Дифференциация шипящих звуков речевой материал. Последовательная дифференциация свистящих звуков
Евгения Асавлюк
Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация свистящих и шипящих звуков».
Тема : «Поможем лесным друзьям» .
Цель : с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.
Задачи :
1. Образовательные :
Отрабатывать правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков ;
Автоматизировать звуки [С-З-Ш-Ж] в словах ;
Учить дифференцировать свистящие и шипящие звуки .
2. Коррекционно-развивающие :
Совершенствовать артикуляционную моторику;
Развивать фонематический слух;
Развивать мелкую моторику, речевое дыхание;
Развивать слуховое внимание, слуховую память.
3. Воспитательные :
Воспитывать самоконтроль за речью, вырабатывать положительную мотивацию к выполнению заданий.
Оборудование : индивидуальные зеркала, вертушки, карточки с образами звуков , мягкие игрушки мышь и ёж, цветные карандаши, бумага для рисования, шаблоны-призы ежи, схема «правила поведения на занятии » , проектор, компьютер, презентация «Поможем лесным друзьям» ,
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие гости из лесного детского сада едут на автобусе. А кто это, мы узнаем чуть позже. Прежде чем встретить наших гостей, сделаем дыхательную гимнастику.
2. Дыхательная гимнастика. (стоя)
1) Разогреем руки (тёплый выдох) ;
2) Вертушки (холодный выдох) ;
3) «Короткий - длинный» .
3. Целевая установка.
А теперь пора узнать, кто же к нам приехал? (ежонок и мышонок) .
Их из лесного детского сада направили к нам посмотреть и поучиться у вас, как вы научились правильно произносить звуки [Ш-Ж-З-С] . Поможем им?
4. Артикуляционная гимнастика.
Прежде, чем приступить к звукам , подготовим язычок , гимнастика для языка : «Улыбка, заборчик, трубочка, лопатка, варенье, парус, чашечка» .
5. Проверка домашнего задания.
А теперь покажем гостям, как вы приготовили дома стихи. Внимательно слушайте друг друга, чтобы не допустить ошибок. (дети по очереди рассказывают стихи из домашнего задания) .
6. Игра «Чей звук ?» .
Давайте поиграем. Приготовьте карточки. Слушайте внимательно звуки , показывайте соответствующие карточки.
7. Динамическая пауза с пальчиковой гимнастикой.
Ещё покажем гостям гимнастику для пальчиков «Про ежей» . Стоя.
8. Игра «Внимательные уши» .
А теперь покажем, какие у вас внимательные уши. Я буду произносить слова, вы внимательно слушайте, проговаривайте и карточками показывайте, какой слышится звук .
Сок-шок, Нос-нож, жук-зуб, усы-уши, ежи-вазы.
9. Игра «Кто спрятался в словах» .
Поиграем ещё одну игру? Проговаривайте правильно и чётко название изображённого предмета и покажите карточками, какой звук спрятался в слове . (подобраны предметные картинки, в названиях предметов шипящие и свистящие в разных позициях ).
10. Работа с текстом.
У меня есть стихотворение про мышь и ежа. Давайте его заучим, лесным гостям будет очень приятно.
11. Графическое упражнение.
Гости привезли вам подарки. Шаблоны ежи. Их можно обвести и нарисовать красивых ежей.
Вы сегодня очень хорошо поработали. Как вы думаете пригодиться в лесном детсаду всё, что вы показали? Что вам больше всего понравилось? Гостям пора возвращаться в лес, а вам в свои группы.
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ Ш - Ж И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Ш - С - Ж - 3
Жихарева-Норкина Ю.Б.
Жук
Однажды Женя поймал жука. Жук был большой и зелёный. Женя положил жука в кармашек, но жук вылетел.
Жук стал кружиться и жужжать: жу-жу-жу! Женя испугался и убежал.
ВОПРОСЫ:
1) Кого поймал Женя?
2) Какой был жук?
3) Куда Женя положил жука?
4) Что сделал жук?
5) Почему убежал Женя?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Кто ещё может жужжать?
2) Каких жуков ты знаешь?
Кошка Машка
У Наташи жила кошка Машка. У кошки родилось шесть котят.
