Показания к применению современных репродуктивных технологий. Современные репродуктивные технологии
Еще 40 лет назад диагноз бесплодие звучал как приговор, супружеская пара могла только надеяться на чудо или усыновление ребенка. В настоящее время медицинские технологии вышли на тот уровень, когда при помощи определенных манипуляций создается возможность забеременеть и родить здорового ребенка у 30-40% бесплодных пар.
Что относят к репродуктивным технологиям?
После неэффективных попыток терапии бесплодия врачи рекомендуют попробовать вспомогательные репродуктивные технологии. Это группа методов и медицинских манипуляций, направленных на получение беременности, при этом оплодотворение происходит вне организма.
Не каждая женщина с бесплодием является на 100% таковой. Причины его разнообразны, и не всегда их можно устранить.
Стерильность может развиться по следующим причинам:
- хронические воспалительные заболевания половых органов;
- спайки в малом тазу и нарушение проходимости труб;
- гормональные нарушения, которые изменяют нормальные менструальный цикл и созревание яйцеклетки, эндометриоз;
- изменение формы матки врожденное или в результате образования миомы, рубцовой деформации;
- , несовместимость спермы мужа с шеечной слизью и выработка антиспермальных антител.
Если причина бесплодия не поддается лечению и устранению, ее можно обойти через применение вспомогательных репродуктивных технологий.
Минздравом Российской федерации определен основной перечень таких манипуляций:
- (ЭКО);
- использование донорского генетического материала – ооцитов, сперматозоидов, эмбрионов;
- (ИКСИ);
- криоконсервация яйцеклеток и эмбрионов;
- суррогатное материнство;
- спермой супруга или донора;
- хэтчинг – рассечение блестящей оболочки эмбриона;
Подходы к классификации технологий репродуктивного вспоможения отличаются. В справочнике ВОЗ искусственная инсеминация не относится к таковым, а по данным других медицинских организаций методы вспомогательных репродуктивных технологий включают преимплантационную генетическую диагностику.
Выбор конкретного метода зависит от истории болезни женщины, причин бесплодия и данных предварительного обследования.
ЭКО
При экстракорпоральном оплодотворении слияние яйцеклетки и сперматозоида происходит вне тела матери. При этом используются сложные питательные среды, которые имитируют естественные условия.
Проведение ЭКО может быть эффективным в следующих случаях:
- отсутствие маточных труб или нарушение их проходимости;
- сниженная оплодотворяющая способность спермы;
- тяжелый эндометриоз или неэффективность его хирургического лечения;
- патология менструального цикла, при которой нет созревания фолликула и выхода яйцеклетки;
- женщины с возрастным фактором, когда физиологически количество яйцеклеток снижается, не всегда менструация сопровождается овуляцией.
Прибегают к данной ВРТ в случаях необъяснимого бесплодия, когда обследование показало полное здоровье супружеской пары, а беременность не наступает. Противопоказано использование вспомогательных репродуктивных технологий при тяжелых соматических патологиях, когда беременность и роды могут привести к значительному ухудшению состояния женщины или даже смерти. Оплодотворение не проводят у онкологических больных, при острых воспалительных процессах любой локализации, врожденной деформации матки, когда прикрепление зародыша невозможно.
Схема проведения ЭКО
ЭКО проводится в определенном порядке в несколько этапов. До начала необходимо глубокое обследование и подготовка с соблюдением элементарных норм правильного питания и здорового образа жизни.
Для успешного ЭКО необходимо получение нескольких здоровых яйцеклеток. Для этого проводится препаратами на основе фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов. Обычно используется комбинация нескольких средств.
Длительности процедуры индивидуальна, и зависит от выбранного протокола:
- ультракороткий 8-10 дней;
- короткий 10-12 дней;
- длинный 3-4 недели;
- супердлинный в течение нескольких месяцев.
Стимуляция помогает получить несколько ооцитов и подготовить эндометрий к . Вмешиваться таким способом в гормональный фон можно не более 6 раз, т.к. высока вероятность истощения яичников.
Весь процесс происходит под периодическим контролем УЗИ за созреванием фолликула. Перед моментом естественного разрыва оболочки последнего производят пункцию и забор яйцеклеток. Забор производят через влагалище, полученный материал помещают в специальную питательную среду.
