Мозговой штурм - это что такое? Оперативный метод решения проблемы. Энциклопедия маркетинга Как проводить мозговой штурм
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности .
Этот метод может быть использован на этапах определения и формулирования проблем, разработки управленческого решения . Он также широко применяетсяна отдельных этапах при реализации других методов принятия решений
Метод мозгового штурма - метод психологической активизации, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.
1) Критика исключается : на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
2) Приветствуется свободный полет фантазии : люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
3) Идей должно быть много : каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.
4) Комбинирование и совершенствование предложенных идей : на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.
На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.
Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма, и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокогокачества идей, генерируемых группами.
В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм » (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма.
Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.
Принципы метода "мозгового штурма":
1) Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.
2) Обеспечение максимальной свободы участникам
Предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);
Полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);
3) Тщательное формирование состава участников
Определение численности;
По специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);
Психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);
По квалификации (высокий и примерно равный уровень)
Иногда введение "рыжего";
4) Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";
5) Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:
Создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;
Умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).
Этапы и правила мозгового штурма:
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
1этап. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2 этап. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное - количество идей. (Не делайте никаких ограничений!),
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются!
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3 этап. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Модификации процедуры проведения мозгового штурма:
Метод индивидуального мозгового штурма . Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек.
Фасилитатор (от лат. facilis - «лёгкий, удобный») - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.
Длительность сеанса - 3-10 минут.
Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон.
Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки.
Недостаток - отсутствие синергетического эффекта (синергетический эффект - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента).
Преимущество - оперативность и экономия на людях.
Письменный мозговой штурм . Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.
Метод прямого мозгового штурма . В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.
Метод массового мозгового штурма . Используется для решения глобальных проблем. Этапы:
создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части,
затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма,
Метод двойного (парного) мозгового штурма . Введение критики идей. Этапы:
прямой мозговой штурм,
обсуждение,
продолжение выдвижения идей.
Метод мозгового штурма с оценкой идей . Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем.
Высокие требования к участникам:
квалификация, собранность,
умение участвовать в методе мозгового штурма.
генерация идей,
ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов,
выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков,
обсуждение с мини-штурмами,
сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков,
индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.
Недостатки: нагрузочность, конфликтность.
Достоинства:
снятие эффекта «единого мозга»,
возможность организовать конструктивную критику.
Обратный мозговой штурм . Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Процесс поиска решений или бизнес идей разделен на три этапа:
1 этап: выявляются все существующие, потенциальные и возможные в будущем недостатки рассматриваемого объекта или явления, составляется список; выполняется их ранжирование;
2 и 3 этапы являются этапы обычного «мозгового штурма».
Отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число решений и бизнес идей по его совершенствованию.
Технология проведения обратной мозговой атаки:
сформировать группу специалистов, знающих предмет обсуждения,
ознакомить участников с правилами,
составить по возможности полный список недостатков,
выбрать критерии оценки недостатков,
провести анализ и оценку недостатков,
сформулировать задачи (проблемы),
выдвинуть идеи решения задач и отобрать лучшие по правилам «мозгового штурма».
Метод конференции идей . Это метод мозго вого штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. Применяется для сбора идей по определенной тематике, для поиска подходов к решению сложных проблем.
Цель метода: о свободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.
Суть метода - х орошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой:
разрешена только доброжелательная критика,
следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек",
возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы,
процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.
1 этап – подготовка . Включает:
подбор участников,
предварительный подбор фактического материала,
определение времени и места работы,
четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников,
предварительная проработка рассматриваемых вопросов;
2 этап – проведение конференции . Включает:
ознакомление участников с правилами совместной работы,
обеспечение работы конференции,
все выдвинутые идеи фиксируются,
пресечение дискуссий,
поддержка оригинальных идей;
3 этап – подведение итогов . Включает:
после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить),
полученные материалы передаются на экспертизу специалистам,
оценка и ранжирование результатов экспертами,
Наибольший эффект метод дает при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.
