Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми со стертой дизартрией. Конспект индивидуального логопедического занятия план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему Конспекты индивидуальных логопедических занятий
Конспект индивидуального логопедического занятия. «Звук и буква А». Занятие рассчитано на старшую группу ДОУ.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»
Тема: Звук и буква А
Цель: познакомить со звуком и буквой А.
- коррекционно-образовательные – знакомство со звуком и буквой А, дифференциация звука и буквы;
- коррекционно-развивающие – развитие четкости произнесения звука [а]; выделение звука [а] в ударной позиции в начале и в конце слова; развитие силы голоса и речевого дыхания; развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти; развитие мелкой моторики;
- коррекционно-воспитательная – активизация участия родителей в коррекционном процессе; воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности.
Оборудование:
- символ звука [А]; предметные картинки: автозаправщик, арбуз, суп, аист, шуба, ландыш, апельсин, малыш; карточка для определения места звуков в слове; фонетический символ звука [А]; буква А; карточки с заданиями.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Игровые упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
Послушай один раз и выполни движения:
- Прикрой ладонями глаза.
- Прикрой ладонями уши.
- Подними правое плечо.
- Подними левую руку.
- Левой ладонью прикрой правый глаз.
- Правой ладонью прикрой левое ухо.
2. Комплекс артикуляционной гимнастики:
- «Лягушка» − «Хоботок»,
- «Заборчик» − «Бублик»,
- «Блинчик»,
- «Маляр»,
- «Лошадка»,
- «Вкусное варенье».
3. Знакомство со звуком [А].
«Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:
август, аист, адрес.
Артикуляционная характеристика:
Губы в спокойном состоянии;
Рот широко открыт;
Язык спокойно лежит во рту.
Акустическая характеристика:
Звук [А] – гласный, обозначается красным цветом. Демонстрируется символ звука.
Правило: гласные звуки поются и не встречают преграды во рту.
4. Фонетическое упражнение:
Покажи, как девочка укачивает куклу: ааааааааааа… (на плавном, длительном выдохе);
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А… (отрывисто);
Самостоятельно произнеси столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.
5. Игра «Четвертый лишний».
Выбери лишнюю картинку.
Лишняя картинка та, которая не начинается со звука [А]:
Автозаправщик, арбуз, суп, аист.
Лишняя картинка та, которая начинается со звука [А]:
Шуба, ландыш, апельсин, малыш.
6. Пальчиковый игротренинг.
Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук
Много нас, а он один. в кулачок.
Эта долька – для ежа, Левой рукой поочередно загибать
Эта долька – для стрижа, пальчики правой руки.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
Ну а волку – кожура.
7. Игра «Найди место звуку».
Определи место звука в слове (начало, середина, конец), используя красный кружок и карточку.
Август, Аист, рукА, лисА, пилА.
8. Анализ звукокомплексов.
Крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.
Анализ звукокомплекса АУ:
Анализ звукокомплекса УА:
Какой первый звук ты слышишь?
Какой второй звук ты слышишь?
Выкладывание схемы с помощью символов звуков.
9. Знакомство с буквой.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква А? (на ракету, на крышу дома…)
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные – сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Правило: звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.
10. Итог.
С каким звуком сегодня знакомились?
С какой буквой?
Чем отличается звук от буквы?
Вспомни слова, начинающиеся со звука [А].
Попова Светлана Михайловна,
учитель-логопед
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия
Тема «В гостях у клоуна Лоло. Автоматизация звука [Л]»
Цель : закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах и словах
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
формирование правильного произношения звука [Л];
уточнение акустического и артикуляционного образа звука [Л];
автоматизация звука в изолированном виде, в прямых слогах, словах со звуком в начале слова.
2. Коррекционно-развивающие:
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие плавного длительного выдоха;
развитие фонематического слуха;
3. Коррекционно-воспитательные:
воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: картинка с изображением клоуна, буратино, незнайки; шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки с изображением самолета, мыльные пузыри, картинки мячей, часы с клоуном и картинками со звуком [Л], зеркало.
