Буква ю и звуки, которые она обозначает. Урок-путешествие по обучению грамоте на тему "буква ю" Занимательные задания с буквой ю
Вот- весёлый клоун Вася,
Появился в нашем классе.
И принёс с собой шары,
Для любимой детворы.
Вам шары я подарю,
Но сначала всем велю!
Думать, дружно отвечать,
И соседа выручать!
Учитель: Давайте попробуем ответить на его вопросы.
(Учитель загадывает загадки про буквы, дети их отгадывают. Ряд букв появляется на доске.)
Загадки :
Как то раз спросили букву:
Как твоё житьё, бытьё?
Буква та даёт отчёт:
«Ничего житьё течёт,
Если б – не беда одна,
Я ударная всегда!» (буква Ё)
На расческу я похожа,
И на гребень чем – то схожа.
А приставишь к слову ДА,
Получается еда! (Буква Е)
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
ТРИ-
А какая буква?... (И)
Всем на свете эта буква
Доложить готова!
А вы знаете друзья?
Не простая буква я,
А- буква, слог, и слово! (Буква Я)
УЧИТЕЛЬ : Ребята, докажите мне, что высказывание буквы я истинно. (Я – буква гласного, значит, может образовывать слог. А может быть и целым словом.)
Кто помнит, как в русском языке называется это маленькое слово Я? (местоимение)
Какие вы ещё знаете местоимения?
Вы такие молодцы! ☺ Очень быстро и грамотно ответили на такие непростые вопросы! Осталось угадать последнюю букву.
УЧИТЕЛЬ: А может вы догадались про какую букву хочет вас спросить клоун Вася?
(спросить мнения нескольких человек). Буква Ю
Постарайтесь убедить меня и Васю, что вы правы! (Это гласные второго ряда, они приказывают читаться согласным мягко, не хватает буквы ю).
Вы действительно меня убедили, и в данной группе букв не хватает буквы ю.
Кто же уже встречался с этой буквой?
Какое место она занимает в алфавите?
На что похожа буква ю?
Как много вы знаете про эту букву!
А хотите знать больше?
Помогите мне сформулировать тему нашего урока.
(ответы детей, открывается первый слайд Буква Ю.)
3 этап. Работа над новой темой.
УЧИТЕЛЬ: У клоуна Васи есть любимая игрушка. А вот какая, вы узнаете если правильно совершите путешествие по полю букв. Путешествовать будем только глазками!
Закройте глаза! Откройте.
- Найдите глазами букву ю. Это начало слова.
- А теперь два шага вправо. Это вторая буква.
- Два шага вниз
Какое слово получилось? (ЮЛА)
Выясняется переносное значение слова юла.
(Постоянно двигаться, крутиться)
Проводится звуко-буквенный анализ слово юла . (на доске появляется схема)
Ю Л А
Дети приходят к выводу, что в слове звуков больше чем букв, так как буква ю обозначает два звука в начале слова. [ й у ]
УЧИТЕЛЬ : Какие ещё буквы обозначают два звука, когда стоят в начале слова?
(е, ё, я)
Только ли в этой позиции обозначают два звука? (когда стоят после гласных).
Работа со слайдом 2.
Прочитайте слоги первого столбика. В чём сходство данных слогов?
Прочитайте слоги второго столбика. Как произносятся согласные? Почему? (буква ю приказывает согласным читаться мягко)
Какой звук обозначает буква ю в этих слогах?
Теперь я буду показывать слог, а вы договаривайте его до целого слова .
УЧИТЕЛЬ : Вот теперь можно одеть нашего звуковичка! (тело красное так как буква ю гласная, она может обозначать два звука если стоит в начале слова или после гласной, и обозначает звук [ у ] если стоит после согласного, может быть как ударной так и безударной.)
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление. Лексическая работа.
УЧИТЕЛЬ : Любая работа спорится если её делать сообща, вместе. Сейчас я предлагаю работать в парах. Договоритесь между собой задание какой сложности вы будете выполнять. Давайте вспомним, что обозначают три разных цвета.
Красный- сложный вариант задания.
Жёлтый- задание средней сложности.
Зелёный- легкое задание.
УЧИТЕЛЬ: А задание такое: среди данных рядов букв отыскать слова и подчеркнуть их. Работаем на время, даётся одна минута (по песочным часам.)
ПРИМЕЧАНИЕ : На каждой парте задание на листочках, а проверяется задание на интерактивной доске, слайд 3.