Председатель совещания должен помнить, что:
участие каждого в поиске идей, равно необходимо,
неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей,
хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху,
через 20 мин. участники конференции устают,
споры и дискуссии недопустимы,
решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы,
в потоке идей не должно возникать пауз,
Каждый участник должен знать, что:
он необходим на данном совещании,
он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения,
он не будет внедрять предложения,
все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами,
он имеет одинаковые права со всеми,
за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей,
лучшая форма возражения – собственное предложение.
Достоинства метода:
легкость освоения и простота в обращении,
результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.
Недостаток: отсутствие гарантии нахождения сильных идей.
Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.
Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.
Метод мозгового штурма имеет три этапа.
- Формирование задачи.
- Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
- Оценка результата.
Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.
Этап 1. Формирование задачи.
В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:
- разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
- группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
- состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
- примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.
Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи .
Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.
Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:
- любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
- участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
- поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.
Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.
В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.
Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.
В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.
При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.
Этап 3. Оценка результата.
Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.
Главные достоинства метода мозгового штурма.
- Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
- Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.
Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.
Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма
Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже самые сумасшедшие, могут служить отправной точкой для развития мыслительного процесса других участников. В этом и заключается преимущество коллективного мышления над индивидуальным. Любая, даже самая малая, оценка высказанной идеи может повлиять на весь процесс проведения мозгового штурма. Он будет успешным, если каждый участник направит свои усилия в конструктивное русло.
Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей
Целью мозгового штурма, как коллективного творческого процесса, является поиск нестандартных, нетрадиционных идей. В противном случае этот процесс может превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.
Для появления творческих идей необходим определенный настрой, когда мысли свободно проносятся в нашей голове. Это состояние характеризуется включением в работу нашего подсознания. Для появления такого настроя участников мозгового штурма следует
проводить специальную разминку с задачами на анализ и синтез, ассоциативные связи и т.д.
Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти эффективное решение.
Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей
Как уже упоминалось, для проведения мозгового штурма наиболее важно количество высказанных идей, чем их качество. Та как генерировать идеи участники должны (и могут) в течение небольшого ограниченного времени, то они должны научиться использовать уже высказанные другими участниками идеи для быстрого обдумывания и предложения новых.
В практике работы таких групп можно отметить, что целью проведения мозгового штурма является выдвижение более 100 идей за 20 минут. Самым продуктивным (успешным) мозговым штурмом является тот, при проведении которого за 20 минут предлагается 200 - 250 идей.
Правило 4: Обязательная фиксация всех идей
При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется. Все участники группы должны видеть все зафиксированные идеи, поэтому следует заранее к этому подготовиться.
Обычно идеи записывают маркерами на больших листах бумаги. Развесить их лучше заранее, перед началом мозгового штурма и разместить на стенах таким образом, чтобы они были хорошо видны каждому участнику.
Правило 5: Инкубация идей
После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Зачем нужен этот этап? Дело в том, что инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением проблемы. Перерыв в трудной проблеме позволяет также забыть несоответствующие подходы к ней.
Решению проблемы может мешать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода человек забывает старые и безуспешные способы ее решения. Опыт показывает, что в период инкубации человек продолжает работать над задачей бессознательно. Кроме того, во время перерыва в процессе решения проблемы может происходить реорганизация материала.
Этапы проведения мозгового штурма
Изучив правила мозгового штурма, теперь можно уделить внимание отдельным этапам успешного проведения мозгового штурма и оценки идей после их «инкубации».
Этап 1
Руководитель должен ознакомить участников группы с правилами проведения мозгового штурма. Лучше всего записать эти правила на плакате и на каждом собрании группы вывешивать его на стену таким образом, чтобы он был хорошо виден всем участникам.
Этап 2
Для успешного проведения мозгового штурма участникам необходимо настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с участниками разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д. Лучше всего сотрудникам, являющимся участниками постоянно действующей команды, постоянно развивать свои творческие способности.
Затем рекомендуется провести репетицию мозгового штурма. Группе необходимо выбрать проблему (лучше бытового характера), в решении которой каждый из участников в некоторой степени компетентен, и провести краткий мозговой штурм (разминку) с целью перестройки мышления на творческий процесс.
Делайте так всегда, ведь только кажется, что каждый без труда сможет включиться в работу, но в действительности этого не происходит!
Формулировки проблем для проведения разминки приведены в Приложении 1.