Ход занятия:
Этапы занятия
1. Организационный момент
“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:
Любит всех смешить чудак
Попадает он впросак,
Много разных шуток знает
В цирке часто выступает”.
Как ты думаешь, кто это?
Покажи среди героев.
Ребенок показывает клоуна.
2. Сообщение темы
“- Правильно, это клоун. Его зовут Лоло. Он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.
3. Развитие длительного и плавного выдоха
“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит?
Мыльные пузыри.
Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?
Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”. Молодец!
4. Артикуляционная гимнастика
“- Давай представим, что мы в цирке. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё в нашем цирке есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть качели, на которых выступают акробаты – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”. Молодец!
Ребенок вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения, используя картинки.
5. Произнесение изолированного звука
“- Ты, наверное, знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие?
На автобусе, на поезде, на корабле, на самолете.
Наш клоун гастролирует на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт, когда он взлетает”. Губы растянуты в улыбку, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.
Ребенок совместно с логопедом произносит звук [Л].
6. Анализ артикуляции
“- Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? Ребенок:
В улыбке.
А где находится язычок?
Язычок между передними зубами.
Звук [Л] он какой гласный или согласный?
Согласный.
Давай еще раз изобразим как гудит самолет.
Когда самолет взлетает, мы слышим сильный звук, и чем дальше он улетает, тем звук становится тише. Давай изобрази это.
И наоборот. Когда самолет где-то далеко летит, мы слышим тихий звук, приближаясь звук становится сильнее.
Ребенок совместно с логопедом произносит тихо-громко звук [Л].
8. Развитие фонематического слуха
“- Давай поиграем. Сейчас я буду произносить различные звуки, ты возьмешь свистульку и посвистишь, когда услышишь звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].
Молодец!
Ребенок показывает клоуна, когда услышит звук [Л], слог со звуком [Л], слово со звуком [Л].
9. Автоматизация звука в слогах
Клоун любит жонглировать. Посмотри, сколько у него разноцветных мячей.
Произнеси слог ЛА столько раз, сколько у клоуна красных мячей. Произнеси слог ЛЫ столько раз, сколько у клоуна синих мяча. Произнеси слог ЛО столько раз, сколько у клоуна зеленых мяча. Произнеси слог ЛУ столько раз, сколько у клоуна желтых мячей.
Ребенок произносит слоги.
10. Физкультминутка Логопед:
Жил-был клоун Лоло
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел (наклоны головы вправо-влево)
И танцевал вприсядку. (приседания)
Плечами уши доставал (поочередно пожимать плечами)
И сильно нагибался, (наклон туловища вперед)
Он руки к небу поднимал, (ноги на носочках, руки тянуть вверх)
И солнцу улыбался. (улыбнуться)
Ребенок повторяет за логопедом упражнения.
11. Автоматизация звука в слогах .
12. Автоматизация звука в начале слова
Клоун любит жонглировать. Он предлагает нам поиграть в игру. Я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной и кидай мячики в шляпу клоуна.
Логопед произносит слоги, ребенок повторяет слоги и кидает су-джок шарики в шляпу клоуна.
Ла-ла-ло ло-ло-ла лы-лы-лу лу-лу-ло ла-лы-ла
“- Просмотри на эти часы. Клоун предлагает нам поиграть. Он будет показывать картинку, а ты называй ее”.
Ребенок называет картинки.
- «А теперь вспомни и назови картинки, которые тебе показывал клоун.»
Ребенок называет картинки с опорой на контурное изображение предметов.
13. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки
“- Мы с тобой так заигрались и не заметили, что у клоуна оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.
Ребенок с помощью шнурка привязывает пуговицу клоуну.
14. Итог занятия
Клоуну очень понравилось с тобой играть. Ты сегодня старался.
Тебе понравилось занятие?
Ребенок: - Да.
Логопед: - Как звали клоуна?
Ребенок: - Лоло.
Логопед: - Какой звук мы учились произносить?
Ребенок: - Звук [Л]
Логопед: - Клоун тебе на память о занятии дарит воздушный шарик.
Конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме "Поможем Хрюше" (автоматизация звука [ш)]
Цель: автоматизация звука “ш” в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
Совершенствовать произношение звука “ш” в слогах, словах, фразах.
Развивать фонематический слух.
Упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании притяжательных прилагательных, в спряжении глаголов настоящего времени.
Развивать мелкую моторику, память, словесно-логическое мышление.
Оборудование: игрушка – Хрюша, воздушный шарик, чудесный мешочек, волшебная верёвочка с 8 узелками, ватка, массажёр “Су-Джок”, кубик с цифрами, предметные картинки: шуба, машина, мешок, шахматы, шапка; Антошка, неваляшка, мышка, шишка, лягушка, рубашка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Раздаётся стук в дверь. В гости приходит Хрюша с чудесным мешочком.
– Давай посмотрим, что лежит у Хрюши в мешочке. Да ведь это волшебная верёвочка с узелками. Надо помочь Хрюше развязать на ней узелки, а чтобы их развязать надо выполнить задания. А помогать нам в этом будет звук “ш”. Ты готова помочь Хрюше?
II. 1. Тогда отгадай загадку:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Шарик)
– Правильно, это шарик!
– Какой 1-ый звук в слове “шарик”?
Припоминание артикуляции звука “ш”.
– Сообщение темы.
– Ты выполнила первое задание, молодец! Развязывай первый узелок и одновременно произноси звук “ш”.
2.
– Следующее задание называется “Надуй шарик” (пальчиковая гимнастика). Педагог читает стих, а ребёнок выполняет движения. Гимнастика проводится 2–3 раза.
– Это ещё не всё. Сейчас выполним артикуляционную гимнастику перед зеркалом:
Попеременное выполнение упражнений: “Заборчик” – “Бублик”, которые выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
“Накажем непослушный язычок” – Язык распластан на нижней губе, шлёпать его губами: “Пя-пя-пя”.
“Лопаточка” – Под счёт до 5–10 и т.д. удерживать широкий спокойный язык на нижней губе.
“Чашечка” – широкий язык поднять к верхней губе, но не касаться ее, удерживать под счёт.
“Фокус” – Из положения “Чашечка” дуть на ватку, находящуюся на кончике носа.
– И с этим заданием ты справилась, молодец! Развязывай второй узелок.
3. Чтобы следующий узелок развязался нужно произнести заклинания:
ша-шо-шу-ши
шо-шу-ши-ша
шу-ши-ша-шо
ши-ша-шо-шу
– Молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.
4. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки.
– Перед тобой лежат картинки, назови их без запинки.
– Шишка, подушка, картошка, рубашка, мишка, мышка, лягушка, Антошка, неваляшка, шишка.
– Молодец! А теперь давай поиграем в игру “Подбери рифму”
(с картинками)
:
шишка-…(мышка)
подушка-…(лягушка)
картошка-…(Антошка)
рубашка-…(неваляшка)
мишка-…(шишка)
– Ты, умница! Развязывай узелок.
5. Логопед предъявляет ребёнку кубик с цифрами и предлагает поиграть в игру “Весёлый счёт”.
– Хрюша разрешает развязать тебе ещё один узелок.
6. Следующая игра называется “Продолжи” (спряжение глагола в настоящем времени): я шью штанишки плюшевому мишке, ты…, он…, она…, мы…, вы…, они… .
– Молодец! Развязывай узелок и произноси звук “ш”.
7.
– Чтобы развязать ещё один узелок нужно выполнить упражнение, которое называется “Предложение договори и его ты измени” (с картинками):
У Маши… (шуба). – Это чья шуба? – Это Машина шуба.
У Миши… (машина). – …
У Паши… (мешок). – …
У Даши… (шахматы). – …
У Наташи …(шарик). – …
– Задание выполнила верно. Ты молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.
8. – И последнее задание “Гимнастика для ума”. Отвечай на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”:
– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
– Часть колеса. (Шина)
– Колючки у розы. (Шипы)
– Развязывай последний узелок на волшебной верёвочке.
