Сословие. Значение слова «сословие Определение слова сословие по истории
Выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классический образец сословной организации - феодальная Франция, где с 14-15 вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2-й пол . 18 в. утвердилось сословное деление на дворянство , духовенство , крестьянство , купечество , мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий, однако сословные традиции сохраняются и в некоторых современных обществах.
Большой Энциклопедический словарь . 2000 .
Синонимы :Смотреть что такое "СОСЛОВИЕ" в других словарях:
Сословие … Орфографический словарь-справочник
К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов
Звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех. Он из простого звания. .. Ср … Словарь синонимов
Современная энциклопедия
СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова
Сословие - СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.
В истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь
Понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. являлись центральным элементом моделей социальной… … Новейший философский словарь
СОСЛОВИЕ, я, ср. 1. Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане).… … Толковый словарь Ожегова
Книги
- Сословие приказчиков , Скида , Сословие приказчиков ввиду нового Городового положения / Соч. М. М. Скида E 79/116:Воронеж: Г. М. Веселовский, 1871:Соч. М. М. Скида Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
- Сословие вольных людей. Книга о Бауманском и бауманцах (комплект из 2 книг) , И. Л. Волкевич , В книгах на основе множества впервые найденных архивных документов сделана попытка воссоздать полную и истинную историю знаменитого русского вуза, начиная с событий, далеко отстоящих от… Категория: История образования в России Серия: Русский мiр Издатель:
в истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословного строя и, обычно, его юридическая отмена. В Индии и некоторых других восточных обществах институтом, близким к европейским С., являлись касты.
Отличное определение
Неполное определение ↓
СОСЛОВИЕ
одна из форм юридического закрепления классовых различий, возникшая еще в рабовладельческом обществе и получившая наибольшее развитие при феодализме. Как указывал В. И. Ленин, «...в рабском и феодальном обществе различие классов фиксировалось и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса. Поэтому классы рабского и феодального (а также крепостного) общества были также и особыми сословиями» (Соч., т. 6, стр. 97). Вместе с тем различие между классами и С, как подчеркивал В. И. Ленин, состоит в том, что классы отличаются один от другого не юридическим:; привилегиями, а фактическими условиями.
Сословное деление общества основано на классовом делении. Но сословная принадлежность не совпадает полностью с классовой принадлежностью.
Классы, как определяет В. И. Ленин, это – «...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Соч., т. 29, стр. 388). Классы отличаются друг от друга по экономическим признакам. Сословное деление общества выражается в том, что эти экономические отличия закрепляются юридически, причем юридические признаки не совпадают полностью с экономическими. Так, напр., во Франции накануне буржуазной революции конца 18 в. сохранилось деление на три сословия – духовенство, дворянство и третье сословие. К последнему же причислялась буржуазия (крупная и мелкая), крестьянство и незначительная часть рабочих. В царской России рабочие причислялись к мещанам наряду с ремесленниками и купцами. Поэтому С. – это такие группы людей, за которыми государство закрепляет не только различие в их классовом положении, но и ряд других особенностей их общественного положения.
Сословное деление общества прежде всего характеризуется тем, что за господствующими классами (в рабовладельческом и феодальном обществах) юридически закрепляются определенные привилегии, а за угнетенными классами самые обременительные повинности. Таковы, напр., различия между патрициями и плебеями в рабовладельческом Риме в древнейший период его истории (6–4 вв. до н. э.), между сенаторами, всадниками и низшими слоями населения в том же государстве в императорскую эпоху; различия между духовенством, дворянством, с одной стороны, и крестьянами, ремесленниками и купцами – с другой, в средневековой Западной Европе, в славянских феодальных государствах и в России, где низшие сословия объединялись наименованием «подлых».
Аналогичное разделение на С. встречается и а феодальных государствах Востока. Так, в Казахстане к числу привилегированных групп относились ханы, бии, в странах Средней Азии – баи, на Кавказе – беки, в Турции – янычары и сипахи, причем к числу привилегированных сословий принадлежало и мусульманское духовенство. В Китае в феодальную эпоху класс феодалов-помещиков состоял из маньчжурского наследственного дворянства, военно-феодальной знати, крупных и средних чиновников, духовенства и т. п. В Японии господствующие классы при феодализме состояли из даймиме (владетельных князей), самураев (военнослужилой группы), синтоистского и буддийского духовенства и чиновничества.
Основой привилегированного положения всех высших сословий при феодальном строе была феодальная собственность и владение землей. Что касается рабовладельческого общества, то и там первоначально крупная собственность на землю была основой для сословных привилегий, но впоследствии (напр., в Риме в императорскую эпоху) этой основой стал имущественный ценз.
Другой характерной чертой сословного деления общества является замкнутость С, выражающаяся в том, что государство в интересах сохранения незыблемости и «чистоты» господствующих сословий всеми мерами препятствует проникновению членов низших сословий в высшие. Наиболее резкое выражение такой замкнутости обнаруживается в кастах (замкнутых социальных группах, объединенных определенными занятиями и представлением об общем происхождении).
Третьим признаком С. является передача сословной принадлежности по наследству.
В России С. были окончательно оформлены при Екатерине II изданием Жалованной грамоты городам (см.). К привилегированным С. относились дворянство и духовенство. Остальные делились на мещан (городских людей) и крестьян. Это деление просуществовало до 1917 г.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция до конца последовательно и решительно покончила с делением общества на С, как одним из феодальных учреждений. По декрету «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» 23 ноября 1917 г. были упразднены все С. и сословные деления, привилегии и ограничения, организации и учреждения, гражданские чины, звания и титулы.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.
Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные Штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.
Сословия Древнего Рима
Сословия у Платона
Сословия описаны Платоном в VIII книге «Государства». Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия:
- правители-философы
- воины-стражи
- демиурги.
Франция
Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (общинники).
В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом.
Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.
Второе сословие представляло собой аристократию, и, фактически, королевскую семью, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща», представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча».
Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья.
К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.
К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди .
Низший слой населения составляли несвободные холопы .
Российская Империя
10 ноября 1917 года Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов » ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан.
Литература
- Законы о состояниях (св. зак. т. IX, изд. 1899 г.) с дополнительными узаконениями, разъяснениями Правит. Сената, циркулярами Министерства Внутренних дел и алфавитным указателем. Сост. Палибин М. Н. Санкт-Петербург, 1901]
- Пайпс, Ричард . Россия при старом режиме / пер. В. Козловского. М.: Независимая газета, 1993.
См. также
Ссылки
- Анпилогова Е. С. Публичная жизнь женщин высших сословий на рубеже XVII–XVIII веков // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 6 - История .
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Сословие" в других словарях:
Сословие … Орфографический словарь-справочник
К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов
Звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех. Он из простого звания. .. Ср … Словарь синонимов
Современная энциклопедия
СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова
Сословие - СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.
В истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь
Понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. являлись центральным элементом моделей социальной… … Новейший философский словарь
СОСЛОВИЕ, я, ср. 1. Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане).… … Толковый словарь Ожегова
Книги
- Сословие приказчиков , Скида , Сословие приказчиков ввиду нового Городового положения / Соч. М. М. Скида E 79/116:Воронеж: Г. М. Веселовский, 1871:Соч. М. М. Скида Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Категория:
В феодальных обществах, которые существовали в Европе с TV по XIV в., люди разделялись на сословия – форму стратификации, предшествующую классам.
Сословие – это социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.
Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). Ранее, в X–XIII вв., главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. Такая трехчастная схема символизировала триединство божественной сущности и основанную на ней социальную гармонию.
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус (рис. 4.5).
Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков,
Рис. 4.5.
хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию – дворянству. Титулованное дворянство включало дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и иные родовые титулы. В России до XVIII в. существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения (государственного управления) на определенной территории. При Петре I были введены родовые титулы западных государств: граф и барон. В XVIII в. графский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский.
Титулованная аристократия сохранилась в современной Англии. Ее общая численность – около 800 семей, главы которых являются членами Палаты лордов. В 1950 г. это были 26 герцогов, 38 маркизов, 138 графов, 99 виконтов, 453 барона. Титулы наследуемы, но ими владеют только главы семейств. Тем не менее британская аристократия считается относительно молодой: только 2% аристократов восходят своими корнями к 1485, 6% – к 1689, более половины – к 1906 г.
Сословия могут быть открыты для кандидатов из низших страт, а могут практиковать эндогамию и исключительность, принимая определенные черты кастовой системы.
Для тех одиночек, кто смог пробраться из низов общества до его вершин, обязательным вступительным взносом служит принятие на себя сословного стиля жизни – "дворянского" во Франции и "джентльменского" в Англии. Должно пройти немало времени, в течение которого индивид обязан соблюдать все правила этикета и быть принятым в число "своих", прежде чем ему позволят некоторые вольности в поведении.
В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление па дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Сословное положение каждого российского подданного определялось его происхождением (по рождению), а также его служебным положением, образованием и родом занятий (имущественным положением). Иными словами, оно могло изменяться в зависимости от продвижения на государственной (военной или гражданской) службе, получения ордена за служебные и внеслужебные заслуги, окончания высшего учебного заведения, диплом которого давал права на переход в высшее сословие, и успешной торгово-промышленной деятельности. Для женщин повышение сословного статуса было возможно также путем брака с представителем более высокого сословия.
Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым – духовенство. Остальные сословия не являлись привилегированными. Дворянство делилось на две группы: потомственное и личное. Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Чиновники, государственный аппарат, основу которого составляло служилое дворянство, регулировали отношения между сословиями. Как социально-правовые группы сословия различались объемом прав и обязанностей по отношению к государству. Права гарантировались сословиям лишь постольку, поскольку они выполняли определенные повинности в пользу государства (выращивали хлеб, занимались промыслами, служили, платили налоги).
Богатого дворянства в России было немного, основная его масса принадлежала скорее к среднему классу. Значительная часть дворян не владела ни землей, ни крепостными. Потомки феодальной землевладельческой знати (Голицыны, Барятинские, Долгоруковы, Гагарины), царские приближенные и известные государственные деятели (Меншиковы, Орловы, Воронцовы, Адлерберги и др.) составляли аристократию и принадлежали к верхнему слою высшего класса.
В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигнутый и предписанный (прирожденный) статусы. Наличие родословной указывало на предписанный, а ее отсутствие – на достигнутый статус. Во втором поколении достигнутый (пожалованный) статус превращался в предписанный (наследованный).
Сословная система просуществовала более 5 тыс. лет. Специалисты перечисляют огромное количество ее модификаций. Она была в каждой стране, достигшей высокого уровня цивилизации. Вплоть до XVIII в. не было другой системы, способной бросить ей вызов. По мере того как новая, капиталистическая система набирала силу, старая, сословная система быстро сходила на нет. За короткий срок – всего за 150 лет – она исчезла почти везде.