Супруг параллельно должен сдать сперму. Она помещается к яйцеклеткам, в скором времени происходит оплодотворение. Полученные зародыши растут в питательных растворах от 2 до 5 дней, в зависимости от конкретного случая. После этого производится их оценка, выбираются здоровые и жизнеспособные.
В полость матки переносят не более 2 эмбрионов, что предотвращает развитие многоплодной беременности. Остальные зародыши подвергают криоконсервации. Женщине назначают поддерживающую гормональную терапию.
Через 2 недели проверяют наступление беременности через анализ на ХГЧ. Не каждая процедура ЭКО приводит к прикреплению зародыша. Часто после подсадки эмбриона наблюдается биохимическая беременность, когда результат анализа соответствует беременности, но происходит гибель эмбриона, ХГЧ снижается до обычного состояния. Это связано с тем, что для успешной есть небольшой промежуток времени, когда состояние эндометрия и гормональный фон наиболее подходящие. Подсадка зародыша без учета этого фактора приводит к неудачам.
Но даже, если просчитаны все факторы, беременность может не наступить. Это приводит к повторным процедурам экстракорпорального оплодотворения, которые выполняют через определенный срок после неудачной попытки. Если беременность наступила, ее развитие происходит по обычному механизму.
ИКСИ
Методы вспомогательных репродуктивных технологий включают инъекцию сперматозоидов в ооцит с помощью специального микроскопа и микроманипуляторов. Для выполнения процедуры достаточно одного сперматозоида.
К методу прибегают в следующих случаях:
- патологии сперматозоидов – количество менее 5 миллионов в миллилитре, сниженное число подвижных клеток (), полное отсутствие их в эякуляте () или сочетание нескольких факторов;
- определение антиспермальных антител;
- отсутствие оплодотворения in vitro при предыдущих попытках ЭКО.
Сперматозоиды для манипуляции получают из эякулята или хирургическим путем. К последнему относят или аспирацию содержимого придатка яичка.
Вспомогательная репродуктивная технология методом ИКСИ
Яйцеклетку перед манипуляцией подвергают специальной обработке, чтобы она утратила лучистый венец. Для этого используют только зрелые яйцеклетки. Эякулят также обрабатывают растворами, которые помогают выявить здоровые сперматозоиды. Выбранную клетку обездвиживают, путем разрушения мембраны хвоста, и через микроиглу вводят в полость ооцита. Дальнейшее развитие зародыша происходит по стандартам ЭКО. Подсадка эмбриона выполняется на 2-5 сутки.
Криоконсервация
Для женщины, желающей забеременеть, каждая яйцеклетка имеет большую ценность. Если после стимуляции получено много здоровых ооцитов, от них не избавляются, а подвергают криоконсервации – заморозке в жидком азоте при температуре минус 196 градусов.
- планируемое проведение лучевой или химиотерапии у онкологических больных;
- на фоне эндометриоза;
- излишнее количество клеток для ЭКО;
- отложенная беременность у женщин, планирующих определенные достижения в жизни или карьере;
- поиск донора для оплодотворения.
Мужчинам предлагают прибегнуть к криоконсервации спермы если ее мало или количество подвижных сперматозоидов невелико. Заморозка спермы поможет иметь детей мужчинам после химиотерапии, операций на половых органах, травматичных видов спорта.
Криоконсервацию эмбрионов применяют в цикле ЭКО при получении большого количества хорошего материала, который можно будет использовать для подсадки в случае неудачи. Если перед имплантацией у женщины возникают экстренные состояния, которые могут препятствовать наступлению беременности, подготовленные эмбрионы также замораживают. Криоконсервированные зародыши применяют в программах суррогатного материнства.
Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий в криоконсервации следующий:
- Отбирают качественные эмбрионы, обычно на стадии 2,4 или 8 клеток.
- Удаляют из зародыша всю воду, она образует кристаллы льда, которые разрывают клетки изнутри. Поэтому эмбрион переносят в раствор, который вытягивает воду, клетки при этом сжимаются. Затем помещают в криопротектор, который замещает воду и восстанавливает форму.
- Эмбрионы распределяют по специальным пробиркам, в каждой содержится то количество генетического материала, которое планируют использовать в будущем для одной процедуры экстракорпорального оплодотворения.
- Канистры с пробирками погружают в жидкий азот.
Срок хранения криоконсервированных клеток практически не ограничен. Заморозка позволяет уменьшить частоту стимуляции яичников и пункции, но наступление беременности не гарантирует. После этой процедуры в среднем приживается 15% эмбрионов.