III. – Сегодня на занятии ты не только помогла Хрюше развязать все узелки на верёвочке, но и поупражнялась в произношении звука “ш”. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получится ещё лучше. Молодец! Хрюша дарит тебе воздушный шарик.
Елена Ладыгина
Конспект логопедического индивидуального занятия. «Звуки [с]-[ш]»
Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками.
Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать усидчивость.
Оборудование:
индивидуальное зеркало, мяч, ваза с сушками, фишки зелёного, синего и красного цветов.
Лингвистический материал:
звуки [с] и [ш], обратные слоги: АС, ОС, УС, ЫС, ИС, ЕС, ЁС, ЮС, ЯС; АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЕШ, ЁШ, ЮШ, ЯШ.
План проведения занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика.
2) Пальчиковая гимнастика «Слон».
3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.
3. Динамическая пауза «Лягушки».
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
1) Игра «Поймай звук».
2) Игра «Звуки-слоги».
5. Итог занятия.
6. Самоанализ проведённого занятия.
7. Использованная литература.
Ход проведения занятия:
1. Организационный момент.
В кабинете учителя-логопеда стоит ваза с сушками. Ребёнок входит в кабинет.
Учитель-логопед:
Илья, скажи, что лежит в вазе. (сушки)
Подумай и ответь: почему на занятии присутствуют сушки? (в слове «сушки» встречаются звуки [с] и [ш]).
За каждое правильно выполненное задание ты получишь сушку. В конце занятия мы посчитаем, сколько сушек ты набрал.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
1) Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики).
Учитель-логопед:
Чтобы речь была красивой и чёткой, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.
а) Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Бублик», «Трубочка», «Чашечка», «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка-Хоботок».
б) Изолированное произнесение звуков [с], [ш] перед зеркалом.
Молодец, Илья. Ты получаешь одну сушку.
2) Пальчиковая гимнастика «Слон» (развитие мелкой моторики). Учитель-логопед:
Выполним пальчиковую гимнастику.
Слон
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей. (Б. Заходер)
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Молодец, Илья. Ты очень старательно выполнял гимнастику, поэтому получаешь ещё одну сушку.
3) Характеристика звуков [ш] и [с] по артикуляционным и акустическим признакам.
Учитель-логопед:
Произнеси звук [ш].
Что делали губы, когда ты произносил звук [ш]? (губы выдвигались вперед)
Они были похожи на бублик или на трубочку? (они были круглые, как бублик)
Что делал язык, когда ты произносил звук [ш]? (язык поднимался к нёбу, за верхние зубы)
Поднеси руку ко рту и произнеси звук [ш].
Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]. Гласный или согласный звук [ш]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)
Произнеси звук [с].
Что делали губы, когда ты произносил звук [с]? (губы растягивались в стороны)
Они были похожи на лягушку или на трубочку? (они были растянуты, как у лягушки)
Что делал язык, когда ты произносил звук [с]? (широкий язык кончиком упирался в нижние зубы)
Поднеси руку ко рту и произнеси звук [с].
Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)
Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)
Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук? (синей)
Молодец, Илья. Правильно выполнил задание. Получаешь ещё одну сушку.
3. Динамическая пауза "Лягушки" (развитие общей моторики). Учитель-логопед:
А сейчас динамическая пауза.
Лягушки
У болота вдоль опушки Руки вытянуть вперёд, поднять вверх,
Мимо вспаханных полей Развести в стороны.
Шли весёлые лягушки Ходьба на месте,
В гости к бабушке своей. Губы растянуты в улыбку.
(И. Демьянова)
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы: 1) Игра «Поймай звук».
Учитель-логопед:
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш].
Ш-С-Ж-Ш-З-Ш
АШ, УС, АС, ЕШ, ОЗ, ОШ, ЕЗ, ЮЖ, ЮШ, ЯШ, ЯЩ.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с].
С-З-С-Ж-С-Ш-С
АС, АШ, ОС, ОЖ, УС, УШ, ЯС, ЯЩ, ЮЖ, ЮС.
Молодец, Илья. Справился с заданием. Получай ещё одну сушку.