урдюнызкшлюзуюртафмлютыйфосоюзр
овабкюветмнсхтюбиклтиюнгасик
утушюбкаыщжоюгстахлюдимз
(появляются слова: дюны, шлюз, юрта, лютый, кювет, тюбик, юнга, юбка, юг, люди, союз).
УЧИТЕЛЬ : Среди данных слов найдите слово, отвечающее на вопрос какой?
О ком или о чём можно так сказать? (лютый зверь, лютый мороз.)
Придумайте предложение с этим словом, употребите его в разных значениях.
Прочитайте оставшиеся слова, значения каких слов вам непонятны? (идёт работа над лексическим значения слов и показ слайдов 4,5,6).
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.
Шлюз- сооружение на реки для пропуска судов на пути их
следования. Сооружение состоит из камера с водой и пропускных ворот.
Юрта - основное жилище кочевников Центральной Азии, состоит из деревянных решёток и жердей, которые покрыты материалом из шерсти овец или верблюдов.
Кювет - канава для стока воды вдоль дороги.
Юнга- подросток на судне, обучающийся морскому делу.
6.Работа с текстом.
а) До чтения текста.
Прочитайте заглавие. Его нет? А что вместо него? (знак вопроса.).
Б) Чтение текста сразу вслух по абзацам с вопросами по ходу чтения.
1-й абзац.
Интересно, кто же в русском языке такой фокусник? (Предложения детей.).
2-й абзац.
Ученики после 3-го предложения выполняют предложенное задание: рассказывают о доме и затем рассказывают, что представляют, когда слышат слово домик.
Работа со слайдом 7.
3-4-й абзацы.
Выполнение заданий, предложенных в тексте.
5-й абзац.
Что такое суффикс?
Какие бывают суффиксы? Встречались ли мы с ними раньше?
Выполнение задания.
6-й абзац.
Кто совершает в русском языке чудесные превращения?
В) Вопросы после чтения.
О чём этот текст?
Как его можно озаглавить?
Какие суффиксы знаете? Приведите примеры слов с этими суффиксами.
7. Закрепление.
Работа со слайдом 8.
УЧИТЕЛЬ:
Кого вы видите на картинке? Опишите его.
Как назвать кота ласково? (котик)
Какой суффикс использовали?
Попробуйте образовать новое слово с суффиксом –ищ-. (котище)
Каким теперь вы себе представляете кота?
Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы. (Работа с индивидуальным раздаточным материалом)
К какому жанру относятся эти строки? (песенка)
Как обращаются к коту? (котик, коток, котя)
В чем заключается краса котика? (глазки смелые, зубки белые, усы удивительные).
Работа со слайдом 9.
Какие суффиксы вы записали? (учитель вставляет суффиксы в текст). Чем они вам помогли? (ответы детей)
Прочитайте песенку выразительно.
Организация: МАДОУ №94
Населенный пункт: Томская область, г. Томск
Цель: познакомить детей с гласным звуком[ йу ], с буквой «Ю».
Задачи :
- развивать фонематический слух, находить звук в словах, в трех позициях;
- продолжать учить детей читать;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом
Оборудование: письмо, разрезная азбука, палочки, картины железных изделий, мяч, карточки слов, карточки «изучаем букву Ю», карточки эмоций, колокольчик.
Ход занятия:
1. Орг. Момент:
1.1. Звенит колокольчик. Дети входят в группу и встают возле столов.
Доброе утро, ребята!
Заходите дети в группу,
Прозвенел звонок сейчас,
Все тихонько, быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те,чьи имена начинаются на согласный звук. Молодцы!
1.2. Воспитатель: Ребята, к нам на группу пришло письмо (показываю). От кого оно я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? Обсуждаем варианты.(Юра). Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.
«Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда вы скоро пойдете. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.»
- Готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?
- Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.
Сказка о Веселом Язычке
Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.
2. Ход занятия:
– И так, первое задание.
– Отгадайте любимую букву Юры.
– Это буква «Ю».
– Почему вы так думаете?
– Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?
Дети : - Гласный
Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?
Дети: - А, О, У, Е, Я
Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?
Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.
Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю?
Дети: - Два.
Воспитатель: - А какие это звуки?
Дети: - [й] и [у]
–В ней живут два звука «Й», «У»
Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю
Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите звук Ю обозначается гласной буквой Ю. (показ буквы)Задание 2. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Написать Ю на карточке, придумать волшебную штриховку.