Однажды в окошко влетел петушок. Кошка Машка зашипела и бросилась на петушка. Она решила, что петушок может навредить котятам.
Наташа услышала шипение и петушиный крик, прибежала и выгнала петушка из дома. Потом подошла, погладила и успокоила кошку Машку и котят.
ВОПРОСЫ:
1) У кого жила кошка Машка?
2) Сколько котят родилось у кошки?
3) Кто однажды влетел в окошко?
4) Почему кошка Машка зашипела и бросилась на петушка?
5) Что услышала Наташа?
6) Что она сделала?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Чем кошка кормит маленьких котят?
2) К каким животным относится кошка?
3) Какую пользу человеку приносит кошка?
В саду
Жанна гуляла в саду. В саду было много ос.
Вот летит и жужжит одна оса. Она покружилась над ромашкой и села на неё. Жанна подошла поближе и стала разглядывать осу. На полосатом брюшке осы она увидела жало.
Жанна не удержалась и протянула палец к осе. Оса неожиданно взлетела и ужалила Жанну. Жанне было больно, но она постаралась не плакать и побежала домой к маме, чтобы прижечь зелёнкой место укуса.
ВОПРОСЫ:
1) Где гуляла Жанна?
2) Кто летал и жужжал в саду?
3) Куда села оса?
4) Что увидела Жанна на полосатом брюшке осы?
5) Что сделала, не удержавшись, Жанна?
6) Что неожиданно сделала оса?
7) Зачем Жанна побежала домой к маме?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Почему может ужалить оса?
2) Кто ещё может ужалить?
Миша - медвежонок
Наступила зима, выпал белый снежок.
Радуется зиме Миша. Весело зимой: снежки и снежные бабы, санки и коньки.
Папа купил Мише лыжи. Мама сшила Мише тёплую шубку. Бабушка связала цветные шапку, шарф и варежки.
Надел всё это Миша и стал похож на смешного медвежонка.
ВОПРОСЫ:
1) Когда выпал снежок?
2) Почему Миша радуется зиме?
3) Что папа купил Мише?
4) Что мама сшила Мише?
5) Что связала бабушка?
6) На кого похож Миша в одежде?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Какой большой праздник есть зимой?
2) В чём ты ходишь зимой?
3) Назови зимние месяцы.
Рыжуха
В деревне есть конюшня. Там живёт много лошадей. У лошади Рыжухи родился рыжий жеребёнок. Его назвали Рыжиком.
Рыжуха ухаживает за своим жеребёнком, кормит молоком, лижет его. Ножки у Рыжика слабые, он даже стоит еле-еле.
Постепенно Рыжик окреп, стал большим жеребёнком. Теперь он везде бегает за Рыжухой и не отстаёт от мамы.
ВОПРОСЫ:
1) Кто живёт в конюшне? 2) Какой жеребёнок родился у лошади Рыжухи?
3) Как его назвали?
4) Как ухаживала Рыжуха за жеребёнком?
5) Почему Рыжик стоял еле-еле?
6) Что потом было с Рыжиком?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) К каким животным относится лошадь?
2) Какую пользу человеку она приносит?
Алёша и жук
Алёша гулял в саду. Налетел большой жук на Алёшу. Алёша с испуга сел на землю, а жук у него в волосах жужжит и жужжит.
Алёша заплакал. А жук не может улететь, он запутался в Алёшиных волосах. И такой шум Алёша и жук вдвоём подняли!
Услышала шум бабушка, подошла к Алёше. Она жука выпутала из волос, жук и улетел. «Стыдно тебе, Алёша, плакать. Эх ты, жука испугался!» - сказала бабушка.
ВОПРОСЫ:
1) Где гулял Алёша?
2) Кто налетел на Алёшу?
3) Что с испуга сделал Алёша?
4) Почему жук жужжал в Алёшиных волосах и не улетал?
5) Кто подошёл к Алёше?
6) Что сделала бабушка?
7) Что сказала потом бабушка?
Ёжик в школе
Саша принёс в школу ежа. Он положил ежа на пол. Ёжик лежал неподвижно. Когда школьники отошли от него на несколько шагов, ёжик побежал в угол и спрятался под шкаф.