2) Игра «Звуки-слоги» (на развитие навыка звукового синтеза слогов).
Учитель-логопед:
А теперь игра с мячом. Я бросаю звуки, а ты мне возвращаешь слоги: а, ш. Какой слог вернешь?: (Слог АШ)
А, С; У, Ш; И, С; Е, Ш; О, С; О, Ш; Е, С; И, Ш.
Молодец, Илья. Получай ещё одну сушку.
5. Итог занятия.
Учитель-логопед:
Илья, назови звуки, которые чаще других встречались на занятии?
(звуки [с], [ш])
Считаем сушки, которые ты получил. Шесть сушек.
Произнеси, сколько сушек ты сегодня получил? (шесть сушек)
6. Самоанализ проведённого занятия.
Тема логопедического занятия: Звуки [с], [ш]. Оно спланировано в соответствии со 2 периодом обучения, перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.
Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые возможности, особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, а также индивидуальные возможности ребёнка.
Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Цель занятия: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах.
Коррекционно-образовательные:
Формировать умение дифференцировать звуки [с] и [ш] по звуковым и артикуляционным признакам;
Развивать умение характеризовать звуки [с] и [ш];
Развивать навык звукового синтеза слогов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие;
Развивать устойчивость внимания;
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самоконтроль во время произношения звуков;
Воспитывать усидчивость.
При проведении занятия соблюдалась комплексность образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения ребёнком фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.
На занятии обучение строила как игру, состоящую из нескольких этапов, за прохождение каждого из которых выдавалось стимулирующее поощрение (сушки). В ходе занятия ребёнок выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребёнка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала ребёнок произносил изолированные звуки [с], [ш], затем – обратные слоги.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Ребёнок динамично переключался со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена динамическая пауза «Лягушки», которая отражала звуковую тематику занятия.
На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность ребёнка. Ему предлагались задания, побуждающие использовать в собственной речи изучаемый звук.
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи ребёнка. Максимально учитывала интересы и способности данного ребёнка, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
Анализируя деятельность ребёнка на занятии, хочется отметить, что он проявлял познавательную активность, эмоционально реагировал на приёмы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Ребёнок был заинтересован, внимателен.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию ребёнка на достижение поставленных задач, помогли овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объёме и цель достигнута.
Использованная литература
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
3. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2013.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.
6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.
Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.
Конспект урока по теме "Дифференциация Т-Д" представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект урока по теме "Письмо Деду Морозу" представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект урока по теме "Дифференциация звуков С-Ш" представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.
Целевая аудитория: для логопеда
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.
Целевая аудитория: для логопеда
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.
Целевая аудитория: для 4 класса
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.
Тема: Тайны деревьев.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В.: Дети, с чего начинается утро?
Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.
В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.
Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.
В.: Осень (какая?)
Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.
Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).
И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.
Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»
Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).
Упражнение «Похожи деревья на людей?»
В.: Дети, похожи деревья на людей?
Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.
Да, ведь они живые, дышат.
Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.
Они двигаются, шелестят листьями.
В.: Деревья растут, как люди.
Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).
В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?
Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.
В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?
Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).
В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?
Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.
В.: - Из каких частей состоит дерево?
Д.: - корень, ствол, крона, ветви.
В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.
Опыт 1. «Признаки дерева».
В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.
Опыт 2. «Возраст дерева».
В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.
Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».
Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).
Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.
Дидактическая игра «Осенние листочки».
1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)
2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)
3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)
4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)
Упражнение «Почему так бывает».
В.: Объясните, почему опадают листья?
Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.
2. Становится холодно, листочки сохнут.
3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют
В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.
1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.
2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.
3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.
4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.
5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.
В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.
Просмотр сказки-драматизации:
«Сказка о девочке Маринку»
Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?
Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.
Маринка: Нет, дерево кормят корни.
Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.
Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.
Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.
Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?
Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.
В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.
Следует руками помахать, вокруг себя покружить
Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.
В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).
Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).
Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).
Опыт «Почему лист зеленый»
В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).
В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).
Изготовление бумаги.
В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.
В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.
Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.
В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).
В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.
Итог занятия: просто і без проблем.