Пальчиковая гимнастика:
В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.
Там друзей себе найду.
Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.
Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.
– Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.
Дети: - О
Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква…. Ю.
Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю. (из частей в парах)
Задание 3: Дети в паре составляет букву Ю из палочек .
Задание 4: Коллективное составление отгадки на загадку
Ночь, но если захочу,
Щелкну раз,-
И день включу. (Выключатель).
– Давайте посчитаем сколько слогов в слове « Выключатель». (прохлопываем)
– Какой первый звук?
– Какой последний звук?
– Назовите гласные звуки.
– Где стоит буква «Ю»?
Задание 5: Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. Предлагаю поиграть с мячом в Игру «Ты-я» .Вставйте в круг,я бросаю мяч и спрашиваю Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь я делаю. Например:
Ты Читай – Я читаю
Где стоит буква «Ю»?
Задание 6: «Где спрятался звук Ю» (педагог раздает карточки слов, просит прочитать,спрашивает устно, где звук)
- Ребята, где может находиться звук в слове?
В начале: юла, Юпитер, юнга
В середине: ключ, тюль, клюв,
В конце: рою, дую, жую, грею
Закрепление материала:
На карточке раскрасить, соответствующий квадрат
Салют – последний кубик, ключ в середине, юла –первый кубик)
3. Физкультминутка.
Юрта это домик в тундре (имитация дома)
Юнга плавает на судне (имитация волны)
Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)
Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)
Стану я сейчас юлой (руки в бок)
На ноге крутнусь одной,
А теперь сменю я ножку.
И на ней крутнусь немножко,
Покрутились, а сейчас
Я прошу садиться вас.
Задание 7.
Ребята, посмотрите на коврографе слова, я вам предлагаю прочитать добавляя букву ю по очереди,по цепочке:
Дополнительно:
Задание 8: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.
Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.
Я положу в него……………………….. (назвать по очереди)
Это - школьные принадлежности.
4. Итог занятия
Воспитатель:
Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.
Молодцы. Итак, что было трудным, что очень понравилось? С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?
5. Рефлексия
«Солнышко и тучка»
А сейчас попрошу оценить свою работу выбрать карточку
Если у вас все получилось –« солнышко»,
Если некоторые задания вызывали затруднения – «солнышко с тучкой»
Если я допустил много ошибок – «тучку с дождиком».
И прикрепить на доску.
Список литературы:
- Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте. " УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
- Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
- О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
- Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.
Доброго времени суток, дорогие мои читатели!
Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].
Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]
ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ
Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.
– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.
– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.
– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.
– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.
– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.
– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.
Буква «Ю»
Веселые стихи
Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.
Юнга вел корабль умело, И вперед смотрел он смело. Юрка катит снежный ком. Вьюга кружит за окном. Юру я не узнаю… С комом он, как буква Ю . В. Степанов Юра тащит вкусный груз – Замечательный арбуз. На арене укротитель – Грозных тигров повелитель. Он, как буква Ю , с кольцом К тиграм смело встал лицом. В. Степнов Юра только сел на стул, Ножки свесил и заснул. Юра очень утомился – Целый день юлой крутился. Ф. Бобылев |
* * *Чтобы О
не укатилось,
Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась… буква Ю . А. Шибаев Юбку я для куклы сшила, Кофту новую скрою. Говорит мне кукла: «Мама!» Значит, я для дочки шью. Любят хрюшки букву Ю : Без нее не скажешь: «Хрю!». В пути, в неведомом краю Нам компас – лучший друг. Одной заглавной буквой Ю На нем отмечен юг. Над облаками мы летим По компасу на юг. На берег моря, в южный Крым, Где нет зимою вьюг. Я узнаю юлу свою, Когда смотрю на букву Ю . |
Пословицы и поговорки
1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.
2. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Скороговорки
Игры
Игра «Кто внимательный?».
1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.
2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.
Игра «Кто больше?».
Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат
и т. д.)
Игра «Доскажи словечко».
Игра «Найди слово».
1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.
ю – – ю – –
ю – – – ю – – –
ю – – – – ю – – – –
ю – – – – – ю – – – – –
Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:
юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,
тюльпан.
Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».
1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.
О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.
2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.
О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.
Игра «Добавьте звук».
– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.
Кроссворд
1. Детская кроватка.
2. Осветительный прибор.