Донорство генетического материала
К услугам доноров прибегают в случае необходимости получения спермы, яйцеклетки или эмбриона. Донорами могут быть добровольцы из банка генетического материала, а также родственники или знакомые, подходящие по параметрам.
Для получения спермы используют здоровых мужчин, женатых и имеющих детей, не курящих и не употребляющих алкоголь. Возраст донора 20-35 лет.
Перед сдачей спермы проводится обследование, которое включает:
- общий анализ крови и группа, резус-фактор;
- флюорография;
- обследование на инфекции, передаваемые половым путем;
- генеалогический анализ и определение кариотипа;
- осмотр уролога, терапевта.
Сперма сдается по определенной схеме в течение 6 месяцев. После этого она находится на карантине. По истечению времени донор повторно обследуется на сифилис, ВИЧ, гепатиты. Отрицательные анализы позволяют передать сперму в банк данных.
Для донорства при использовании ВРТ яйцеклеток также приглашаются здоровые женщины 20-35 лет, без внешних фенотипических отклонений, имеющие собственных детей.
Обследование до взятия яйцеклетки более углубленное, чем для мужчин:
- общий и биохимический анализ крови, группа и резус-фактор;
- коагулограмма;
- цитологический мазок из влагалища, бактериальный посев;
- обследование на половые, ;
- анализ крови на гормоны ФСГ, ЛГ, ТТГ;
- УЗИ молочных желез и малого таза.
Обязательно проводится осмотр нарколога и психиатра. При необходимости перечень анализов может быть расширен. После обследования проводится стимуляция яичников для получения максимального количества яйцеклеток. В качестве донора одна женщина может выступать не более 5 раз с перерывом не менее 3 месяцев.
Большинство центров, занимающихся донорством генетического материала, проводят программы в условиях анонимности. Но в некоторых предусмотрено не анонимное участие при согласии донора и желании реципиента.
Суррогатное материнство
Вспомогательные репродуктивные технологии в лечении бесплодия не всегда эффективны. В таких случаях есть возможность получения генетически своего ребенка при помощи суррогатной матери.
К этой процедуре прибегают в следующих случаях:
- деформация матки, препятствующая имплантации;
- неудачные попытки ЭКО;
- заболевания, являющиеся противопоказанием для вынашивания ребенка;
- отсутствие матки или ее неизлечимые патологии.
В качестве суррогатной матери супружеская пара может сама подобрать кандидатку из числа знакомых или родственников. Это должна быть женщина, прошедшая через беременность и роды, в возрасте 20-35 лет, физически и психически здоровая.
Для оплодотворения используются ооциты и сперматозоид супружеской пары, желающей иметь ребенка. В России законодательно закреплено, что суррогатная мать не может быть донором половых клеток.
Процедура протекает аналогично ЭКО. Но в самом начале менструальные циклы двоих женщин синхронизируют. Биологическая мать и отец проходят обследование. Проводится стимуляция суперовуляции, забираются несколько яйцеклеток. После их оплодотворения наиболее подходящие подсаживаются суррогатной матери. Также после подсадки необходима гормональная поддержка и наблюдение.
Несмотря на то, что подсадка выполняется абсолютно здоровой женщине, иногда беременность не развивается, завершается или гибелью эмбриона. От этих рисков нельзя застраховаться даже при суррогатном материнстве.
Другие методы
Некоторые виды вспомогательных репродуктивных технологий не включают в общий список, их считают вспомогательными или частью основных.
Искусственная инсеминация
Инсеминацию выполняют с использованием сперматозоидов мужа или донора. К этому методу прибегают при нормальных маточных трубах и матке, но неудачных попытках забеременеть естественным путем.
Это могут быть причины со стороны супруга:
- нарушения эрекции и эякуляции;
- низкий процент жизнеспособных сперматозоидов;
- наличие антиспермальных антител;
- вязкий шеечный секрет, препятствующий проникновению спермы в матку.
Также могут использовать криоконсервированные клетки, которые были получены заранее, например, до прохождения супругом курса лучевой или химиотерапии.
Предварительно проводится глубокое обследование супругов. У женщины в течение нескольких месяцев ведут наблюдение за менструальным циклом, чтобы точно установить время овуляции. Иногда прибегают к гормональной стимуляции. Сперма также подвергается специальной подготовке. Ее разжижают, удаляют посторонние белки и клетки. Для манипуляции отбирают наиболее подвижные и качественные сперматозоиды.
