Как беречь орган чувства: инструкция к применению. Гигиена зрения
Элементарным правилам ухода за собой ребенка обучают с пеленок. Личная гигиена, в том числе и гигиена органов слуха – важная составляющая этого обучения. В данном случае, ежедневные процедуры, направленные на поддержание чистоты ушей, есть ни что иное, как профилактика проникновения в них различных инфекций. К дополнительным мерам профилактики относится защита органов слуха от неблагоприятных воздействий извне: переохлаждения, производственного шума, других громких звуков, попадания токсичных веществ и т. п.
Рассмотрим правила гигиены органов слуха подробнее.
Основы гигиены ушей
Мыть уши, так же как и умываться, нужно каждый день. Это основа основ всех правил гигиены относительно органов слуха. Неукоснительное его соблюдение – залог здоровья всех отделов уха и самая надежная профилактика различных заболеваний.
Что касается чистки ушных раковин специальными ватными палочками, то здесь необходимо проявлять некоторую осторожность. Неправильные действия могут способствовать образованию плотной верной пробки, нарушить естественный процесс выделения ушной серы, которая защищает внутренние органы слуха от проникновения микробов и пыли, привести к повреждению барабанной перепонки.
Но и отказываться от чистки ушей ватными палочками тоже не следует. При избыточном выделении железами серной массы и накоплении её в наружном слуховом проходе может образоваться пробка, что приводит к ухудшению слуха. При появлении подобной проблемы нельзя пытаться самостоятельно удалить серную пробку из уха – необходимо обратиться к врачу (ЛОРу), который быстро и безболезненно устранит скопившуюся в слуховом проходе серу.
Нельзя допускать попадания в уши воды. Это вызывает не только неприятное ощущение заложенности и некоторое ослабление слуха, но и может привести к появлению сильной боли. Если вода все же попала в ухо, необходимо лечь на спину, а затем медленно-медленно повернуть голову в сторону, чтобы больное ухо оказалось внизу, и вода могла беспрепятственно вытечь из него.
Профилактика заболеваний органов слуха
Профилактика ЛОР-заболеваний и гигиена органов слуха во многом зависят от нормального носового дыхания. При насморке в воспаленных пазухах носа происходит накопление слизи, которая может проникнуть и в слуховую трубу. В результате происходит разбалансировка наружного давления и давления в среднем ухе. Возникает чувство заложенности, из-за чего человек испытывает заметный дискомфорт.
Но это не самое опасное. Инфекция, вызвавшая воспаление слизистых оболочек носоглотки может распространиться во внутренние отделы органов слуха, спровоцировав серьезное заболевание. Поэтому сильно сморкаться при насморке, а также сморкаться одновременно обеими ноздрями нельзя. Правильно делать это попеременно, прижимая сначала одно, а затем второе крыло носа к перегородке и осторожно освобождая ноздри от слизи.
Особое внимание профилактике ЛОР-болезней нужно уделять при инфекционных и вирусных заболеваниях, таких как корь, грипп, ангина. Болезнетворные бактерии — возбудители данных заболеваний — могут проникнуть в среднее ухо через слуховую трубу и вызвать сильное воспаление.
Немалый вред здоровью органов слуха может нанести производственный шум. Постоянные громкие звуки и шумы могут привести не только заметное ослабление слуха или полную его потерю, но и стать причиной быстрой утомляемости, нарушения аппетита и сна, проблем с нервной системой, ухудшению работоспособности человека. Кроме того, производственный шум может стать причиной развития ряда системных заболеваний, таких как гипертония, заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.
Для защиты органов слуха от производственных шумов существуют определенные правила техники безопасности, включающие, в том числе, и использование специальных звукопоглощающих средств защиты – общих и индивидуальных.
Тема. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы.
Цель: познакомить учащихся с обонятельным, вкусовым, кожным и двигательным анализаторами. А также изучить правила гигиены органов чувств и об их здоровье .
Оборудование и материалы: фотографии, рисунки, плакаты, схемы.
