствии с законодательством облагается транспортным и земельным налогам соответственно.
Задача №3
1.Организация, зарегистрированная в Москве, имеет в собственности объект основных средств, поставленный на учет в декабре прошлого года.
2. Первоначальная стоимость основного средства объекта - 48 000 000 руб.
3. Срок полезного использования основного средства составляет 12 лет.
4. Амортизация начисляется линейным способом.
5.Льгот по налогу на имущество у организации нет.
Решение:
Налоговая база определяется как средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
1. Рассчитаем норму амортизации:
где n – кол-во месяцев использования основных средств
n = 12 * 12 = 144 месяца
К = 1/144 * 100% = 0,6944
2. Норма амортизации за месяц:
А = 48000000 * 0,6944 = 331200 руб.
3. Остаточная стоимость основных средств:
Остаточная стоимость Основных средств |
|
Налоговая база:
1 квартал: (48000000+47668800+47337600+47006400) / 4 = 47 503 200 руб.
6 мес.: (48000000 + 47668800 + 47337600+ 47006400 +46675200 + 46344000 + 46012800) / 7 = 47 006 400 руб.
9 мес.: (48000000 + 47668800 + 47337600+ 47006400 +46675200 + 46344000 + 46012800 + 45681600 + 45350400 + 45019200) / 10 = 46 509 600 руб.
1 год: (48000000 + 47668800 + 47337600+ 47006400 +46675200 + 46344000 + 46012800 + 45681600 + 45350400 + 45019200 + 44688000 + 44356800 + 44025600) / 13 = 49 373 908 руб.
Сумма авансовых платежей:
47 503 200*2,2% / 4 = 261267,6 руб.
47 006 400*2,2% / 4 = 258535,2 руб.
46 509 600*2,2%/ 4 = 255802,8 руб.
Сумма налога по итогам налогового периода: 49 373 908 *2,2% = 1086226 руб.
Сумма налога к уплате: 1086226 – 261267,6 – 258535,2 – 255802,8 = 310620,4 руб.
Ответ: Размер налога на имущество организации за год – 310620,4 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Регистрация и налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение , а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения , утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.
Список использованных источников
1. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Кашин. – М.: Магистр, 2008. – 365 с.
2. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Скрипниченко, перераб. и доп. – СПб.: Питер: М.: Издательский дом БИНФА, 2010. – 464 с.
3. Налоговое право: учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 429 с.
4. Налоги и налогообложение /учебник для студентов вузов/ под ред. И.А. Майбурова., 3-е изд., перераб и доп.-М.: Юнити-Дана 2009 – 519 с.
5. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Кашин. – М.: Магистр, 2008. – 365 с.
Налоговое право: учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 429с.
Налоги и налогообложение /учебник для студентов вузов/ под ред. И.А. Майбурова., 3-е изд., перераб и доп.-М.: Юнити-Дана 2009 – 519 с.
Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Скрипниченко, перераб. и доп. – СПб.: Питер: М.: Издательский дом БИНФА, 2010. – 464 с.
Введение
I . Теоретическая часть
1.Регистрация и учёт налогоплательщиков
2.Налоговые агенты
II . Практическая часть
Задача №1
Задача №2
Задача №3
Заключение
Список использованных источников
Введение
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.
История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.
Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат регистрации постановке на учет в налоговых органах.
В данной контрольной работе рассмотрим:
Регистрацию и учет налогоплательщиков
Налоговых агентов
I. Теоретическая часть
1.Регистрация и учёт налогоплательщиков
Регистрация и учет налогоплательщиков включает: регистрацию и учет физических лиц как граждан и как налоговых резидентов; регистрацию и учет юридических лиц как инкорпорированных в стране и как налоговых резидентов; регистрацию и учет обособленных подразделений; регистрацию и учет консолидированных групп; регистрацию и учет представительств иностранных государств и международных организаций.
В развитых странах регистрация и учет плательщиков - физических и юридических лиц - налогов ведется единообразно и унифицировано уполномоченными подразделениями налоговых органов на основании единой общегосударственной системы фискальных учетных реквизитов (ФУР).
ФУР физического лица включают: ФИО лица, дату и место рождения, гражданство, адрес постоянного или обычного проживания, адрес находящегося в собственности жилого помещения или иного объекта недвижимости, используемого для постоянного или временного проживания данного лица, членов ее семьи, иных иждивенцев, или сдаваемого в аренду или иное пользование других лиц, фискальный номер.
ФУР юридического лица включают: официальное название, используемую им основную торговую марку, дату и место регистрации, адрес по регистрации, по основному месту деятельности и по размещению центра управления (головной конторы), адрес находящегося в собственности производственного, торгового, жилого или иного помещения или любого другого принадлежащего лицу объекта недвижимости, фискальный номер лица, ФУР всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного лица.