Инсеминация выполняется непосредственно перед или сразу после нее. Она безболезненна, не требует специальных медицинских процедур и не отражается на образе жизни. В полость матки максимально близко ко входу в фаллопиевы трубы по тонкому катетеру вводят порцию спермы. Беременность наступает в естественном порядке.
Хэтчинг
К вспомогательным репродуктивным технологиям относят хэтчинг. Это методика нарушения целостности блестящей оболочки оплодотворенной яйцеклетки. Процедура проводится в протоколе ЭКО для увеличения шансов на имплантацию эмбриона. В естественных условиях растущий эмбрион разрывает оболочку, он успешно погружается в эндометрий и приживается там.
Плотность блестящей оболочки увеличивается под действием неблагоприятных факторов:
- женщины старшего возраста, после 38 лет под влиянием гормональных изменений;
- недостаток в среде культивирования зародыша некоторых веществ;
- криоконсервация эмбрионов.
Также к хэтчингу прибегают в случае аномально толстой или двуслойной оболочки эмбриона, при неудачных предыдущих подсадках, повышенном уровне ФСГ в крови, плохих морфологических показателях зародыша.
В основе метода химическое, физическое или лазерное воздействие. При химическом хэтчинге применяют специальные растворы кислот или ферментов, которые истончают оболочку зародыша. Физическое разрушение выполняют микроинструментами путем надсечения оболочки или пьезо-методикой, когда с помощью вибрации инструмента в оболочке выполняют несколько отверстий. Использование лазера является наиболее прогрессивным способом.
Дополнительным методом репродуктивных технологий является преимплантационная генетическая диагностика. Для ее проведения производят биопсию бластомера в стадии дробления. При этом сам зародыш не страдает и продолжает свое развитие.
Исследование позволяет выявить у эмбриона генетические аномалии и хромосомные перестройки. Оно показано при носительстве моногенных заболеваний: муковисцидоза, гемофилии А, серповидноклеточной анемии.
- привычного ;
- при неудачных попытках ЭКО;
- возраст матери старше 35 лет.
Генетическое исследование позволяет определить наличие хромосомных патологий: синдромов Дауна, Патау, Эдвардса, Шерешевского-Тернера.
Для проведения преимплантационной диагностики отводится всего двое суток. Биопсия выполняется на 3 сутки, а подсадка эмбриона на 5. Только в случае криоконсервации временной промежуток не ограничен жесткими рамками.
Этические и медицинские проблемы
Широкое распространение вспомогательных репродуктивных технологий приводит к тому, что возникают этические и правовые проблемы. После успешного первого ЭКО и опыта в клонировании животных возникли вопросы о возможности клонирования людей. Международные нормы права запрещают эксперименты над человеческим геномом и попытки проведения клонирования.
Сама процедура ЭКО попала под негативную оценку феминисток, юристов и психологов. Считается, что это создает предпосылки для генетического отбора, выбора пола ребенка и определенных фенотипических характеристик, а также появление родильниц и матерей преклонного возраста.
Получение в результате оплодотворения нескольких зародышей, и подсадка более качественных в полость матки также связывают с этическими проблемами: в какой срок считать эмбрион индивидуумом, который попадает под защиту норм международного права. В некоторых странах (Германия, Австрия) с момента оплодотворения яйцеклетка считается отдельным живым организмом, а значит, находится под защитой законов страны. В остальном мире сроком, когда эмбрион признается индивидуумом, принято считать 14 день развития.
Изначально в процедуре ЭКО проводилась подсадка большого числа оплодотворенных яйцеклеток. Это приводило к необходимости редукции части из них в более позднем сроке, чтобы исключить многоплодную беременность. Некоторые правозащитники говорили об этой манипуляции как о факте убийства человеческого организма, что также противоречило некоторым нормативным актам.
Отдельным вопросом стоят этические проблемы суррогатного материнства. Есть случаи, когда мать, выносившая генетически чужого ребенка, отказывалась отдавать его биологическим родителям или настаивала на участии в воспитании младенца. Поэтому во многих странах суррогатное материнство запрещено. К таким государствам относятся Германия, Франция, Австрия, Норвегия, некоторые штаты США. На некоммерческой основе разрешено прибегнуть к помощи суррогатной матери в Великобритании, Дании, Канаде, Нидерландах.