Прошло шесть дней. Ёжик уже никого не боялся и бегал по классу. Ежа дети хорошо кормили.
Так жил ёжик в школе шесть недель. Потом ежа выпустили на волю.
ВОПРОСЫ:
1) Кто принёс в школу ежа?
2) Куда Саша положил ежа?
3) Как лежал ёжик?
4) Что сделал ёж, когда школьники отошли от него?
5) За сколько дней ёжик привык к детям?
6) Сколько недель ёж жил в школе?
Сторож
Пошли детишки к дедушке на пасеку за мёдом без разрешенья. Крышку улья подняли, а сами и говорят: «Смешной дедушка, не ставит сторожей мёд сторожить». А пчела тут как тут:
Жу-жу-жу - кругом гляжу,
Жу-жу-жу - деду скажу,
Жу-жу-жу - в нос угожу.
Аза ней летит другая, третья. Испугались детишки и убежали. Гриша и говорит: «Мёд хороший, да только сторожей много! Летают и жужжат: скажу, скажу, скажу».
ВОПРОСЫ:
1) Куда пошли без разрешенья детишки?
2) Что говорили они, когда подняли крышку улья?
3) Чего испугались детишки?
4) Что сказал Гриша о мёде?
Ужи
У Андрюши бабушка и дедушка живут в деревне. Летом Анд-рюша жил у них. Андрюша написал домой письмо:
«Папа и мама! Здесь идёт сенокос. Я каждый день хожу на сенокос. Однажды мы пошли с дедушкой на дальние луга. Я лежал на сене. В кустах стоял наш кувшин с молоком. Лежу я и вижу: ползут ко мне две большие змеи. Мне стало жутко, я лежу тихо, не шевелюсь. Змеи всё ближе и ближе к кувшину. Одна из них уже опустила голову в кувшин. Тут подошёл дедушка. Он сказал: «Что же ты, Андрюша, лежишь и не видишь, как ужи молоко пьют? Эх ты, ужей испугался! Ужи не страшны, у них нет яда».
ВОПРОСЫ:
1) Где живут Андрюшины бабушка и дедушка?
2) Когда Андрюша жил у них?
3) Куда написал письмо Андрюша?
4) Куда каждый день ходит Андрюша?
5) Где лежал Андрюша?
6) Что стояло в кустах?
7) Кто приближался к кувшину?
8) Что сказал дедушка Андрюше?
После школы
Пришла Маша из школы. Дома были бабушка и младший братишка.
Бабушка накормила Машу обедом. После этого Маша нашла книжку со сказками и почитала её бабушке и братишке.
Сказку бабушка и братишка слушали внимательно. Хорошая была сказка! Да и читала Маша хорошо: быстро и без ошибок.
ВОПРОСЫ:
1) Откуда пришла Маша?
2) Кто был дома?
3) Что сделала бабушка?
4) Кому Маша читала книжку со сказками?
5) Как слушали Машу бабушка и братишка?
6) Как читала Маша?
Запасливый ёжик
Серёжин дедушка работал сторожем. Он сторожил фруктовый сад.
Однажды дедушка положил на подстилку несколько хороших груш и яблок. В это время Серёжа позвал дедушку ужинать. Пришёл дедушка опять в сад и видит: груш и яблок стало меньше.
Дедушка решил проследить, кто же таскает груши и яблоки.
Неожиданно дедушка увидел на дорожке ёжика. Ёжик подошёл к подстилке и лёг спиной прямо на груши и яблоки. Одна груша и одно яблоко накололись ёжику на иголки.
Ёжик пошёл назад по дорожке, а дедушка - тихонько за ним. Ёжик пришёл к своему гнёздышку и сложил туда грушу и яблоко. Дедушка увидел там много груш и яблок.
ВОПРОСЫ:
1) Что сторожил Серёжин дедушка?
2) Что положил однажды дедушка на подстилку?
3) Куда Серёжа позвал дедушку?
4) Что увидел дедушка, когда вернулся?
5) Что решил сделать дедушка?
6) Как ёжик таскал фрукты?
7) Куда складывал ёжик яблоки и груши?