Базовые понятия и термины: обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы, волосковидные клетки, вкусовые сосочки, острота, близорукость и дальнозоркость, косоглазие, отит, тугоухость.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока
I. Организационный этап …………………………………………………….......2 мин
II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности … .............................................................................................................3мин
III . Изучение нового материала . ……25 мин
IV . ……………………………………………………………………….......... 10мин
V . Подведение итогов урока .…...3 мин
VI . Домашнее задание 2 мин
Ход урока
Организационный этап
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Человек различает тысячи разных запахов. Его обоняние во много раз тоньше вкуса. Не менее важное чувство - осязание. Без него мы не смогли бы удерживать карандаш, пожать кому-то руку, найти дорогу в темноте.
У здорового человека анализаторы дают верную картину внешних событий. Для того чтобы избежать заболевания органов чувств, важно вести здоровый образ жизни, следовать правилам гигиены.
Изучение нового материала
Вкусовой и обонятельный анализаторы И.П. Павлов назвал химическими, так как их раздражители - химические свойства веществ.
В слизистой оболочке языка находятся вкусовые сосочки. Каждый сосочек сообщается с ротовой полостью посредством поры. Пора ведёт в камеру, заполненную жидкостью. На дне камеры расположены вкусовые рецепторы - волосковидные клетки. К ним прилегают нервные волокна. При попадании пищи в ротовую полость часть её растворяется в слюне. Раствор попадает в полость камеры сосочка и воздействует на волоски клеток. Если рецепторы вкуса реагируют на данное вещество, они возбуждаются. Информация в виде нервных импульсов идёт сначала в продолговатый мозг и зрительный бугор, а затем достигает задней центральной извилины коры, где формируются вкусовые ощущения.
Различают четыре главных оттенка вкуса: сладкий, кислый, солёный, горький. Распознают их рецепторы, находящиеся в разных частях языка. Многие несъедобные и ядовитые вещества имеют горький вкус, поэтому особенно много рецепторов, которые его распознают. Располагаются они в задней части языка, и при их раздражении вызывается защитный рвотный рефлекс.
Обонятельные рецепторы - волосковидные клетки - расположены в слизистой оболочке носовой полости. Раздражение обонятельных рецепторов способны вызывать летучие или растворимые в воде или жирах вещества. Возбуждение от рецепт ров по обонятельным нервам поступает к промежуточным и высшим обонятельным центрам. Рецепторы обонятельного анализатора обладают большой чувствительностью.
На остроту обоняния влияет состояние слизистой оболочки носа. При насморке обонятельная чувствительность снижается.
Кожа, как и все органы тела, обладает чувствительностью. Она играет существенную роль в познании внешнего мира. 3 коже находятся разнообразные рецепторы в виде нервных окончаний, свободных или заключённых в капсулу. Рецепторы кожи воспринимают тепловые, к: подовые, болевые раздражения. Холодовые рецепторы расположены ближе к поверхности кожи, чем тепловые, их много на лице и губах.
Важнейшее кожное чувство - осязание (ощущение прикосновения и давления). Больше всего рецепторов, воспринимающих прикосновение, на подушечках пальцев, губах. Рецепторы ступней ног воспринимают давление тела и помогают контролировать ходьбу.
Нервные импульсы от рецепторов кожи проходят через спинной мозг и зрительный бугор в центральную часть коры, где возникают соответствующие ощущения.
В толще мышц и сухожилий имеются рецепторы, которые возбуждаются при растяжении этих органов. Чувство ощущения своего тела, реализация врождённых и выработанных движений невозможны без их участия. Высший отдел двигательного анализатора находится в области предцентральной извилины, где возникает мышечное чувство. Вместе с вестибулярным двигательный анализатор обеспечивает положение тела в пространстве.
Одна из важных характеристик зрения - острота. При близорукости и дальнозоркости происходит её снижение. У близоруких людей глазное яблоко имеет удлинённую форму. Они чётко видят детали близкорасположенных предметов. При дальнозоркости глазное яблоко более укорочено. Человек лучше видит отдалённые предметы. И при близорукости, и при дальнозоркости зрение можно скорректировать при помощи очков с разной формой линз.