Этап 3
Участникам группы следует подготовиться к проведению мозгового штурма развесить на стены большие листы бумаги, на которых будут зафиксированы поступающие идеи. При этом необходимо помнить, что при быстром темпе выдвижения идей могут появиться трудности в необходимости фиксирования их на бумаге. Фиксировать идеи в таком случае могут 2-3 человека поочередно. Можно принять и такие условия: участники фиксируют свои идеи на небольшом листе бумаги и высказывают их по очереди по просьбе ведущего.
1. Проблема уже сформулирована, но ее определение слишком общее, требующее уточнения. В этом случае первоначальную формулировку следует разместить в качестве заголовка на большом листе бумаги.
2. Группа не знает, над какой проблемой она будет работать, но в этом случае надо попытаться сформулировать общее направление поиска. В этом случае лучше всего начало общего заголовка может звучать так: «Каким образом мы можем... » и далее закончить фразу (что-то преобразовать, улучшить и т. д.). После окончательного выбора темы ее определение в виде заголовка также размещается на большом листе бумаги.
Этап 5
Процесс выдвижения идей может происходить разными способами. Существует много различных методик, основанных на принципах проведения мозгового штурма, некоторые из них описаны далее в данной главе. Но при разных вариантах проведения мозгового штурма обычно используют два подхода к процессу выдвижения идей.
1 подход. Участники могут высказывать идеи по очереди, в определенном порядке. Обычно руководитель предлагает высказаться очередному члену группы. Если кто-нибудь из участников не знает, что предложить, то он говорит: «Я пропускаю» и право высказаться переходит к следующему участнику. Руководитель (или специально выделенный для этого участник группы) фиксирует высказанные идеи на больших листах бумаги. Участникам же рекомендуется свои идеи фиксировать на небольших листках, чтобы не забыть их, пока он ждет своей очереди высказаться. В этом случае идеи поступают упорядочение и их легко зафиксировать. Кроме того, в процессе участвуют все члены группы.
2 подход. Второй подход является бессистемным, так как каждый участник группы может в любое время высказать свои идеи. В данном случае идеи высказываются свободно и естественно, но есть большая трудность с фиксацией идей. В этом случае можно увеличить количество человек, которые будут фиксировать идеи (обычно 2 - 3 человека). Минус такого подхода состоит в том, что такой подход не стимулирует направление мысли и не дает гарантии вовлечения в процесс выдвижения идей всех участников.
Этап 6
После того как все идеи зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Участникам группы рекомендуется после проведения мозгового штурма расстаться не менее чем на неделю, чтобы обдумать все высказанные идеи.
Лучше всего развесить листы с зафиксированными идеями на видном месте, где участники группы смогут постоянно видеть их. Кроме того, к обсуждению идей, высказанных во время проведения мозгового штурма, другие сотрудники предприятия добавляют свои идеи на развешенные листы (мозговая атака на доске).
Затем, по прошествии какого-то времени (чаще недели), участники группы проводят новый мозговой штурм по списку идей, составленному на предыдущей встрече.
Этап 7
Он дает начало процессу оценки. Это обычно происходит на следующем собрании группы. Наилучший способ организовать оценку идей из списка - это сгруппировать их по темам, прежде чем некоторые предложения будут отвергнуты как нереальные. После получения списка идей, сгруппированных по темам, следует рассмотреть каждую из них, чтобы выявить наилучшие идеи, которые могут быть быстро и легко реализованы.
Дальнейшие действия группы зависят от предмета мозгового штурма. Если его целью было определение проблемы, над которой предстоит работать, то группа должна выбрать основную тему, а затем сконцентрировать внимание на идеях, относящихся к ней, чтобы выявить наиболее подходящие для рассмотрения. В другом случае, если в результате мозгового штурма группа получила набор возможных вариантов решения проблемы, то следующим этапом будет их анализ методом Парето (см. главу 8) для выявления одного или двух наиболее пригодных вариантов. Принцип Парето также можно использовать для тщательного изучения идей при принятии точных решений.
Иногда в жизни любого человека случаются такие моменты, когда для того чтобы ответить на вопрос, необходимо применение мозгового штурма. Он может быть как коллективным, так и одиночным, здесь все зависит от ваших возможностей и ситуации.