Шарик
У Серёжи живёт пёс Шарик. Они живут дружно.
Идёт Серёжа в школу, а Шарик за ним бежит. Серёжа занимается в школе, а Шарик во дворе лежит, ждёт Серёжу.
Идут школьники из школы, и Шарик бежит с ними, весело лает.
Шарик не отстаёт от Серёжи: даже в футбол с ребятами играет. Хорошо и весело всем: и Шарику, и Серёже, и ребятам.
ВОПРОСЫ:
1) Кто живёт у Серёжи?
2) Как живут Серёжа и Шарик?
3) Что делает Шарик, когда Серёжа в школе?
4) Во что играет Шарик с Серёжей и ребятами?
5) Кому хорошо и весело?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Какое время года на картинке?
2) Как ты догадался?
3) Назови осенние месяцы.
Вот так покатался!
Пришли дети из школы. Они взяли лыжи и санки и пошли гулять.
Гоша позвал собаку Дружка, взял вожжи и запряг Дружка в санки. Гоша сел в санки и стал погонять Дружка. Дружок катал Гошу по всему двору.
Вдруг по дорожке пробежала кошка. Дружок увидел её, рванулся и побежал за ней. Вожжи оборвались, санки опрокинулись, и Гоша упал в снежный сугроб.
Шапка у Гоши свалилась, а в шубу и варежки набилось много снега.
Ребятишки смеялись: «Вот так покатался!»
ВОПРОСЫ:
1) Откуда пришли дети?
2) С чем они пошли гулять?
3) Кого запряг Гоша в санки?
4) Где катал Гошу Дружок?
5) За кем побежал Дружок?
6) Что было с Гошей, с его шапкой, шубой и варежками?
Кошка и жаворонок
На крыше сарая, свернувшись клубком и поджав лапки, спала кошка. Возле кошки на крышу сел жаворонок и стал разглаживать перышки.
Кошка проснулась, но не стала сразу же открывать глаза. Сперва она послушала, где сидит жаворонок и что он делает. Потом немножко приоткрыла глаза и приготовилась к прыжку.
Кошка бросилась на жаворонка, но он успел взлететь.
Нельзя птицам сидеть рядом с кошкой, даже если она спит. Кошки - хитрые животные.
ВОПРОСЫ:
1) Как кошка спала на крыше сарая?
2) Что делал жаворонок на крыше?
3) Что послушала кошка с закрытыми глазами?
4) Зачем кошка приоткрыла глаза?
5) Почему кошка не поймала жаворонка?
6) Почему птицам нельзя сидеть рядом с кошкой?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Назови ещё домашних животных, кроме кошки.
2) К каким птицам относится жаворонок?
3) Каких перелётных птиц ты знаешь?
Санки
Зимой во дворе много снега. Дети сделали снежную горку. Все катаются, кроме Жени. У Жени нет снегоката.
Дедушка, купи мне снегокат, пожалуйста. Мы построили снежную горку, а снегоката у меня нет!
Ну хорошо, - говорит дедушка.
Назавтра дедушка и Женя пошли в спортивный магазин и выбрали снегокат: жёлтый, с жёстким широким сиденьем.
Женя тут же побежал с ним во двор и катался с горки целый день.
ВОПРОСЫ:
1) Что сделали дети во дворе зимой?
2) Почему Женя не катался с горки?
3) Что попросил Женя у дедушки?
4) Куда дедушка и Женя пошли покупать снегокат?
5) Какой снегокат купили Жене?
6) Что делал Женя целый день?
На лыжах
Жорику было шесть лет. Папа купил ему лыжи.
Жорик надел лыжи и пошёл на горку. Но лыжи никак не шли у Жорика вверх. Тогда Жорик снял лыжи, взял их в руки и пошёл на горку пешком.
С горки на лыжах катались друзья Жорика. Они помогли Жорику надеть лыжи и показали, как надо съезжать вниз.
Жорик поехал и сразу упал. Второй раз он тоже упал, но не сразу. Потом Жорик съехал с горки хорошо.
Домой Жорик пришёл довольный: он уже умел кататься с горки на лыжах.
ВОПРОСЫ:
1) Сколько было Жорику лет, когда папа купил ему лыжи?