Снижение остроты зрения наблюдается в результате напряжения мышц глаза из-за плохого освещения, привычки читать на расстоянии менее 30 см, использования мобильного телефона для игры и работы с Интернетом, длительной работы за монитором компьютера, просмотра телевизионных программ в неосвещённой комнате.
При неодинаковом преломлении света в левом и правом глазах возникает косоглазие. Чёткое и резкое изображение поступает только от одного глаза. В результате второй глаз отключается, его зрачок перемещается в сторону. Исправить косоглазие позволяют очки и специальные упражнения.
Игры с острыми предметами могут привести к ушибу и травме глаз. В этом случае накладывается повязка и вызывается врач.
Ожоги глаз - следствие небрежного обращения с оптическими линзами, огнём или химическими веществами (кислотами, щелочами). В случае химического ожога важно промыть глаза большим количеством холодной проточной воды. Термические и химические ожоги, ушибы могут стать причиной помутнения роговицы и появления бельма, что ведёт к потере зрения.
Попавшие в глаз мелкие соринки можно извлечь самостоятельно чистой салфеткой.
В наружном слуховом проходе происходит выделение ушной серы. Её накопление может привести к закупорке слухового прохода, что ведёт к снижению слуха. Поэтому следует ежедневно мыть уши тёплой водой с помощью влажного тампона. Извлекать серу спичками, шпильками и другими острыми предметами не рекомендуется.
В сырую холодную и ветреную погоду уши следует оберегать от переохлаждения.
При попадании микроорганизмов в среднее ухо может возникнуть его воспаление - отит. Заболевание сопровождается сильной болью. Оно может привести к нарушению подвижности слуховых косточек и снижению остроты слуха. Также результатом этого заболевания может стать поражение слуховых рецепторов и нерва, что приводит к глухоте.
Кратковременные, но чрезмерно сильные звуки или постоянное пребывание в шумной обстановке могут стать причиной тугоухости.
Длительное пребывание на дискотеках, а также в других средах, «загрязнённых звуковыми шумами», ведёт к повышению давления крови, головным болям, раздражительности, ухудшению сна. Негромкая классическая музыка благоприятно действует на работу мозга и органов чувств, вызывает положительные эмоции, позитивно сказывается на настроении.
IV . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Как устроен обонятельный анализатор?
2. Как устроен вкусовой анализатор?
3. Как устроен кожный анализатор?
4.Какую роль играют мышечные рецепторы в процессе движения?
5.Какие ощущения возникают при раздражении рецепторов кожи?
V . Подведение итогов урока VI . Домашнее задание
§58, 59, конспект, ответить на вопросы.
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый,про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цели:
Осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
Формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные : обладать определенными эко-логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие : развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об-щества.
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
Установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, полу-чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика заболеваний
ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ
Орган равновесия и пространственного чувства — вестибу-лярный аппарат — природа поместила в толщу височной кости и заключила во внутреннее ухо человека.
Он состоит из двух частей: преддверия (отсюда; собственно, и название аппарата — вестибюлем, что в переводе с латинско-го означает преддверие) и сообщающихся с ним трех полукруж-ных каналов (/, 2).
Поверхность внутренней стенки преддверия делится неболь-шим костным гребнем на два - сферическое и эллиптическое углубления. И в каждом углублении.располагается соответствен-но соединительнотканный мешочек (4). Оба мешочка заполнены особой жидкостью — эндо лимфой, они сообщаются между со-бой через эндолимфатический проток (5).
На стенках мешочков имеются небольшие возвышения — чув-ствительные пятна (6). Пятно сферического мешочка при обыч-ном. положении головы располагается горизонтально, а пятно эллиптического мешочка — вертикально. Эти пятна представляют собой отолитовый аппарат (7). Состоит он из поддержи-вающих^#) и волосковых"(Р) чувствительных клеток* над которыми лежит отолитовая мембрана (10).