Противники суррогатного материнства говорят о тяжелых психологических проблемах женщины после родов, которой предстоит отдать ребенка. Также существует вероятность того, что в старшем возрасте ребенок может узнать, что был рожден другой женщиной, что станет для него психотравмирующей ситуацией.
Вспомогательные репродуктивные технологии являются относительно молодым направлением в медицине, которое динамично развивается и становится все более доступным. Несмотря на множество противоречивых фактов, этот метод дает женщинам со страшным диагнозом « » шанс на рождение здоровых детей и обретение счастья материнства.
С.Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики РГМУ
I. Введение.
II. Основная часть.
а) История вопроса.
2. Методы искусственного оплодотворения.
а) Искусственная инсеминация.
б) Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).
3. Морально-этическая оценка НРТ (на примере позиций христианства и ислама).
4. Эксперименты на эмбрионах.
5. Осложнения.
6. Суррогатное материнство.
а) Проблемы суррогатного материнства за рубежом.
б) Религиозный взгляд на проблему суррогатного материнства.
7. Этико-правовой аспект (НРТ). Приказ №301.
III . Заключение.
I . Введение.
XXI век справедливо называют веком биотехнологий. Однако уже в XX в. достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества.
Современное биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в репродуктивных технологиях и генной инженерии. Неуправляемое использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего на состоянии традиционной семьи.
В силу этого, по некоторым прогнозам это безусловно будет влиять и на демографические процессы в России. С полным основанием можно сказать, что новые технологии искусственного размножения, освобожденные в своем применении от каких-либо этико-правовых ограничений, могут стать реальным фактором разрушения традиционных общественных устоев.
В нашей лекции мы рассмотрим историю, формы и методы искусственного оплодотворения, коснемся морально-этических проблем судьбы «лишних» эмбрионов, проанализируем этико-правовые вопросы репродуктивных технологий. Наша цель – проанализировать (показать), в каком смысле репродуктивные технологии могут нести надежду, а в каком содержать угрозу для современной культуры.
II . Основная часть.
1. Общая характеристика новых репродуктивных технологий (НРТ).
а) История вопроса.
Еще в начале XX века зарождение человеческой жизни, считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии».
Человек с древних времен пытался найти решение проблемы бесплодия.
Первые опыты по искусственному осеменению женщин, страдающих бесплодием, были предприняты в Англии в конце XVII века. Однако, лишь к концу ХХ столетия, в целом медицинская наука осваивает репродуктивную физиологию человека.
Первый в мире человек, зачатый искусственно, появился в Англии, в 1978 году. Это была девочка - Луиза Браун. Через несколько лет у нее родилась сестра Натали. В России первый ребенок «из пробирки» (девочка Лена) появился в 1986 году в Москве. Сегодня Лена живет на Украине. Чуть позже в Ленинграде в том же 1986 году, родился мальчик Кирилл.
Данным событиям предшествовали серьезные исследования, которые начинают целенаправленно производится в России с 1965 года. В это время создается группа раннего эмбриогенеза, которая в 1973 году переросла в лабораторию экспериментальной эмбриологии (руководитель – проф. Б. Леонов). По данным на 1994 год в этой лаборатории родилось более 1,5 тыс. детей.
В 1990 году на нашей планете насчитывалось свыше 20 тыс. детей, зачатых «в пробирке». Отметим динамику: еще в 1982 году их было всего 74. Оценки эффективности этого метода у разных специалистов в разных странах не совпадают. Наши специалисты склоняются к цифре 10-18 %.
Что же такое новые репродуктивные технологии?
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия
им. Н.Н. Бурденко Росздрава»
Кафедра философии
Реферат по курсу «Биоэтика»
«Биоэтика и новые репродуктивные технологии»
Выполнил: студент I курса
Института сестринского образования
ЗВСО 106 группы
Пешкова Ирина Алексеевна
Научный руководитель: Маркова С.В.
Что такое биоэтика?
Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации. В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».
Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.
Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.
Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах).
В-третьих, - это бурно развивающийся социальный институт. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.
К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:
- защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);
- справедливости в здравоохранении;
- взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);
- аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);
- проведения экспериментов на человеке и животных;
- выработки критериев диагностики смерти;
- трансплантологии;
- современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);
- манипуляций со стволовыми клетками;
- клонирования (терапевтического и репродуктивного);
- оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);
- самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).