Что такое мозговой штурм?
Для начала давайте разберемся, что же это такое. Мозговой штурм - это разновидность активного мышления, к примеру, обдумывание удивившей нас мысли, попытка сделать выводы, написание статьи и многое другое. Вы должны понимать, что большую часть своей жизни практически все люди мыслят пассивно. Мини-моделью мозгового штурма можно считать решение какой-либо геометрической задачки. Этот способ мышления был предложен американцем Осборном Алексом еще в 40-е годы прошлого столетия. Основной его идеей является отделение генерации идеи от критики.
Для чего он нужен?
Если вам надоела неопределенность, бессмыслица и внутренняя пустота, значит, пришло время изменить себя, а поможет вам в этом мозговой штурм. Это значит, что ваши мысли должны обновиться: отключите телефон, телевизор, компьютер, уединитесь на несколько часов и приготовьте чистую тетрадку с ручкой. После этого задайтесь вопросом, например, "в чем смысл вашей жизни?" Постоянно думайте, что самое главное жизни? В чем ее смысл? Каково ваше предназначение и на чем нужно сосредоточить максимум своих усилий? В этом списке может быть еще очень много вопросов, вы сами можете решить, какие будут тут находиться, а какие нет.
Организация мозгового штурма
Если вы поставили перед собой какую-либо задачу, но не можете решить ее, то вам поможет этот метод. Это значит, что вы не должны ограничивать свое пространство и время, а должны попытаться мыслить не как всегда. Самый доступный - это индивидуальный способ его проведения, с помощью которого вы сэкономите не только свое время, но также и время других людей. Однако более эффективным считается В нем обычно участвуют от 5 до 10 человек.
Но с чего следует начинать, если вы не знаете, что такое мозговой штурм? Он состоит из трех главных составляющих, а именно:
- Вопросы организации и постановка проблемы.
Необходимо собрать людей (для группового мозгового штурма) и определиться с тем, какая задача стоит перед вами. Также нужно выбрать модератора, который будет записывать все возникающие идеи и следить за процессом решения проблемы. Хорошо, если это будет энергичный и активный человек.
- Собственно мозговой штурм.
Это непосредственно предложения различных методов решения поставленной задачи, количество которых не ограничивается.
Для начала нужно удалить все повторяющиеся и не относящиеся в данной теме варианты. Самые подходящие идеи подвергаются доработке.
Вы должны понять, что мозговой штурм - это очень эффективный способ решения самых сложных задач. К процессу нахождения ответа на вопрос нужно относиться с такой ответственностью, как будто от того, найдете вы его или нет, зависит ваша жизнь. Записывать нужно абсолютно все идеи, мысли, слова и понятия, которые появляются у вас в голове, чтобы потом было из чего выбирать.
Подготовка мозгового штурма
- Сформируйте группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, обладающие подвижным, активным умом.
- Сформируйте экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты. В рекламных агентствах в роли эксперта выступает креативный директор.
- За день-два до штурма разошлите участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи (бриф). Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.
- Подготовьте всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Варианты:
- Доска и мел
- Листы бумаги на планшетах и фломастеры
- Разноцветные стикеры
- Ноутбук в связке с проектором
- Назначьте ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует брейнсторминг.
- Выберите одного или двух секретерей, которые будут фиксировать все идеи.
- Назначьте продолжительность первого этапа. Обычно около часа, в креативных агентствах, конечно, дольше. Ведь генерация идей - их основная работа.
Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться. Чёткий тайминг - такое же обязательное условие для участников штурма, как длина дистанции для бегунов.
- Поставьте задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Запишите задачу так, чтобы она всё время была на виду. Формулировка задачи и полезная информация содержатся также в брифе, который роздан в печатном виде.
Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.
Как минимум, каждую идею желательно протестировать по краткому вопроснику типа:
- Решение в рамках закона?
- Идея реализуема до 10 июня?
- Разумны ли предполагаемые затраты?
- Каким образом данная идея, если её реализовать, провалится?
Когда есть бриф, общий критерий такой: идея по брифу или не по брифу? Решающее слово в оценке идей принадлежит креативному директору.