Мембрана — это желеобразная масса, в которую вкрапле-ны микроскопические шестигранные кристаллы — отолиты (11). Они состоят в основном из органических соединений кальция типа кальцита, гипса, арагонита, но в них может содержаться магний, натрий и некоторые другие вещества. Отолитовая мемб-рана закреплена относительно подвижно, и благодаря тому, что между ней и волосковыми клетками имеется узкое пространство, она свободно скользит над поверхностью волосков.
Полукружные каналы имеют вид тонких (диаметром около 2 мм) дугообразно изогнутых трубочек, сообщающихся с преддверием.
Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпенди-кулярных плоскостях. Один -боковой (12) — лежит горизонталь-но, другой — передний (13) — ориентирован справа налево в вертикальной плоскости, а третий, задний канал тоже занима-ет вертикальное положение, но ориентирован спереди назад.
Вестибулярный центр связан нервами с различными структу-рами подкорки и коры головного мозга. Но, пожалуй, самые тесные связи у него с двигательными, а также зрительными центрами го-ловного мозга. Выключение зрения ведет к неустойчивости равнове-сия, потере ориентации в пространстве. Если в силу обстоятельств страдает функция вестибулярного аппарата, зрительная функция в определённой степени ее восполняет.
Способен воспринимать различную информацию из окружающей среды и анализировать ее. Это обеспечивает его полноценное существование. Как надо беречь органы чувств, чтобы они эффективно выполняли свои функции на протяжении всей жизни человека? Давайте разбираться вместе.
Что такое органы чувств
Человек воспринимает этот мир через физиологические структуры, которые называются сенсорные системы. Всего их пять. Это зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая. Каждая из них уникальна и имеет свои особенности строения. Однако общим для всех сенсорных систем является наличие трех отделов. Периферический представлен рецепторами, проводниковый - нервными волокнами, а центральный - корой большого мозга.
Как беречь орган чувства
Отделы сенсорных систем работают согласованно. А нарушение функционирования любого из них влечет за собой сбой всей структуры. Часто виной этому становится неразумное поведение человека. Так, учеными доказано, что около 95% людей рождаются с хорошим зрением, а теряют его в результате неразумной эксплуатации. Поэтому очень важно соблюдать простые органов чувств.
Гигиена зрения
Как беречь орган чувства, который обеспечивает нас 90% информации? Это не так сложно. Во-первых, не давайте хрусталику уставать, ведь в результате он может потерять свою эластичность. Чтобы это предотвратить, не нужно читать в транспорте, ведь линзе приходится постоянно изменять свою кривизну для фокусирования. Не рекомендуется также читать при плохом освещении. Правильно, если свет падает слева, не образует тени, а расстояние до книги составляет не менее 30 см. Монитор компьютера желательно располагать еще дальше - до 50 см, а телевизор и того более - около 2 м. Давайте глазам отдыхать каждые 15-20 минут. Конечно, с ярким освещением и вредными микроорганизмами у зрительной системы есть и свои механизмы борьбы. Но солнцезащитные очки в ясную погоду, специальные маски для работы на опасных производствах, правильная организация рабочего места, личная гигиена также необходимы. Еще один залог отличного зрения - наличие в пище витамина А, которыми очень богаты печень трески, черника, петрушка и зеленый лук.
Как сохранить слух
В силах человека и сохранить слух. Ведь самая распространенная причина его нарушения очень банальна - накопление серы в слуховом проходе. Избавляться от этого вещества нужно очень аккуратно, чтобы не повредить барабанную перепонку. Воспалительные процессы среднего уха могут быть следствием проникновения в среднее ухо болезнетворных микроорганизмов через носоглотку и осложнений после гриппа или ангины.
Как беречь орган чувства, о котором идет речь, в повседневной жизни? Не нужно часто слушать громкую музыку, особенно с помощью плеера. Это снижает эластичность барабанной перепонки. Только представьте: интенсивность звука обычного разговора составляет около 60 дБ, а дискотеки - 110. Для сравнения: этот же показатель для реактивного самолета совсем немногим меньше - 130 дБ. Особенно большой проблемой систематический бытовой и транспортный шум является в крупных мегаполисах.