Рассмотрим проблему новых репродуктивных технологий.
Развитие (с середины 1970-х гг.) технологий искусственной репродукции человека стало еще одним источником моральных дилемм. Такие технологии нередко включают манипуляции с человеческими эмбрионами, которые при этом обрекаются на гибель. В результате актуальной и далёкой от общепринятого решения становится и проблема установления критериев для точного определения начала человеческой жизни как момента, с наступлением которого развивающийся организм рассматривается как медиками, так и будущими родителями в качестве морального субъекта.
Неоднозначно к этой проблеме относится Православная Церковь.
Интенсивное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, вызывает серьезную озабоченность широкой общественности, в том числе и представителей религии. Русская Православная Церковь разработала социальную концепцию, в которой дается нравственная оценка проблем, порождаемых развитием современной науки и медицины. Биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в репродуктивных технологиях. Бесконтрольное использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего, на состоянии традиционной семьи. Попытки людей поставить себя на место Бога, могут принести человечеству новые тяготы и страдания.
Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. Однако расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Православная церковь с традиционно высоким уважением относится к врачебной профессии. В основе такого отношения лежит идея синергии, сотворчества Бога и человека в преображении мира. Вместе с тем церковь отвергает всякую претензию человека заменить собою Творца. Следует также отметить, что возможности медицины никогда не станут безграничными. С полным основанием можно сказать, что новые технологии искусственного размножения, освобожденные в своем применении от каких-либо этико-правовых ограничений, могут стать реальным фактором разрушения традиционных общественных устоев. Еще в начале XX в. зарождение человеческой жизни считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии». Упрощенный подход к искусственному оплодотворению влечет за собой упрощенный подход к человеческому эмбриону, а также возможность выбора подходящего времени для того, чтобы иметь ребенка. Этот метод также дает шанс заниматься евгеникой. Наконец, сегодня, в нашем промышленном мире, искусственное оплодотворение - это мероприятие, представляющее для практикующих врачей экономический интерес. Жизнь человека имеет тенденцию обесцениваться, когда на другой чаше весов находится материальное благосостояние.
Искусственная инсеминация.
При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии. В целом, этот метод не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения сохранился. Православная Церковь относит метод искусственного оплодотворения половыми клетками мужа, к допустимым средствам медицинской помощи, поскольку он не нарушает целостности брачного союза, и не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Этичность донорского искусственного осеменения незамужней женщины, без согласия и содействия мужа, подвергается сомнению во всех религиях и трактуется как форма супружеской измены и неверности. Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей.
Экстракорпоральное оплодотворение.
Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона. Существенным моментом ЭКО является тот факт, что после успешного проведения процедуры 85–90 % жизнеспособных эмбрионов остаются «неиспользованными». Такие эмбрионы либо уничтожаются, либо используются в экспериментах или биопроизводстве. Именно это дает основание представителям религиозных конфессий утверждать, что применение ЭКО отражает непонимание родителями того, что от 7–9 их маленьких детей при этом погибнут. В основах социальной концепции Православная церковь обращает внимание на то, что «нравственно недопустимыми являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.Таким образом, ЭКО с самого начала несет в себе абортивную идеологию. В результате «цена» жизни будущего ребенка - это цепь смертей, физических и психологических осложнений у биологических и генетических родителей.
Суррогатное материнство.
Суть метода заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая не может по состоянию здоровья иметь детей. Метод позволяет брать яйцеклетку женщины, у которой есть яичники, но нет матки, и пересаживать ее другой женщине - реципиенту, т. е. дает надежду на материнство женщине, физически на него неспособной. Суррогатное материнство противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания». Православная церковь признает суррогатное материнство противоестественным и аморальным, ибо оно противоречит единству брака и достоинству человеческого деторождения. Кроме того, здесь затрагивается не только супружеское единство, но также и единство родительское, тесная связь между родителями и детьми. Одно из негативных последствий - страдание ребенка, у которого впоследствии может произойти кризис самосознания и чрезвычайно сильная психологическая травма.
Общим знаменателем всех рассмотренных выше вопросов является забота и внимание Церкви к человеческой жизни как дару Божьему. Именно поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание.