Развивайте идеи. Группируйте их в тренды. Пытайтесь «поженить» элементы разных гипотез. Иногда самые лучшие идеи получаются в результате объединения двух менее ярких предложений. Креативность превосходно проявляет себя не только при создании новых идей, но и в работе с уже имеющимися.
Используйте морфологический метод: не поленитесь начертить таблицу по типу таблицы футбольного чемпионата, где каждой команде,.. - то есть идее - предстоит «сыграть» с каждой.
Помечайте идеи вашего списка:
- + + очень хорошая, оригинальная идея
- + неплохая идея
- 0 не удалось найти конструктива
Отбросьте явно банальные, тупиковые, неплодотворные идеи.
Считается, что лишь 10-15% идей оказываются приемлемыми, зато среди них встречаются весьма оригинальные. Ценно, если «выжившие» идеи выстраиваются в логичную цепь - рекламную кампанию.
Ведущий мозговой атаки:
- Ведущий (фасилитатор, модератор) поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не галдели все одновременно. Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться. Ведущий может вносить свои идеи наравне со всеми.
- Корректно, но решительно пресекает критику
идей, которая почти всегда непроизвольно возникает, особенно поначалу.
Типичные фразы idea killers (убийц идей), и как на них нужно отвечать:
- - Из этого ничего не выйдет. - «Конечно, если не развивать эту идею, из неё ничего не получится».
- - Это не работает - «Но идея ведь неплохая?»
- - Это чересчур - «И что?»
- - Клиент никогда это не одобрит - «А что если одобрит?»
- - Ну и что в этом оригинального? - «То, что это раньше никто не предлагал».
- - Кто угодно может придумать такое - «Точно!»
- Ведущий обеспечивает непрерывность выдвижения идей. Он всеми мерами не допускает зажима «плохих» идей, снимает боязнь участников «ляпнуть что-нибудь не то».
Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не нарушить равенство участников штурма.
- Ведущий следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливает креатора, который высказывает свою идею дольше полуминуты. Мозговой штурм - это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс.
Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.
Приемы управления брейнстормингом
Для «разогрева» генераторов:
- Вбрасывается посторонняя, но животрепещущая тема. Например, пиво, оно какое? - Холодное! - Светлое! - Белопенное! - Наше всё! Ведущий ставит в пример самые оригинальные эпитеты.
- У ведущего наготове 300 рублей и он начинает выдавать по червонцу за любую реплику участника. Этот прием - только для разогрева! В штурме поощрять идеи бонусами вредно.
- Генераторам идей раздаются беджи, на которых они пишут придуманные тут же псевдонимы - имена исторических личностей, героев фильмов, названия растений. Затем все по очереди обращаются друг к другу на «ты» с любым вопросом. Просто для того, чтобы создать атмосферу «одного круга», где нет ни старших, ни младших, ни начальников, ни подчинённых, ни опытных, ни новичков. Есть «другие» люди, которые могут говорить любые глупости, потому что это не Сидоров выдвигает «такую дурацкую» идею, а «Архимед». Сам выбор псевдонимов - веселая процедура, создающая творческий настрой.
- Перед атакой ведущий мотивирует креаторов. Подчёркивает, как важно утереть нос конкурентам и выиграть тендер. Выражает надежду, что, быть может, именно сегодня группа найдет рекламную идею, которая возьмёт «Золотого льва» в Каннах.
Для активизации процесса генерации (по Майклу Михалко, Юдит Рич и др.):
- «Национальные» решения. Как бы решил задачу английский лорд? Предложите изящное французское решение, расточительное американское. Что бы сказал горячий испанский мачо? Как бы решили вопрос трудолюбивые китайцы?
- Метод эмпатии. Эмпатия - вживание, представление себя на месте другого. Участник штурма должен сказать себе: «Я и есть объект, о котором идёт речь». Так, например, если придумывается реклама пива, креатор говорит: «Я - пиво. Я стою на полке в магазине. Я холодный, золотистый, прозрачный, хмелистый. Что мне сделать, чтобы вон тот мужик обратил на меня внимание? Что будет, если я вдруг начну медленно поворачиваться? Или позвякивать?»
- Прямая аналогия. Рекламируемый объект сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т. д. К примеру, для повышения заметности этикетки можно рассмотреть окраску цветов, бабочек.