3. Сосуд для вина на тонкой ножке.
4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.
О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка
Загадки
Спасибо, что посетили мою страничку.
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Игровые упражнения с буквой Ю
Цель: развивать выразительность речи; закрепить узнавание и правильное написание изученных букв, закрепить знания о букве Ю; развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Стихотворения
Я беру дощечку
И круглое колечко.
Быстро их соединяю,
Букву «Ю» я получаю.
Юла вертится, юлит,
О букве «Ю» поёт, жужжит:
«Ю-ю-ю, ж-ж-ж!
Ю-ю-ю, ж-ж-ж!»
Шёл и напевал богач,
Жевал он вкусненький калач,
И за посошок держался,
За гласной буквой «Ю» гонялся.
Юнга плавает по морю,
На широком на просторе.
Юнга, юный морячок,
Юности большой дружок.
Дидактическая игра "Слова с буквой «Ю»
В начале слова В середине слова В конце слова
ЮНГА БРЮКИ
РЮМКА ЛЬЮ
Заданиедля детей: придумать слова с «ю». Прочитай их. К двум словам нарисуй картинки.
Игровое упражнение "Строим горку из слов"
З а д а н и е. Горку напечатай фломастерами в альбоме.
Наш фольклор
В хлеве хрюшки так играли,
Хрюкотушки напевали:
Хрюки-хрюки-хрюки!
Ну-ка все наденем брюки!
Нам завидовать хотели злюки,
Не дадим украсть им брюки!
Нюни распустил малыш.
Что же, милый, ты нюнишь?
Нюни выбрось за порог.
Песенку споёт вьюрок.
Не реви ты, Юлечка,
Юля-капризулечка.
Придёт Нюра-курочка,
Она будет кудах-тах-тать,
Юлю нашу потешать.
Юля кукле юбку шила,
Нюра кофточку кроила,
Нюша куклу одевала,
Ксюша песню напевала.
Сказка"Юла"
Жила среди игрушек Юла. Характером обладала не очень хорошим. Была вертлявой, болтливой, надоедливой. Юла считала себя самой красивой. Она об этом могла говорить целыми днями. Как заведётся прыгать на одной ноге – не остановишь. А нога-то одна, да и та острая. Крутится-вертится Юла и напевает свою несложную песню: «Ю-ж-ж-ж! Ю-ж-ж-ж!» Перепонки от этой песни болят. Хоть уши затыкай! А она своё продолжает.
Однажды собрались игрушки все вместе и решили Юле сказать, что о ней думают. А она и не подумала их слушать. Игрушки объявили ей бойкот: «Ни в одну игру с нами ты больше не будешь принята».
Притихла Юла, сидит в уголке, помалкивает. А игрушкам и без неё весело. Собралась с духом Юла, попросила прощенья у друзей, стала прислушиваться к мнению других. Вот как Юлу проучили.
Задание для детей: прочитай сказку, перескажи и нарисуй картинки.
Публикации по теме:
Игры и игровые упражнения на прогулке для детей 2–4 лет на лето. Июль Все мы знаем, что для детей дошкольного возраста, основной вид деятельности - игра. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным.
Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста. Этюды на выразительность движений, основных эмоций, пантомимические этюды. Пантомимические этюды 1. «Озорной щенок» - исполнитель вскакивает,.
Игровые упражнения с буквой Я Цель:дать детям представления, что у буквы Я два звука (Й А); развивать фонетический слух, мышление;учить находить буква я в словах (в начале,.
Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение,.
Игровые упражнения с мячом для детей 3-4 лет. Рекомендации для родителей. Мяч занимает первое место в детских играх. Игровые упражнения.
Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.
1. Этап Цель: Развитие не речевого слуха. Задачи: -Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки; -Развивать слуховое внимание.
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
1класс
Тема урока: Буквы Ю ю .
Обозначение буквой ю звуков [ y ] и [й’ y ]
в начале слова и слога.
Составление рассказа «Режим дня».
Цели: - развивать умение учащихся читать слова и предложения с буквой ю
Обогащать словарный запас
Развивать фонематический слух, речь, память, внимание
Развивать умение формулировать собственную точку зрения
Воспитывать интерес к чтению
Воспитывать умение правильно распределять своё рабочее время
Планируемые результаты:
Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.