Как беречь органы чувств: обоняние и вкус
Специфическое ощущение запаха формирует обонятельная система. Ее рецепторы расположены в носовой полости. Они могут ослаблять свою работу во время простудных заболеваний, сопровождающихся насморком. При этом человек теряет способность различать любые виды запахов. Безвкусной становится и еда. Согласитесь, во время простуды самые любимые блюда уже не вызывают должного аппетита. Как беречь орган чувства, формирующий вкус? Очень важно следить за гигиеной полости рта, зубов и языка, на котором и расположены рецепторы. Никогда не пробуйте пищу и напитки как очень высокой, так и низкой температуры.
Значение осязания
Является кожа, которая служит Она содержит самые разнообразные рецепторы. С ее помощью мы воспринимаем давление, растяжение, изменение температуры, боль, характер и форму окружающих предметов. Каждый человек должен соблюдать правила гигиены кожи, систематически принимать душ, следить за чистотой одежды. Следует остерегаться ожогов и обморожений, никогда не прикасаться к опасным предметам, незнакомым растениям и животным.
Абсолютно на все органы чувств негативно влияют вредные привычки. Курение, употребление алкоголя и наркотических средств снижают порог чувствительности рецепторов и вызывают опасные заболевания.
Осязание, обоняние, зрение, вкус и слух постоянно требуют соблюдения гигиенических правил. Если их знать и выполнять, вести здоровый образ жизни и думать о своей безопасности, все органы чувств будут эффективно функционировать и дарить многообразие ощущений этого мира.
В повседневной жизни нас окружает множество звуков и предметов, которые мы воспринимаем как визуально, так и на слух. Чтобы предотвратить развитие заболеваний органов слуха и зрения, важно соблюдать меры и правила по гигиене того или другого органа.
Что такое гигиена зрения и слуха
Гигиена зрения и слуха включает в себя определенные правила, которые направлены на снижение негативного влияния внешних факторов на организм человека. Гигиена - это прежде всего оздоровление зрения и слуха, комплекс мер и факторов, которые в совокупности позволяют добиться хороших результатов.
Гигиена зрения - это комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития болезней. Соблюдайте следующие рекомендации:
- Не злоупотребляйте просмотром телепрограмм.
- Во время работы на компьютере чередуйте время труда и отдыха, делайте специальную гимнастику для глаз в перерывах между работой.
- Берегите глаза от излишне яркого света.
- Старайтесь не читать, если в помещении темно.
- Избегайте чтения или просмотра телевизора в положении лежа.
- Правильно составляйте свой рацион питания. Включите в него овощи (капусту, шпинат, брокколи, кукурузу, морковь), фрукты и ягоды (чернику, черную смородину).
- Гигиена зрения подразумевает под собой правильно организованное рабочее место (мебель, освещение).
- При усталости глаз делайте компрессы или примочки из отвара целебных трав.
- При наличии заболеваний, чтобы заставить глазные мышцы работать, время от времени старайтесь обходиться без очков.
Гигиена зрения, равно как и слуха, - это важные правила, соблюдение которых позволит предотвратить возникновение болезней.
Гигиена слуха: правила
Окружающий мир наполняет жизнь человека большим количеством всевозможных звуков, которые мы воспринимаем. Звуки и шумы, помимо полезной информативной направленности, могут привносить в нашу жизнь некоторый дискомфорт. В результате их негативное влияние может привести к снижению слуха, а также к различным заболеваниям уха. Поэтому гигиена зрения и слуха должна соблюдаться неукоснительно:
- нужно тщательно следить за чистотой ушных раковин;
- избегать мест с повышенной концентрацией шумов;
- при возникновении воспалительных заболеваний ушей незамедлительно обращаться за медицинской помощью;
- не рекомендуется засовывать в слуховой проход острые предметы;
- своевременно лечить заболевания носоглотки.
Факторы ухода за органами зрения и слуха включают в себя поддержание функциональных особенностей зрительного и слухового восприятия.
Гигиена (как повседневная, так и профилактическая) зрения и слуха - это важная часть адаптации человека к условиям окружающей среды.