- Символическая аналогия. Суть задачи или её возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор, например, для пива, - «глоток чистой прохлады», «хранитель традиции», «послание в бутылке от самой природы». Красивая метафора может натолкнуть на красивую идею.
- Фантастическая аналогия. Участники штурма формулируют главное неустранимое препятствие, которое мешает решению задачи, а затем - на время - «отменяют» его! Допускают существование вечно свежего пива, исчезновение гравитации, вмешательство сказочных гномов.
- В шкуре потребителя. Ведущий назначает участников представителями целевой аудитории, например, в случае пива - футбольными болельщиками. При перемене точки зрения на объект приходят новые решения.
- Будьте проще. Участники максимально упрощают свои идеи и выражают их минимальным количеством слов. Меньше слов - виднее суть.
- Будьте как дети. Исследуйте проблему так, как бы это делал ребенок. Задайте очевидные вопросы. Найдите ответы, которые удовлетворили бы ребёнка.
- Вперёд, в будущее! Думайте о том, что будет, а не о том, что есть сегодня. Не ограничивайтесь действительностью. Нафантазируйте будущее!
- Что подскажут фигуры? Выберите какую–нибудь фигуру, например, треугольник, и старайтесь определить связь между ним и вашей задачей. То же - с объёмными фигурами (шар, куб, пирамида...), цветами спектра, цифрами и прочими семантически богатыми объектами.
- Мудрость великих. Обратитесь к сборникам афоризмов. Афоризмы лучше брать такие, которые содержат ключевые слова по вашей теме.
- Ассоциации. Генераторы называют первое слово, которое им пришло на ум при оглашении темы штурма. Или используется «Словарь ассоциаций». Пусть ассоциации свободно развиваются.
- Метод от противного. Великие озарения могут наступить, если вместо размышлений о том, как сделать что-то, попробовать решить вопрос, как этого не делать.
- Нарисуйте идею. Ведущий просит участников оформить следующее предложение в форме рисунка. И пусть все пытаются истолковать нарисованное.
- Интерпретируйте меня! «Как вы поняли слова N.?», - спрашивает ведущий у одного, другого. Затем спрашивает N.: «Насколько верно мы изложили вашу мысль?» Нередко интерпретации хорошо развивают первоначальную идею, что признаёт и автор.
- Грудью на амбразуру. Если уровень идей снизился и стали поступать только банальные, практичные предложения без «изюминки», ведущий сам начинает вносить эксцентричные идеи. Или предлагает 5-10 минут генерировать только фантастические идеи.
- Активная пауза. Услышав ценное, перспективное, с его точки зрения, высказывание, ведущий объявляет: «Давайте 3-4 минуты помолчим, и потом каждый выразит свое отношение к тому, что сейчас прозвучало». В тишине происходит интенсивная индивидуальная работа, как правило, развивающая высказанную идею.
- Время от времени полезно пользоваться групповой саморефлексией, т. е. переосмыслением способов взаимодействия участников. Вопросы: «Как мы работаем? Что нам мешает? Что получается хорошо?» и т. п. Нередко при этом сама группа находит способы улучшения взаимодействия.
- Правда - в ногах. Часть мозгового штурма участники проводят стоя. Это встряхивает, не позволяет генераторам откинуться на спинку стула и витать мыслями в областях, не связанных с обсуждаемым вопросом. Либо же генераторы меряют аудиторию шагами, поскольку некоторым в движении лучше думается.
- Оживите вещь. Неодушевленный предмет может стать более вдохновляющим, если вообразить его человеком или животным. Придайте ему черты индивидуальности. Как он будет себя вести? Какой у него будет голос? Где он будет жить?
- Думайте глобально. Поднимитесь выше предмета штурма. Какие наиболее общие тенденции и концепции можно связать с вашей темой? Нельзя ли из них извлечь пользу для вашей задачи?
- Метод контрольных вопросов. Включает в себя ряд вышеизложенных приёмов. Даёт новое направление мыслям участников, позволяет проскочить период «зацикливания» на круге схожих идей. Контрольные вопросы «подогревают» генерацию, служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи.
- Стоп, машина! Ведущий берет паузу и перечисляет сходные идеи из числа выдвинутых, там самым давая понять, что данное направление хорошо разработано и желательно поискать на новых путях.