Оборудование: - презентация
Таблицы
Карточки с буквами
Индивидуальные карточки
Картинка проводника
ХОД УРОКА
I. Приветствие гостей
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
II. Сообщение темы урока. Слайд
Дети! Сегодня мы отправляемся в кругосветное путешествие на веселом поезде по стране звуков и букв, во время которого мы продолжим работу с буквой Ю , будем учится читать, выполнять интересные задания.
III. Закрепление и обобщение знаний. Слайд
Вот мы и на вокзале.
Что нам нужно, для того чтобы попасть на поезд.
Но проводник ( рисунок на доску ) говорит, что билеты получат только те, кто правильно ответит на вопросы.
Давайте ответим на вопросы и отправимся в путь.
Слайд
Из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова?
Из чего состоят слоги?
Какие бывают звуки?
Какими бывают гласные звуки?
Какими бывают согласные звуки?
Чем звуки отличаются от букв?
Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Какие звуки обозначают мягкость согласных?
Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получают билеты. Сохраните эти билеты до конца поездки, они нам ещё пригодятся.
А сейчас в путь до станции Повторялкино .
Станция Повторялкино. Слайд
С какой буквой познакомились на прошлом уроке?
Игра «Узнай букву»
Если увидите букву ю , хлопайте в ладоши.
( Вылетают буквы: С, Н, Ю,М,Ю,В,К,Ю,Ю,О,Я,Ю )
Слайды (вылетают буквы)
В купе едут пассажиры:
Люда, Юнона, Ксюша и Юля ( карточки )
Что между ними общего?
На какие две группы можно разделить имена
детей? По какому признаку?
Какую работу может выполнять буква ю ?
Таблица
- Сделайте звуко-буквенный анализ слов
Юля Люда
Одинаковое ли количество звуков и букв? Почему?
Станция Зарядкино.
Слайд
В окошко мы увидели
И речку, и цветы. (Поворот головы вправо, влево )
Узнали много нового
И я, и мы и ты. (Движения руками)
Зарядкино! Зарядкино! (Прыжки с хлопками над головой )
Довольна детвора, (Руки в стороны )
Скорее все в вагоны (Бег )
Все по вагонам. Следующая станция Смекалкино.
Слайд
Станция Смекалкино .
Работа в парах
1 ряд – «Составь слово» Карточки
и лют
са зюм
юб хо
брю дюк
ин ка
2 ряд – Анаграммы
ТГЮУ – утюг
СПЮЛ – плюс
РЮБКИ – брюки
СТЮЛАР – люстра
3 ряд – Расшифруйте предложение
реЮ месь тел.
рьпеТе раЮ ченику.
нО итход в выйреп сскла.
Молодцы! (проверяем по слайдам)
Слайды
Станция Закреплялкино.
Слайд
Игра «Живые буквы»
Отгадайте загадку.
Ученики получают карточки с буквами и выкладывают слово.
Загадки
Слайды
Кручусь, верчусь, и мне не лень
Вертеться даже целый день. Юла
Грянул гром,
Веселый гром,
Засверкало все кругом!
Брызги света всюду льют.
Это праздничный …. салют
Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка – для хоккея
И она зовется … клюшка
Станция Зарядкино 2. Слайд
Я буду называть слова. Если в слове есть буква ю – приседают мальчики. Если нет – приседают девочки.
Юбка, кофта, север, юг, юный, старый, девушка, юноша, январь, июнь, дом, юрта.
Какое непонятное слово вам встретилось? (юрта)
Слайд
Станция Читайкино. Слайд
Работа по Букварю
Чтение слов по цепочке. Что общего в словах каждого столбика?
Развитие речи учащихся
Прочитайте слова, написанные вокруг буквы
Я.
- О чём мы будем говорить?
- Расскажите о своём распорядке дня.
- Для чего человеку нужен режим дня?
3) Чтение «Пробуждальной песенки»
С каким настроением нужно просыпаться?
Каждый день, как только вы проснулись, подумайте – у меня есть бесценная человеческая жизнь, и я не буду тратить её впустую. Я буду тратить свою
энергию, чтобы развивать себя, чтобы быть полезным людям, я буду думать о других только хорошее.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.
Продолжите предложения:
Слайд
-Я узнал, что…
- Мне было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
Я хочу поблагодарить вас за работу, за ваше старание, за стремление к знаниям.
У вас на партах лежат билеты. Кому понравилось сегодняшнее путешествие, сдайте их, чтобы по ним можно было ещё совершить поездку.
Спасибо за урок!