2) Куда Жорик пошёл на лыжах?
3) Как Жорик поднялся на горку?
4) Кто катался с горки?
5) Как друзья помогли Жорику?
6) Как Жорик учился съезжать с горки?
7) Почему Жорик пришёл домой довольный?
Дедушка Саша
Дедушка Саша жил в лесу. Он сторожил лес: смотрел, чтобы люди не портили растения, не обижали животных.
Изба у дедушки Саши была хорошая, большая. Там же летом жила внучка Наташа.
Наташа готовила деду обеды и ужины, ухаживала за огородом, помогала дедушке Саше в лесу.
ВОПРОСЫ:
1) Где жил дедушка Саша?
2) Что он делал в лесу?
3) Какая изба была у дедушки Саши?
4) Кто жил летом у дедушки Саши?
5) Что делала Наташа?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Кем работал дедушка Саша в лесу?
2) Какие животные живут в наших лесах?
3) Что можно вырастить на огороде?
Зимой
За школой есть гора. Зимой она вся заснежена.
Весь день на горе много детишек: и постарше, и помладше.
Вот Антоша и его собака Пушок сели на санки и покатились вниз. Санки едут быстро с горы. Пушку немножко страшно, а Антоше весело.
ВОПРОСЫ:
1) Что есть за школой?
2) Какая гора зимой?
3) Кого много на горе зимой целый день?
4) На что садится Антоша с собакой Пушком?
5) Почему Пушку немножко страшно, а Антоше весело?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Как можно догадаться, что на картинке зима?
2) Что можно делать на улице зимой?
Журка
Однажды осенью Паша нашёл за садом журавлика. У журавлика было сломано крылышко. Он не мог летать, только неуклюже ходил.
Паша взял журавлика к себе домой и стал за ним ухаживать.
Паша назвал журавлика Журкой.
Журка постепенно поправился. Он привык к Паше и смешно везде ходил за ним.
Весной подросший и выздоровевший Журка улетел от Паши к своей семье.
ВОПРОСЫ:
1) Кого Паша нашёл осенью за садом?
2) Что было сломано у журавлика?
3) Что мог делать журавлик?
4) Что сделал Паша?
5) Как Паша назвал журавлика?
6) Что смешно делал Журка?
7) Что произошло весной?
Ёлка
Скоро в школе будет Новый год. Школьники спешат сделать игрушки на ёлку и украшения для зала.
Вот лежат уже готовые игрушки: мышка, медвежонок и ёжик. Их слепил из глины и покрасил Саша Бушуев. Саша любит лепить. Он может слепить даже жирафа, кошку и мартышку.
Саша и остальные школьники повесят свои игрушки на ёлку, украсят зал дождиком и шарами. Будет школа - красивая, а Новый год - весёлым!
ВОПРОСЫ:
1) Что скоро будет в школе?
2) Что спешат сделать школьники?
3) Кого слепил Саша Бушуев из глины?
4) Кого Саша может слепить?
5) Как школьники украсят ёлку и зал?
6) Зачем нужны игрушки, дождик и шары?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Когда наступает Новый год?
2) Что такое Рождество?
3) Что нужно для встречи Нового года?
Тема:
Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.
Цель:
Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.
Задачи:
Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие – звонкие.
Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.
Уметь дифференцировать звуки в словах.
Развивать связную речь.
Оборудование
Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,
Оргмомент
Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»
Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.
Основная часть
Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.
1. Артикуляционные упражнения
1. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – змея шипит – Ш-Ш-Ш.
2. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – жук жужжит – Ж-Ж-Ж.
2. Речевая дыхательная гимнастика.
Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.
жа жо жу жи
жа жо жу жи же
ша шо шу ши
ша шо шу ши ше
3. Дифференциация звуков в слогах.
Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.
Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.
Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?
Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.
Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:
Вот летит жук-рогач –
Самый первый силач,
Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.
У него, у жука
На головушке – рога.
Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.
Игра «Хлопни – топни» На слог ЖА – хлопнуть в ладоши, на слог ША – топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.
4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.
Учить дифференцировать звуки в словах.
Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш – Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж – в другую.
5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.
Жили-были на сосне
Две большие шишки.