Но этот вопрос можно рассматривать и с этико–правовой стороны, решая задачи демографической ситуации в нашей стране.
Она обусловлена значительным ухудшением воспроизводства населения нашей страны как в следствие снижения рождаемости, с одной стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне остро: по данным официальной статистики, почти 13% семейных пар не имеют детей и только достижения современной науки смогут помочь этим людям продолжить себя в потомстве.
Успехи биомедицинских технологий в области репродукции огромны, и все они служат гуманным целям: лечению бесплодия как мужского, так и женского; рождению ребенка, когда все остальные возможности как природные, так и терапевтические, исчерпаны. Сложившаяся практика репродуктивных технологий развивается по трем основным направлениям, как говорилось выше: искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора, методы ЭКО-ТЭ (экстракорпоральные «in vitro») и вынашивание эмбриона «суррогатной матерью».
Искусственная инсеминация. Это единственный шанс получить ребенка от мужа, когда результаты его спермограммы не соответствуют норме. В случаях полного отсутствия зрелых половых клеток у мужа как «терапию отчаяния» используют сперму донора, безусловно при добровольном и осознанном, даже выстраданном, согласии супругов. Этот способ, несмотря на отрицание религиозной моралью, имеет право на жизнь как способ сохранения семьи в случае ее бездетности «по вине» мужа, а это более 1/3 бездетных семей.
Метод ЭКО-ТЭ – экстракорпорального оплодотворения и трансплантации эмбриона доступен за рубежом с 1978 г., в нашей стране – с 1986 г. Метод позволяет брать яйцеклетку женщины, у которой есть яичники, но нет матки, и пересаживать ее другой женщине – реципиенту, т.е. дает надежду на материнство женщине, физически на него неспособной («суррогатное материнство»). Кроме того, благодаря методу ЭКО-ТЭ повышаются возможности предимплантационной диагностики, т.к. при выявлении генетического заболевания оплодотворенные яйцеклетки не переносятся в матку, что открывает возможность деторождения лицам, относящимся к группе риска развития генетических болезней у их потомства. Совершенствование техники замораживания (криоконсервация) генетического материала указало и новые горизонты – теперь женщина может надеяться на вторую и даже третью беременность без повторной операции забора яйцеклеток, если «лишние» ее половые клетки были сохранены на подобный случай, а использовать их можно в течение десятка лет. В то же время вмешательство в процесс деторождения, возможность выбраковки неполноценных в генетическом отношении оплодотворенных яйцеклеток, опасность манипулирования половыми клетками очертили круг правовых и моральных вопросов, связанных с новыми репродуктивными технологиями.
В настоящее время в международном праве нет никаких запрещающих норм ни в отношении искусственного оплодотворения, ни в отношении помещения яйцеклетки, оплодотворенной спермой мужа или донора, в матку «вынашивающей матери». В отечественном законодательстве этот вопрос нашел отражение в ст. 35 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»: «Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которое осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличия письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, представляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную уголовным законодательством РФ».
Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) положительно отнеслась к новым репродуктивным технологиям, т.к. они служат благородной цели - лечению бесплодия и предоставлению права супругам, лишенным возможности производить потомство, завести детей.
Особое место в вопросах новых репродуктивных технологий занимает «суррогатное материнство» - наиболее слабо разработана тема, как в юридическом, так и в этическом планах. Под «суррогатным материнством» понимается такая ситуация, когда добровольно, но, как правило, за вознаграждение, женщина-реципиент вынашивает ребенка либо в результате трансплантации ей эмбриона, полученного в пробирке, либо после искусственной инсеминации ее собственной яйцеклеткой. В условиях, когда брак безнадежно бесплоден из-за несовместимости или отсутствия матки, этот способ деторождения, по мнению многих исследователей, имеет право на существование, хотя этичность суррогатного материнства подвергается сомнению. Необходимость контроля, правового и этического регулирования каждого этапа продиктована опасностью коммерциализации деторождения. В отечественном законодательстве такая правовая регламентация вопроса о «суррогатном материнстве» отсутствует.
Отношение большинства российских медиков к этим технологиям – доброжелательное. А как еще может относиться специалист к методу, дающему возможность бездетной паре при отсутствии у женщины матки или при серьезной ее патологии, непроходимости маточных труб или их отсутствии испытать счастье материнства, получить генетически «своего» ребенка?