Любая «хитрость» ведущего, направляющая креативность, не ограничивая ее, - хороша. Впрочем, креативность является настолько естественным, спонтанным процессом, что задача ведущего порой сводится к тому, чтобы просто не мешать ей.
Сеансы воображения должны быть счастливыми часами. Мозговой штурм - это когда мы думаем свободно и продуктивно в обстановке комфорта и удовольствия.
Разновидности мозгового штурма
Индивидуальный мозговой штурм
Все роли - генератора, секретаря, ведущего, оценщика идей - берёт на себя один человек. Фиксация на бумаге, компьютере, диктофоне. Оценка идей отложена.
Креативные приёмы «штурмовика»-одиночки:
- Читая текст, выхватывайте произвольные слова. Не наталкивает ли значение случайного слова на новую идею? Текст подойдёт любой, хоть телефонная книга, но лучше лексически богатый. Руководитель агентства BrandAid Валентин Перция, когда придумывал названия брендов, пролистывал насквозь толстые словари. По его словам, если держать в голове задачу, за два дня такого погружения набираются сотни ассоциаций.
- Ещё эффективнее генерировать идеи, отталкиваясь от изображений в журналах и фотостоках в интернете. Ведь картинки сами по себе детальны и многозначны.
- Развивайте найденные образы методом контрольных вопросов, одной их его компактных версий.
Обратный мозговой штурм
Цель его - максимально выявить недостатки рекламируемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.
Мозговой штурм с оценкой идей
Введение критики идей. Фазы «мечтателя» и «реалиста» многократно гибко чередуются. Используется для решения сверхсрочных задач. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение пользоваться методикой мозгового штурма.
- Генерация идей (может происходить индивидуально и заранее)
- Ознакомление группы с идеями, комментарии авторов
- Выбор нескольких (3-5) лучших вариантов, фиксация их достоинств и недостатков
- Обсуждение каждой идеи с мини-штурмами
- Сужение списка лучших вариантов, ранжирование идей
Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинство: более целенаправленный поиск, снижен риск проскочить мимо сильного решения.
Мозговая осада
Доказано, что и без явной критики при подаче идей действует механизм «скрытой критики», а именно: нередко новое предложение (которое потом может быть признано неудачным) «забивает» высказанную ранее хорошую идею. Для устранения этого недостатка была предложена «мозговая осада», в которой каждую выдвинутую идею надо развивать до предела. Мозговая осада увеличивает затраты времени на поиск идей, хотя обещает более зрелые результаты.
Метод «635»
Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений. Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов.
Высказывания идут в соответствии с иерархией. Первым свою идею вносит «юнга», последним - «капитан». Недостаток: после своей очереди новую идею высказать нельзя.
Мозговой штурм онлайн
Online brainstorming базируется на многопользовательских интернет-сервисах: форуме, чате, блоге, ICQ, Skype. Устраняется «боязнь оценки», т. к. генераторы идей могут быть анонимными. Можно привлечь экстра-специалистов из любых точек мира (или напрячь лучшие умы рекламного холдинга, не срывая их с мест). Правда, теряется будоражащая психологическая атмосфера совместного поиска.
Ноу-хау мозговой атаки
- Не становитесь рабами цифр, которые диктуют, сколько «должно быть» людей в группе. Нам известны результативные штурмы с потоком студентов - это больше сотни голов. Правда, преследовалась и педагогическая цель: показать метод в действии.
С другой стороны, в креативных агентствах часто «штурмуют» в парах, составленных из копирайтера и дизайнера. Законная модель - индивидуальный мозговой штурм.
Классический состав - малая группа, т. е. около семи человек. Это «критическая масса участников», с такой группой удобно работать.
- Там, где штурмы организуются регулярно, группа генераторов состоит из постоянного ядра и временных членов. Ядро креативных людей складывается постепенно при решении различных задач методом мозгового штурма.
- Иногда полезно включить в группу генераторов «посторонних», как то: сотрудников смежных отделов и других компаний, врача, повара, водителя, курьера. Таким образом вы привлекаете носителей нетрадиционных идей. Смешанная группа из участников разного возраста и пола работает наилучшим образом.