Жили-были под сосной
Две смешные мышки.
И шипели мышки:
– Эй, вы там на вышке,
Вниз спускайтесь, шишки!
Удивились шишки:
– Подождите, мышки!
Вас на вышку позовем
И, как в сказке, заживем.
6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:
Шить – жить Житье – шитье
Шаль – жаль Жито – шито
Шалить – жалить Лежа – Леша
Шутка – жутко Мажут – машут
Уши – ужи Наживка – нашивка
7. Физкультминутка. « Ветер»
Ветер дует нам в лицо!
(Подули и помахали руками перед собой)
Закачалось деревцо
(Подняли руки над головой и покачались)
Деревцо все выше, выше.
(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)
Ветерок все тише, тише.
(Медленно опустить руки и присесть)
8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.
9. Рассказы цепной структуры.
Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.
1) Около леса раскинулась лужайка.
На лужайке гулял Женя.
Женя увидел жука.
Жук сидел на ежевике.
Ежевику Женя положил в жбан.
В жбане у Жени жалобно жужжал жук.
Жука пожалел Женя.
Женя посадил жука на ежевику.
2) Шура пошел в цирк Шапито.
В Шапито шутил и смешил людей шут.
Шут рассказывал смешные шутки.
Шутки шута рассмешили Шуру.
10. Подведение итогов занятия.
прислала
Ващенко Натлья
учитель-логопед
Формирование правильной речи - это часть воспитания. Иногда данному процессу препятствуют какие-то факторы, и тогда появляются дефекты. Одна из самых часто возникающих проблем у дошкольников - звуки "с","ш". Как же преодолеть трудности?
Развитие речи у детей
Ни один ребенок не научился говорить сразу. Тем не менее, формирование речи - процесс, который начинается практически с рождения. Разговаривая с малышом, родители помогают ему понять, как общаются люди, чем отличаются разные интонации и звуки. Затем ребенок начинает пытаться повторять слова за взрослыми, формирует собственный язык, основываясь на материнском. Наконец, происходит переломный момент - маленький человек начинает общаться с помощью понятных родителям и окружающим фраз. Но на этом процесс развития не заканчивается. Словарный запас, совершенствование артикуляции, дифференциация звуков и слов как на слух, так и в разговоре - всему этому необходимо уделять должное внимание. Часто все указанные процессы происходят сами по себе, но иногда детям необходима помощь. И в этом случае главное - вовремя заметить ошибки и не дать закрепиться неправильной модели в памяти. В ином случае есть риск переноса всех проблем и в письменную речь, а от этого избавиться будет гораздо сложнее.
Свистящие и шипящие звуки
В процессе становления речи и расширения словарного запаса часто случается так, что не позволяет малышу произносить все правильно. Дело в том, что активное усвоение фонетической системы начинается в 1,5 и заканчивается примерно к 5 годам. При этом выделяют несколько этапов.
Ребенок растет, а вместе с ним - и его возможности. Поначалу некоторые звуки смешиваются или заменяются на более простые в образовании. В действительности заднеязычные, шипящие и дрожащие [р] и [р"] представляют для детей наибольшую трудность. Их освоение происходит практически в последнюю очередь - к 5-6 годам. До этого наблюдается тенденция к смягчению, оглушению и упрощению. Так, свистящие звуки достаточно успешно заменяют шипящие. Однако освоив правильное произнесение самых сложных для себя фонем, ребенок может начать употреблять их даже там, где это не требуется. И тогда необходимо помочь ему все исправить до появления привычки.
К логопеду: когда и зачем
Недостаточное развитие речи - часто встречающаяся проблема, например, у детей, воспитывающихся в двуязычной семье. Кроме того, особенности становления каждого ребенка индивидуальны, но есть определенные признаки, заметив которые, можно начать думать о том, чтобы посетить специалиста. Проведя диагностику, логопед выявит проблемы, требующие коррекции. Так, часто бывает необходима дифференциация звуков [ш]-[с], [р]-[л], [ч]-[с] и некоторых других. Специалист разработает подходящую программу, включающую комплексную работу над проблемными парами.