Основная тенденция сейчас состоит в том, чтобы посредством системы регистрации и учета физических лиц как плательщиков налогов заменить все другие формы учета и регистрации физических лиц - по рождению, паспортной, социальной, пенсионной, военной, иммиграционной и др., а системой регистрации и учета юридических лиц как плательщиков налогов заменить, полностью или частично, все другие формы учета и регистрации юридических лиц (регистрацию по созданию, слиянию, поглощению компаний, как субъектов торгового права, как инвестиционных или холдинговых центров и т.д.).
При таком порядке физические лица подлежат учету в налоговых органах с момента рождения. Первичная налоговая регистрация физических лиц ведется в налоговых органах и осуществляется в каждой стране в отношении своих граждан и налоговых резидентов - по факту рождения, путем присвоения физическому лицу единого фискального номера (ЕФН); в отношении прочих физических лиц - по факту прибытия в страну (или получения доходов в ней) - путем присвоения фискального номера иностранца (ФНИ).
Первичная налоговая регистрация юридических лиц ведется в уполномоченных органах исполнительной власти данной страны и осуществляется: в отношении юридических лиц, созданных по законам этой страны - по факту регистрации, путем присвоения фискального номера организации (ФНО); в отношении иных юридических лиц - по факту начала осуществления деятельности (или получения доходов) в этой стране - путем присвоения фискального номера иностранной организации (ФНИО).
При этом регистрация и учет плательщиков налогов - юридических лиц в обязательном порядке должна вестись с установлением и указанием фискальных учетных реквизитов всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного юридического лица.
Иные плательщики налогов регистрируются в зависимости от выбора режима обложения и вида налога. В частности, могут применяться следующие режимы:
а) совокупность имущества и активов, передаваемых по наследству, до момента распределения наследственной массы, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
б) домохозяйство семьи, признаваемой в соответствии с законом отдельным плательщиком налогов, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
в) объединение физических лиц, создаваемое в целях осуществления совместной коммерческой деятельности на условиях неограниченной финансовой ответственности, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;
г) обособленное подразделение предприятия («участок деятельности») облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц - если это касается индивидуального предпринимателя, или в режиме, установленном для юридических лиц - если это касается подразделения предприятия, принадлежащего юридическому лицу;
д) группа компаний (юридических лиц), контролируемых одним лицом (семьей, группой взаимосвязанных лиц, трастом холдинговой компанией и т.д.), признаваемая в соответствии с законом единым консолидированным налогоплательщиком, облагается налогами в режиме, установленном для юридических лиц.
Единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают основные характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных документов, сведений о государственной регистрации, а также его классификационных признаков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля, за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с юридических и физических лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет.
При регистрации вновь создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
Заявление о государственной регистрации юридического лица - официальное обращение уполномоченного лица в регистрирующий орган;
Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ.
Факт решения о создании юридического лица подтверждают учредительные документы - протокол собрания учредителей, устав, учредительный договор.
Учредительные документы.
Документ об уплате государственной пошлины.
Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-Ф3 с 1.07.2002 на всей территории России введена единая госпошлина за регистрацию юридических лиц в размере 2000 руб.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Через пять рабочих дней налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о регистрации юридического лица и присвоить 13-значный регистрационный номер, а также выдать решение о регистрации. Одновременно осуществляется постановка на учет в налоговом органе с выдачей соответствующего документа.
Государственный реестр -- федеральный информационный ресурс который ведется ФНС и его территориальными органами.
Учет налогоплательщиков -- одно из основных условий, предпосылка осуществления государственными налоговыми инспекциями контроля своевременного внесения налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Согласно ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение обязанности по уплате налога.
При поступлении заявления по установленной форме о постановке на учет со всеми необходимыми для этого документами налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
по месту нахождения организации;
по месту нахождения ее обособленных подразделений;
месту жительства физического лица;
по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям.
Основания постановки налогоплательщиков-организаций на налоговый учет следующие:
По месту нахождения самой организации.
По месту нахождения обособленных подразделений.
По месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением ИНН и КПП, внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Идентификационный номер налогоплательщика присваивается физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту жительства; при учете сведений о нем, поступающих в налоговый орган.
Если физическое лицо, которому принадлежат недвижимое имущество или транспортные средства, не имеет места жительства на территории РФ, ИНН присваивается физическому лицу по месту нахождения имущества.
При постановке на учет в 5-дневный срок индивидуальным предпринимателям выдаются следующие документы:
Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории РФ (подтверждает присвоение ИНН);
Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (подтверждает постановку на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства в качестве налогоплательщика индивидуального предпринимателя).
Налоговой орган указывает ИНН в выдаваемом ему свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, а также во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вступил в силу с 1.01.2004, до этого МНС РФ осуществляло регистрацию только юридических лиц. Таким образом, в сферу действия Закона в настоящее время включаются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей -- акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
Юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Адресом юридического лица считается местонахождение постоянно действующего исполнительного органа.