- Включайте в группу генераторов красивых, умных, обаятельных женщин. Женщины весьма практично и оригинально мыслят, кроме того, они очень стимулируют интеллектуальную активность мужчин.
- На время штурма участники снимают с себя должностные полномочия. Руководителю, если он «штурмует» вместе с командой, не следует садиться во главе стола.
- Создайте удобную обстановку. Помещение выберите по возможности нейтральное (не кабинет директора) и не шумное. Лучше сесть так, чтобы все друг друга видели. Советуют:
- Проводить штурм при свечах
- Проводить штурм ночью, после 24:00:-)
- Перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка:-))
- Запаситесь кофе, чаем, баранками. Установлено, что цитрусовые, особенно грейпфрут, стимулируют работу мозга. Запах грейпфрута рекомендуют вдыхать перед мозговым штурмом.
- Чтобы целиком погрузиться в процесс генерации, на время штурма стоит отключить мобильные телефоны, запретить кому бы то ни было беспокоить участников.
- Некоторые советуют дать фоном негромкую, но не успокаивающую, а бодрую музыку. Это раскрепощает участников, динамизирует работу.
- Перед штурмом ведущий представляет новичков. Дает им лестную характеристику. Знакомит новичков с правилами мозгового штурма.
- Начиная штурм, ведущий знакомит группу с готовыми решениями похожей задачи. Например, показывает лучшие рекламные ролики конкурентов, сделанные для сходного продукта.
- Хорошо иметь образец рекламируемого продукта, а не только фото. Отлично, если образец можно повертеть в руках, пиво попробовать, туалетную воду понюхать, Hummer"ом порулить... :-)
- Часто рекомендуют записывать весь штурм на магнитофон или видеокамеру. Однако на практике редко у кого доходят руки до расшифровки записей, поскольку это дьявольски трудоёмко. Пусть вас успокоит сознание того, что взрывная идея и так не потеряется!
- Иногда генераторам полезно в ходе штурма листать иллюстрированные журналы, чтобы черпать из рисунков и фотографий ассоциативные идеи.
- Сложите в коробку - «чемодан чепухи» - самые разные предметы: карандаши, оловянных солдатиков, шахматные фигуры, клубок ниток, забавные рисунки - всё, что найдётся в офисе. Приглашая участников на штурм, попросите их принести разные предметы для чемодана чепухи. Когда потребуются новые идеи, достаньте из коробки что попадаётся под руку, установите связи между случайным предметом и задачей.
- Перелистайте журналы, газеты. Проведете параллели между заголовками новостей и проблемой.
- В разнообразии рождается новизна. Участники предпринимают вылазку из комнаты на 15-30 минут с тем, чтобы найти вовне принести в группу новые идеи.
- Вовлечённый человек продолжает думать над задачей и после штурма. Список идей раздаётся участникам, чтобы они могли пополнить его предложениями, возникшими после сессии.
- Полезно на следующий день провести повторный мозговой штурм. Замечено, что качество идей, предложенных креаторами на второй день, выше, чем в первый.
- В промежутке между штурмами поговорите с вашими друзьями или членами семьи. Прислушайтесь к тому, что они скажут. Позвольте им направить вас в новом направлении.
- Худшее, что может сделать ведущий - это превратить штурм в игру «Я выиграл, ты проиграл». Описаны случаи, когда ведущий премировал участников за лучшие идеи. Люди начинали бояться «перехвата» своей хорошей идеи и вообще переставали их высказывать.
- Ведущий и на этапе анализа бережно хранит атмосферу сотрудничества. Конструктивную критику он предваряет словами: «Что мне больше всего нравится в этой идее, так это... Не станет ли она лучше, если?..»
Что может и чего не может мозговой штурм
Метод мозгового штурма эффективен:
- При решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные. Таковы все задачи по созданию рекламного креатива.
- Когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.
- Везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика мозгового штурма универсальна.
Несовершенство метода заключается в том, что поиск идей идёт случайным образом, наобум. Вы никогда не останетесь совсем без идей. Но нет гарантии, что среди ваших решений окажется действительно превосходное.
Метод мозгового штурма - эффективная помощь в генерации идей. Но он не замещает целиком творческий процесс.