Стоит помнить, что хотя коррекция возможна даже во взрослом возрасте, она гораздо проще и эффективнее проводится в период до 12 лет. Заметив, что на протяжении длительного времени ошибки не исчезают, не стоит закрывать на это глаза. Это может быть вызвано анатомическими причинами или психологическими проблемами.
Совершенствование и коррекция артикуляции
Разговаривая, люди не задумываются, что, произнося те или иные звуки, они задействуют огромное количество мышц. И от того, как происходило развитие ребенка в раннем возрасте, может зависеть, столкнется ли он с проблемами в дальнейшем.
Существует специальная которую необходимо проводить несколько раз в день. Она позволит развить и укрепить лицевые мышцы, что позитивно скажется на умении ребенка правильно произносить те или иные звуки, в том числе и шипящие со свистящими.
Дифференциация
[C]-[ш] - довольно часто встречающаяся в практике логопедов пара, требующая разграничения. Игровые методы, даже танцы и физические упражнения, разноцветные картинки и наглядные примеры, все это - оружие специалистов в борьбе с речевыми дефектами, ведь занятия не должны быть скучными.
Пренебрежение правильным произнесением гласных звуков может стать ошибкой, ведь именно они связывают слова воедино. При необходимости должна быть проведена работа по расслаблению лицевых мышц и формированию навыков правильных движений. Для этого логопед произносит все фонемы утрированно и медленно, объясняя, где должны находиться органы, участвующие в звукообразовании.
Механизм и этапы
Решение проблемы должно проводиться комплексно. При этом необходимо задействовать сразу несколько каналов восприятия: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Итак, обычно предварительная коррекция проходит по следующей схеме:
- Уточнение артикуляции звуков. С помощью зеркала или преподавателя ребенок может видеть, как должны работать лицевые мышцы, слышать, как правильно произносится та или иная фонетическая единица, ощущать поток выдыхаемого воздуха и то, какое положение занимают язык, губы и т. д.
- Выделение звука в слоге. Упражнения включают имитацию речи, ребенок должен узнавать фонемы на слух и уметь повторять их.
- Выделение звука в слове. Задача усложняется, поскольку в дело вступают многосложные Необходимо исключить примеры со сходными по акустическим свойствам фонемами.
- Связывание с другими звуками. На данном этапе ребенок определяет, в какой части слова находится фонема, что идет перед ней или после нее.
- Выделение звука в предложении. Это завершающий этап.
Основная часть работы, то есть непосредственная дифференциация звуков [ш]-[с], производится с помощью их сопоставления. Важную роль в данном случае играют навыки фонетического анализа, приобретенные на предварительном этапе.
Стандартное занятие с детьми до 8 лет длится до получаса в зависимости от усидчивости и работоспособности в каждом конкретном случае.
Самостоятельные занятия
Эффективность работы над правильной речью, безусловно, повысится, если помимо специалиста с ребенком будут упражняться родители. Расспросите о методиках домашних занятий логопеда или разработайте их самостоятельно. После того как будет произведена слуховая дифференциация [с]-[ш], звуки следует разграничить и в смысле произношения. Для того чтобы научить ребенка правильно складывать фонемы друг с другом нужно регулярно проводить упражнения по имитации следующих слогов: са, со, су, ша, шо, шу. Для продолжения процесса, то есть в целях интеграции полученных единиц в слова и предложения, используются так называемые чистоговорки. В конечном итоге правильное произнесение звуков в каждом конкретном случае не будет вызывать никаких затруднений и станет машинальным. Тогда можно считать, что дифференциация звуков [ш]-[с] завершена.
О важности правильного настроя
Разумеется, многие мамы очень переживают, обнаруживая, что ребенок несовершенен в своем развитии. Слишком большая психологическая нагрузка может сказаться на детях, в том числе она проявляется в форме речевых дефектов. В первую очередь необходимо несколько умерить перфекционизм, снизить требования (да, это человек, но маленький!), дать ребенку понять, что его будут любить во что бы то ни стало.
Дифференциация звуков [ш]-[с] или любых других должна происходить в дружелюбной атмосфере, нельзя ругать или наказывать детей за непреднамеренные ошибки, а можно лишь корректировать и настаивать на правильном произнесении. Для этого необходимы любовь и терпение.