Как мы видим, неоднозначное мнение по вопросам новых репродуктивных технологий складывается в обществе. Каждый вправе выбирать.
Литература
1. Катковская М.Я. Новые репродуктивные технологии и аксиологические ориентиры Православия.// Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007.
2. Бартко А.Н., Михайлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Часть1. М. 1995.
3. Силуянова И. В. Этика врачевания / И. В. Силуянова. М. 2000.
4. Православие и проблемы биоэтики. М. 2001.
5. Требования биоэтики. Киев. 1999.
Новые репродуктивные технологии (НРТ) не всегда приемлемы в этическом плане. Однако для многих пар зачатие при помощи медицинского вмешательства является единственной возможностью стать родителями.
Что относят к репродуктивным технологиям
К НРТ относят способы альтернативного зачатия и вынашивания ребенка. Необходимость использования технологий появляется в тех случаях, когда пара откладывает деторождение по различным причинам, женщина не способна самостоятельно забеременеть или выносить потомство и т. д.
ЭКО
ЭКО (или экстракорпоральное оплодотворение) чаще всего используется при бесплодии или при отсутствии у женщины партнера. Метод заключается в оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом в искусственных условиях. Через 2-5 суток эмбрион для дальнейшего развития переносят в полость матки. ЭКО противопоказано женщине при:
- злокачественных опухолях;
- доброкачественных новообразованиях матки, требующих хирургического вмешательства;
- некоторых психических заболеваниях;
- опухолях яичников;
- врожденных деформациях матки;
- воспалительных процессах в острой форме.
XXI век справедливо называют веком биотехнологий. Однако уже в XX в. достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества. Современное биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в репродуктивных технологиях и генной инженерии. Неуправляемое использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют, и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего, на состоянии традиционной семьи.
В силу этого, по некоторым прогнозам это, безусловно, будет влиять и на демографические процессы. С полным основанием можно сказать, что новые технологии искусственного размножения, освобожденные в своем применении от каких-либо этико-правовых ограничений, могут стать реальным фактором разрушения традиционных общественных устоев.
Еще в начале XX века зарождение человеческой жизни считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии». Оценки эффективности этого метода у разных специалистов в разных странах не совпадают. Понятие «новые репродуктивные технологии» (НРТ) включает разные виды искусственного оплодотворения.
Первым методом в ряду НРТ стала искусственная инсеминация . При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется, как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии. Механизм метода при интракорпоральном оплодотворении следующий: сперматозоиды вводятся в полость матки. Через маточную трубу они проникают в брюшную полость и оплодотворяют одну наиболее созревшую яйцеклетку. Затем она имплантируется (приживляется) и продолжает свое развитие. Заметим, что проблема «лишних» эмбрионов и их преднамеренного уничтожения при использовании данного метода не возникает. В среднем беременность возникает в 25 из 100 случаев, однако, согласно некоторым авторам, этот процесс не самом деле ниже и не превышает 15–16 %. Процент успеха метода искусственного осеменения в переводе на число детей, рожденных в результате курса терапии, колеблется в пределах от 10 до 20 %.
Следующий вид искусственного оплодотворения – экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбриона в полость матки (ПЭ). Процедура доказала свою эффективность при бесплодии – как женском, так и мужском. Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона.
По отношению к человеческому эмбриону действенны все нравственные обязательства, которые приложимы к человеку после его рождения. В связи с этим встает проблема, связанная с определением правового статуса эмбрионов, их правовой защиты.
Но еще более серьезную озабоченность этического порядка вызывают произвольные манипуляции в области суррогатного материнства. По статистическим данным, таких детей в мире порядка полутора тысяч, а в нашей стране немногим более десяти. Суть рассматриваемого метода заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая по состоянию здоровья не может иметь детей.
Нравственное отношение к человеческой жизни необходимо, чтобы защитить человеческую жизнь от попыток произвольного манипулирования ею. Человеческая жизнь с самого момента своего зачатия зависит от помощи и поддержки окружающих. Жизнь зарождается, развивается и осуществляется именно в сообществе сострадающих и соучаствующих людей. Доверие, которое существует между людьми, обеспечивает благополучие в обществе. Очень важным представляется дальнейшее исследование поставленной проблемы и создание соответствующей системы нормативного регулирования в государстве. При этом следует учитывать, что затронутая сфера – область не только морально-этического, правового, но и национально-государственного интереса.